Обучение. Как люди становятся зрелыми, мудрыми, добрыми, изобретательными

Как люди становятся зрелыми, мудрыми, добрыми, изобретательными? Каквоспитывается хороший вкус и хороший характер? Как научитьсяприспосабливаться к новой ситуации, отличать добро и зло, искать правду,понимать прекрасное и распознавать подлинное? Каким образом мы приобретаемэто внутреннее ѕ а не внешнее ѕ знание (311а)? Нас учит собственный опыт, учат пережитые трагедии, брак, дети, успех,любовь, болезни, смерть и т.д. Нас учат боль, недуги, депрессии, несчастья, неудачи, старость, смерть. Многое из того, что относят к ассоциативному научению, фактическиявляется защитным механизмом (225): это обучение внутреннее и востребованноереальной жизнью, а не относительное, произвольное или случайное. По мере самоактуализации человека повторы, вознаграждения и смежностьидей становятся для него все менее и менее значимыми. Вероятно, рекламаобычного сорта для таких людей уже не годится. Они менее восприимчивы кпроизвольным ассоциациям, к намекам о престижности, к призывам, рассчитаннымна снобов и к незатейливым, бессмысленным повторам. Возможно даже, чтопостроенная на этих принципах реклама произведет обратный эффект ѕ то естьзаставит их скорее не покупать, чем покупать. Почему в педагогической психологии так много внимания уделяетсяконкретным целям ѕ отметкам, степеням, зачетам, дипломам, а не мудрости,пониманию, способности рассуждать, хорошему вкусу? В действительности, мы недостаточно знаем о том, как приобретаются иформируются эмоциональные установки, вкусы, предпочтения. Мы пренебрегаем"познанием души", познанием сути. На практике образование довольно часто сводится к тому, чтобыприспособить ребенка к миру взрослых: сделать его удобным, не слишкомнадоедливым и хлопотным. Но есть и другое образование, позитивноориентированное, и его цель ѕ развитие ребенка и его будущаясамоактуализация. Знаем ли мы, как научить ребенка стать человеком сильным,с чувством собственного достоинства, умеющим постоять за себя, стойким кпропаганде и слепому "окультуриванию", неподдающимся внушениям и веянияммоды? Мы очень мало знаем о научении бесцельном, немотивированном ѕ например,о латентном, неявном, с ориентацией на внутренние интересы и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: