Тема 2. Основные понятия культурологии

Артефакт – факт материальной культуры, включающий в себя физические объекты, созданные человеческими руками, материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение.

Герменевтика – (греч. – искусство истолкования) – традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов.

Диалог – в культурологии понимается как парадигма взаимодействия с целью решения задачи или проблемы, при котором его участники исходно признают наличие взаимных расхождений в оценке проблемных ситуации и возможностей выхода из нее.

Диалог культур – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность. Взаимообогащающий диалог «культурных миров» составляет основу их развития, он позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать свою уникальность и самотождественность.

Дискурс (лат. речь, выступление, беседа) – понятие, выдвинутое структуралистами, для анализа социальной обусловленности высказываний; концепция, непосредственно обращенная к читателю, слушателю; означает единство мысли и слова, значения и знака возникающее лишь в процессе человеческого общения.

Игра – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.

Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие: для обозначения другого предмета, свойства или отношения; для переработки и передачи информации. Культура как мир знаков вещи, предметы как носители смысла становятся знаками,система знаков составляет коды. Явления культуры – знаки, совокупность знаков – тексты, в которых закодирована социальная информация.

Знаковые системы:

1) естественные знаки – вещи и явления природы, являющиеся свойством, частью целого (знаки-признаки, пример дым – знак огня);

2) функциональные знаки – знаки-признаки, указывающие на объект по функциям, имеют прагматическое значение (пример, оружие в могиле указывает на воина);

3) иконические – знаки-образы, отличительной чертой является сходство, подобие обозначаемому;

4) конвенциональные – искусственно созданные знаки, имеющие мало общего с тем, на что указывают, служат обозначением объекта по условию (пример, школьный звонок);

5) вербальные – естественные языки, полиструктурные, многоуровневые системы (фонетика, лексика, грамматика, стилистика…);

6) знаковые системы записи – письмо, системы записи естественных языков, нотная запись, танца…

Контекст — (лат. — тесная связь, соединение, согласование) — смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Ментальность, менталитет – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания, формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

Метаязык — язык, используемый для описания естественных и искусственных языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования.

Морфология культуры – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов,типичные формы и структуры культуры.

Норма – понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей, правила поведения, складывающиеся на уровне обыденного сознания.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, выражающий религиозные представления или бытовые традиции, относящиеся ко всем слоям населения.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, основанный на привычках, относящийся к коллективным формам действия.

Онтология (бытие) культуры – этофундаментальные принципы и концепции бытия (существования) культуры.

Преемственность – особенность культуры, способность передаваться во времени, приобретая новые качества.

Парадигма (образец, модель) – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющая конкретное научное исследование и являющаяся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.

Ритуал – стилизованный, регламентированный набор жестов или слов, выполняемый избранником или специально подготовленными людьми, имеющий символическое значение.

Семантика – наука, изучающая знаковые системы как средства выражения смысла.

Символ – 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею. В культуре — универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Через символы нашему сознанию открывается смыслы, живущие в культуре и бессознательных глубинах души, связывающие людей в едином по типу переживании мира и самих себя.

Текст — (лат. — ткань, соединение) — последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций текста (по Ю.Лотману):

1) сообщение, направленное от носителя информации к cубъекту;

2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних aспектов информации и к временному или полному забвению других;

3) общение читателя с самим собой, тем самым текст актуализирует определенные личностные стороны;

4) текст становится собеседником;

5) общение между текстом и культурным подтекстом.

В семиотике текст представляет собой последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст. Всемиотическом смысле любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Традиция – понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени.

Универсалии культурные (лат. общий) своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от места, времени и социального устройства общества, способствующие удовлетворению базисных (физиологических, психологических и социальных) потребностей человека.. Выделяют более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др.

Ценностная ориентация — устойчивая направленность человека, отношение личности к определенным элементам культуры (это могут быть и культурно значимые предметы, и вещи, и символические структуры — идеалы, знания и т.д.).

Ценность – фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку, материальный или идеальный предмет которому приписывают важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость.

Цивилизация (от лат. civilis гражданский, государственный) – 1) синоним культуры; 2) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (по Л. Моргану, Ф. Энгельсу) характеризуемая наличием письма и городской жизни.

Язык — система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует. Выделяют:

1) естественные разговорные – система знаков или код, с помощью которого люди общаются;

2) любая система знаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: