Сегодня без широкого гуманитарного образования, приобщения к культуре, знаний о культуре человек не сможет в совершенстве овладеть своей специальностью, вписаться в современное общество, стать его полноценным членом. Основная задача высшей школы — подготовка не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а формирование личности, способной творчески решать стоящие перед ней задачи, осознанно принимать решения по всем жизненно важным для нее вопросам. Быстрота и нестандартность мышления специалистов определяются не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и их эрудицией, широтой кругозора.
Культурология - одна из базовых гуманитарных дисциплин, входящих в федеральную компоненту Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации. Она решает общеобразовательные задачи по формированию личности специалиста, способного выполнять широкий круг функций в новых социальных и экономических условиях.
Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием широкого признания того, что, чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил, к какой бы профессии ни готовился, без знания основных понятий и проблем культурологии, понимания закономерностей культурных процессов и особенно ясных представлений о культурных перспективах человечества он будет подобен слепцу без поводыря внутри лабиринта. Жить в культуре и ничего о ней не знать — преступно, ибо в этом случае каждое действие человека может оказаться — и оказывается! — разрушительным для культуры. Поэтому в данном учебнике с настойчивостью проводится мысль о том, что культурология — фундаментальная наука, а как учебная дисциплина — базовый предмет в системе образования и подготовки кадров.
Современная система образования является чрезвычайно сложной и многоцелевой. Учащийся средней школы может получить лишь начала культурологического знания, самое общее представление о культуре. Высшие же образовательные учреждения вне зависимости от их профиля и отраслевой принадлежности обязаны обеспечить основательную подготовку своих студентов по базовым дисциплинам в том числе по культурологии. Это особенно касается университетов.
Культурология как теория культуры исследует причины появления, закономерности развития и функционирования культуры, структуру культуры. Важное место в культурологии занимает анализ взаимодействия человека и культуры. Следовательно, основными разделами теории культуры являются: генезис культуры, морфология культуры и динамика культуры. Именно такое понимание предмета «культурология» заложено в действующем Госстандарте.
Основной смысл культурологических знаний состоит в том, чтобы помочь студентам сориентироваться в мире культурных ценностей в истории человечества. При достижении этой цели необходимо исследование проблем культуры и цивилизации, типологии культур, культуры и морали.
В теории культуры должны изучаться основные категории культуры в их развитии, она охватывает рассмотрение всех сторон культурного бытия: связь культуры и природы, культуры и общества, культуры и личности, их соотношение и взаимодействие.
Культурологическое образование в вузе должно быть многоконцептуальным, т.е. должно учитываться наличие различных методологий и культурологических школ. Учебники и учебные пособия по курсу «Культурология» существенно отличаются друг от друга своим авторским подходом, имеют свои «слабые» и «сильные» стороны, не имеют конкретного адресата. В предлагаемом учебном пособии авторы ориентировались на Государственный образовательный стандарт, обобщение материала целого ряда учебников по культурологии, вышедших за последние годы. При работе над предлагаемым изданием учитывались объем часов, отводимый на изучение предмета в вузе, наличие смежных курсов, доступность языка изложения и многое другое.
Коллектив авторов выражает надежду, что пособие поможет студентам освоить курс и применять полученные знания при изучении других предметов социально-гуманитарного цикла.