Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Аккультурация - процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.
Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Антропология культурная – методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной этнологии или социокультурной антропологии. Для А.к. характерно повышенное внимание к духовным образованиям и меньшее к материальным артефактам и системам социальных отношений.
Артефакт - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это предметы, вещи, орудия труда, жилище и т. п.; к артефактам относятся любые феномены духовной жизни общества: науч. теории, суеверия, произведения искусства, фольклор, - все то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.
|
|
Архетип – первообраз, идея. Означает изначальные, врожденные психические структуры, формирующие активность воображения. Лежит в основе общечеловеческой символики, выявляется в мифах, религии, искусстве, философии.
Ассимиляция культурная - полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более "слабого", народа другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного "растворения" порабощенного этноса в этносе поработителя.
Гуманизм - человечность, принцип мировоззрения, в основе которого
лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию.
Диалог культур - процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность.
Диффузия - распространение культурных инноваций из места их возникновения на другие территории.
Диффузионизм – направление в изучении культур, основной предмет исследования которого – заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур.
Динамика культуры – изменение или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.
|
|
Духовная культура - совокупность ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения...), а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного, эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей посредством межкультурных контактов и заимствований.
Евразийство - идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.
Европоцентризм – культурофилософская и мировоззреченская установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другим.
Западничество - направление общественной мысли сер. XIX в. Его представители выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам.
Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
Идентификация (отождествление) – бессознательный процесс, благодаря которому человек ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности.
Идентичность - устойчивая и осознанная система представлений индивида или общности людей о себе, позволяющая им выделяться среди других индивидов и общностей.
Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.
Интернационализация (глобализация) культурная - результат, а также сам процесс развития взаимосвязи, взаимовлияния и сближения культур различных стран и народов. Наиболее ярким проявлением Интернационализация (глобализация) культурная служит возникшая в XX в. мировая (глобальная) культура.
Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и регионами.
Искусство – эстетическая, художественно-образная форма духовной деятельности, результат субъективного, чувственно-эмоционального отношения человека к миру.
Кич – 1) от нем. музыкального жаргона нач. XX в. – по смыслу «халтура»; 2) от нем. – удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.
Коммуникация - передача информации (фактов, идей, образов, оценок) от индивида к индивиду, от культуры к культуре; линия или канал, соединяющий участников К., с помощью которых она осуществляется; процесс передачи и приема информации.
Компенсаторная функция – функция творческого восполнения, возмещения недоступного, труднодостижимого, утраченного, уравновешивание дисбаланса между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Контркультура – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.
|
|
Креационизм – теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.
Кризис культуры – разрыв преемственной связи в развитии традиций, обычаев, ценностных ориентаций, угасание или потеря идеалов, отсутствие обнадеживающей перспективы.
Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с др. сферами материальной и духовной жизни. К числу важнейших проблем относится исследование вопросов истории и теории мировой и отечественной культуры.
Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Понятие «культура» возникло в противовес «природе». Употребляется и в более узком смысле. В наст. время насчитывается более 500 определений. Понятие К. употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных народностей (культура майя), для обозначения сферы духовной жизни людей и т.д.
Культурогенез – (от лат. сultura + генез) понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и соц. закономерностей.
Культурная дихотомия «Восток - Запад» - противопоставление западной цивилизации восточным, имеющее др. исторические корни. В восточной культуре преобладает установка на слияние человека с природой, отказ от активного вмешательства в процессы окружающего мира и делается акцент на личностное самосовершенствование. В западной культуре - установка на покорение природы, активное преобразование общественной жизни, культ науки и техники.
Культурный человек – в общеупотребительной лексике понятие чрезвычайно емкое и широкое. К.ч. является носителем как общих, так и индивидуальных отличительных признаков. Сочетание общих и индивидуальных качеств и представляет собой ценностный облик. В обиходе употребляются разные оценки культуры людей: «человек высокой культуры», «человек низкой культуры», «некультурный человек».
|
|
Культурология прикладная – раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем развивающейся культуры.
Культурный релятивизм – утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Код культуры – (фр. code) совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
Коммуникация культурная – совокупность процессов соц. взаимодействия, в ходе которых происходит обмен информацией, обуславливающий порождение, поддержание, изменение искусственных объектов.
Конвергенция культуры - процесс схождения, сближения культур.
Культурная экспансия - расширение сферы господства, влияния культуры за пределы своей территории.
Культурные традиции – (от лат. traditio – передача, предание) стороны, элементы целостного многовекового процесса развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур.
Либидо – одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психическую энергию.
Личность – культура, отраженная в поведении индивидов.
Локальные культуры – культурологический термин, обозначающий разнообразие геогр. и соц. параметров, с одной стороны, накладывающихся на культуру, а с другой – осваиваемых ею, что ведет к складыванию конкретных ист. типов культуры, которые в литературе и называют Л. к.
Материальная культура - понятие, возникшее как результат условного деления культуры на материальную и духовную. В М. к. входят: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3)культура тоноса (жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу и т.д.
Массовая культура - (синонимы: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. -разновидность культуры, которая ориентирует распространяемые ею (обычно при помощи средств массовой информации) духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.
Маргинальная личность - человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов.
Межкультурная коммуникация - это дисциплина, которая изучает проблемы, возникающие в процессе общения между разными культурными образованиями. 2. Иногда данный термин используют также в узком значении — для обозначения более высокой степени развития. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительном культурном развитии, то есть в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой.
Менталитет, ментальность - образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.
Модернизация культурная – термин, который в культурологии служит для обозначения процесса движения доиндустриальных обществ, базирующихся на традиционных типах социальности, к тем экон. и полит. системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран. Основным ее содержательным элементом являются: рост возможностей использовать технологию в ключевых отраслях мат. производства, расширение форм потребления, а также создание условий для развития нового производства.
Морфология культуры -одна из основных наук о культуре; предмет исследования - изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества. М. к. стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования – от зарождения той или иной культуры до ее смерти.
Народная, этническая культура — культура, которая создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Н. к. называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.
Национальная культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве.
Создателем Н. к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники, гуманитарии, берущие на себя функции индивидуального творчества.
Нормы культуры – формирующиеся тысячелетиями и передающиеся из поколения в поколение образцы и правила поведения или действия, складывающиеся на уровне обыденного сознания общества.
Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Партикуляризм - мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности.
Религия (лат. religio)– «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» (Джонстоун).
Релятивизм - отношение к жизни, которое характеризуется недоверием к возможностям человека познавать мир; абсолютизация относительности наших знаний.
Релятивизм культурный - направление в культурологии, утверждающее множественность культур, путей их развития и ценностных систем.
Рецепция - осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной.
Рок–культура - частный случай суб- и контркультуры, основанный на локальных ценностях определенной социальной группы, для которой наиболее свойственны гротескная форма и яркая экспрессивная выразительность.
Славянофильство - одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в. Выступало с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии классовой борьбы, в крестьянской общине, православии.
Симбиоз в культуре - процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу.
Символы культуры – (от греч. symbolon) термином обозначают условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной соц. группы. Такими С.к. народа выступают практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.
Социология культуры - область культурологического и социологического знания, связанная со сбором, обработкой и анализом разнообразной социологической информации; предполагает эмпирическое исследование процесса развития культуры.
Социальные институты – сравнительно высокоорганизованные соц. системы, отличающиеся устойчивой соц. структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы. С. и. – это семья, государство, его органы, партии, системы образования и т.д.
Срединная культура - культурологический термин, обозначающий устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающую единство и целостность его духовной жизни. Формирование такого ядра культуры снимает напряженность оппозиционных ценностей.
Субкультура (лат. sub – под) – специфическая форма культуры, основанная на иерархии локальных ценностей определенной социальной группы или общности (возрастной, профессиональной, идеологической), носящая по отношению к господствующим духовным ценностям подчиненный характер.
Субъекты культура ( лат. subjectum ) – понятие, обозначающие различных носителей в сфере создания, потребления, сохранения и трансляции культурного достижения, норм, отношений. В качестве субъектов культуры выступают: 1) отдельные личности, воспроизводящие себя как субъекты культуры определенной эпохи, 2) социально-культурную общность как совокупность индивидов, объединенных единой системой ценностей.
Сциентизм – мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем.
Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии либидо на культуротворчество.
Типология культуры – (от фран. typos. – отпечаток, образец + …логия) применяемый в культурологии науч. метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов культуры и их группировка с помощью обобщенной модели их типа, что дает возможность установить их видовые отличия и сходства.
Теория культуры — все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие. В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.
Универсализм культуры - мировоззренческая установка на сближение культур, их синтез.
Унификация культур - приведение культур к единой системе, форме, единообразию.
Философия культуры - область культурологического знания, возникшая на рубеже XVIII-XIX вв. и занимающаяся классификацией, сравнительным анализом, выявлением наиболее общих принципов подхода к анализу сложных и многоплановых процессов в культуре.
Форумность культур - понятие, употребляемое для обозначения идеи равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенности.
Функции культуры – возможности удовлетворения духовных потребностей человека и общества. Основные Ф.к.: гуманистическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникативная, эстетическая, познавательная, воспитательная, духовно-охранительная, символическая.
Функционализм – направление в изучении культур, основанное Б.Малиновским. Главное содержание направления - выяснение функции каждого элемента культуры. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.
Художественная культура - особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживания), духовна в своей основе, имеет как правило, изобразительный характер. Это особая целостность, в которой материальное и духовное органически соединяется. Пример близости в материальной культуре-архитектуры к технике, в духовной культуре - литературы к науке.
Ценность – представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей.
Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский). В настоящее время употребляется в нескольких значениях: синоним культуры; уровень, степень общественного развития; ступень общественного развития, следующая после варварства; стадия деградации и упадка культуры. Наиболее часто употребляется с положительным смысловым значением как высокая стадия развития культуры.
Человек культуры – собирательный образ, используемый в культурологии для фиксации всего многообразия историко-культурных традиций и новаций, мировоззренческих парадигм той или иной эпохи. Принято говорить о человеке антич. культуры, Ч. к. Возрождения, Ч. к. средневековья, Ч. к. Нового времени и т.д.
Эволюционизм - направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.
Элитарная культура - понятие, противоположное понятию «массовая культура». Выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве; ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Э. к. характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и многообразием форм художественного мира.
Энкультурация – (вхождение в культуру) овладение этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Необходимо отличать от социализации. Если в результате социализации человек овладевает особым способом действия, специфическим для него в отличие от животных, то в результате энкультурации появляется человек особой культуры.
Эскапизм в культуре – стремление творческой личности в состоянии кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий. Любая деятельность может стать эскапизмом, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Это стремление, как правило, возникает в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные отношения с окружающими.
Эстетика - философская наука о наиболее общих принципах эстетического (чувственного) освоения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего - в искусстве. Одна из важнейших проблем - проблема прекрасного.
Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
Этос – общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (А. Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.
Этноцентризм – система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного ораза жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном.
Язык – средство коммуникации, общения, закрепления и передачи информации, система знаков, с помощью которых человек выражает свои мысли и чувства, познает мир и передает накопленный опыт другим поколениям. Языки разделяются на естественные и искусственные, вербальные и невербальные, «живые» и «мертвые». «Язык – дом бытия» (Хайдеггер).
Язык культуры – культурологическая категория, характеризующая коммуникативные особенности человеческого общества, складывающиеся и формирующиеся во взаимодействии совместно проживающих и общающихся между собой людей.
Список рекомендуемой литературы
1. Аванесова Т.А. Динамика культуры. – М, 1997.
2. Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.
3. Антология исследований культуры. В 2 т. Т. 1. - СПб.,1997.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.
5. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.
6. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. - М., 1991.
7. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. - М., 2000.
8. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / отв. ред. Е.В. Попов. -Ростов-н/Д, 1996.
9. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987.
10. Викторов В.В. Культурология: учеб. пособие — М.: Вузовский учебник,—2007.
11. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.,1977.
12. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв. - М., 1990.
13. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. — М., 2007.
14. Гуревич П.С. Культурология: учеб. пособие. - М., 2007
15. Гуревич П.С. Философия культуры: пособие для студентов. - М.: Аспект Пресс, 1994.
16. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология ХХ век. Антология. - М., 1994.
17. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
18. Динамика культурных и социальных связей. - М., 1992.
19. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. - Ч. I - III.
20. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. - М., 2002.
21. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970.
22. Запад и Восток. Традиции и современность. - М., 1993.
23. Зиммель Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное. В 2 т. - М., 1996.
24. Иконникова С.Н. История культурологии. - СПб., 1996.
25. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 2001.
26. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2003.
27. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. - СПб., 1998.
28. Коржевская Н. Социальные институты как общественное явление (социологический аспект). - Свердловск, 1983.
29. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2001.
30. Культура, культурология и образование. Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1997 -. № 2.
31. Культурология в вопросах и ответах / под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1997.
32. Культурология: курс лекций / под ред. А.А. Радугина. - М., 1997.
33. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.
34. Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А.А Радугин. – М., 2007.
35. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.
36. Культурология: учебник для студентов технических вузов / под ред. Багдасарьян Н.Г. -М.: Высшая школа, 2006.
37. Культурология: хрестоматия / сост. проф. П.С.Гуревич. — М.: Гардарики, 2000.
38. Культурология. - М.: Общ-во «Знание», 1993.
39. Культурология. XX век: словарь. - СПб., 1997.
40. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007.
41. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. - М., 1997.
42. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1993.
43. Левяш И.Я. Культурология: курс лекций. – Минск., 2006
44. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. - Саратов, 2001.
45. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.
46. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.
47. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992.
48. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 1998.
49. Лотман Ю.М. Типология культуры. (Любое издание).
50. Лотман ЮМ. Семиосфера. СПб., 2001.
51. Малюга Ю Л. Культурология. - М.,2007
52. МалюгаЮ.Я. Культурология. - М.,1999.
53. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. - М., 2000.
54. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 1983.
55. Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.
56. Мир философии. Книга для чтения. - М., 1991.
57. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., - 2000.
58. Моль А. Социодинамика культуры. – М.,1973.
59. Ницше Ф. Воля к власти. - М.,1994.
60. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. - М., 1989.
61. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. пособие для вузов.-М., 2001.
62. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
63. Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие. - М., 1998.
64. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.
65. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994. - С. 5-31.
66. Розин В.М. Культурология: учебник для вузов. - М., 1998.
67. Романов Ю.И. Культурология. — СПб.,2007.
68. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М., 1993.
69. Русская мысль в век Просвещения / отв. ред. Н.Ф. Уткина. - М., 1991.
70. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996.
71. Смолкина Н.С. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века: хрестоматия. - М., 1995.
72. Соломоник А. Язык как знаковая система. - М., 1992.
73. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
74. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / сост. Б.С. Ерасов.-М.,1998.
75. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
76. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1968.
77. Учебный курс по культурологии / под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1996.
78. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.
79. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1986.
80. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1.
81. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-н/Д, 1997.
82. Хрестоматия по культурологии / под ред. И.Ф. Кефели и др. T. I. -
СПб., 1999; Т.II - СПб., 2000.
83. Хрестоматия по культурологии. учеб пособие / сост. А.И.Кравченко. - М.: 2006.
84. Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. - М., 1993.
85. Штомка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.
85. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.,1997.
86. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. - М., 1994.
87. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М.,1991.
* О социальных институтах и культурной политике смотрите в главе 9.
* Более подробно об универсалиях культуры читайте в гл. 11
* Подробнее о маргинальности в культуре см. в главе 12.
* О межкультурной коммуникации читайте в главе 11.
** О роли образования в овладении национальной культурой.
* Такое значение термина «цивилизация» раскрывается в главе 10.
* Об этом подробнее говорилось в главе 4.
* Ее формы будут рассмотрены подробнее в 6 главе учебника.
* О социализации и инкультурации см. в гл. 12.
* Подробно об их роли смотрите в гл.9.
* О ценностях и нормах культуры, их роли уже упоминалось в 3 главе.
* См. об этом в гл. 9.
* Подробнее об этом говорится в главе 11.
* Об этом речь пойдет в 12 главе.
* Подробнее об этом смотрите в разделе «Локально-типологическое рассмотрение культуры».