Зоопсихология

В зоопсихологии исследователи отталкиваются от чувств голода и жажды.Почему бы не обратиться к изучению более высоких потребностей? Вдействительности, мы не знаем, испытывает ли белая крыса что-либо подобноенашим высшим потребностям в любви, красоте, понимании, уважении и т.п. Носуществующие методики и не позволят нам продвинуться в этом направлении.Надо покончить с психологией отчаявшейся лабораторной мыши ѕ мышки,изможденной голодом и изнуренной пытками электричеством, доведенной дотакого состояния, в каком человек редко когда оказывается. (Подобные опытыпроводились на обезьянах.) Пожалуй, следует изучать процессы понимания и постижения, а не делатьупор на экспериментах по механическому запоминанию, научению посредствомслепого ассоциирования; при которых рассматриваются усредненные величины ѕ вущерб высшим и низшим уровням проявления умственных способностей, крайнимпроявлениям. Когда Хасбенд (204) продемонстрировал, что крыса способна проходитьлабиринт почти так же как человек, следовало тут же отказаться отиспользования лабиринта в качестве инструмента исследования процессанаучения. И так ясно, что по сравнению с крысой человек обладает большимиспособностями к обучению. Определять это экспериментально ѕ все равно, чтоизмерять рост баскетболиста в комнате с низким потолком: мы узнаемрасстояние от пола до потолка, но никак не рост человека. Так и с этимилабиринтами: измеряется уже заранее известная величина, а не потенциалобучения и мышления, пусть даже всего лишь крысы. Маловероятно и то, что опыты с животными, стоящими на высокой ступениразвития, подскажут нам нечто большее о нашей собственной психологии, чемопыты с животными, стоящими на более низкой ступени. Нельзя забывать, что,делая ставку на изучение животных, мы заведомо отказываемся от рассмотрениятаких исключительно человеческих проявлений, как мученичество,самопожертвование, стыд, символика, язык, любовь, юмор, искусство, красота,совесть, вина, патриотизм, идеалы, поэзия и философия, музыка, наука и т.д.Зоопсихология ценна там, где идет речь о характеристиках, общих для человекаи приматов. Но какой от нее толк, когда дело касается свойств, которыеприсущи только человеку, или по которым у него несомненное превосходство ѕскажем, по латентному научению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: