Средневековья

Средние века – это период зарождения, господства и разложения феодализма в Европе, продлившийся с V по конец XIV – начало XV века. Средневековье было временем выхода на историческую арену молодых народов, которые миновали в своем социокультурном развитии стадию рабовладения и перешли от родоплеменных отношений к государственному бытию.

В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Феодальные отношения как основа экономической жизни средневекового общества.

2. Католическая церковь и ее приоритетное значение в политико-идеологической и духовной сферах культуры. Формирование религиозного сознания и символического мышления.

3. Возникновение светской аристократии, ее социальные функции. Тенденции сепаратизма и централизации в политике зрелого Средневековья. Правовые документы эпохи.

4. Города и городская культура.

5. Сословия средневекового общества и формирование сословной морали.

6. Эстетические представления и художественная культура европейского Средневековья.

Культура европейского Средневековья возникла на руинах античной римской культуры. Ослабление и распад центральной власти Римской империи сопровождался смутами, войнами, хозяйственной разрухой и упадком нравов. Дряхлевшая греко-римская античность пала под ударами варваров. Едва ли не единственной ценностью уходящего в прошлое античного мира для молодых народов стало христианство. Именно религиозная идея, возникшая на периферии Римского мира, стала консолидирующим и объединяющим началом молодой европейской варварской культуры.

Приоритетное значение христианской идеи для формирующейся средневековой культуры определилось уже в эпоху генезиса нового общества. Оно было связано с наличием чуть ли не единственной хорошо организованной и централизованной силы в распадающемся мире церковной организации. Христианство сумело решить важнейшую историческую задачу своего времени ‑ вывести народы Европы из варварского состояния, опираясь при этом не столько на предшествующий социокультурный опыт, сколько противостоя ему. На протяжении всего Средневековья шла ожесточенная борьба с греко-римским языческим наследием. Новый мир уничтожал не только памятники материальной культуры прошлого, но и подверг радикальному пересмотру мир греческих и римских идей. Античные идеалы мудрости и красоты официальная христианская идеология заменила идеей беспомощности человеческого разума и греховности его плоти. В теоцентрической картине мира были абсолютно противопоставлены безупречный небесный мир и порочный земной, всемогущество Бога и ничтожность человека. Несмотря на утверждение официальной церковью идей смирения, кротости, любви и милосердия, общественное сознание и общественное бытие эпохи Средневековья были весьма противоречивы. В них соединялось несоединимое: жестокость в преследовании инакомыслящих (еретиков и язычников) и христианское милосердие; изощренные богословско-схоластические споры интеллектуально-духовной элиты и невежество основной массы населения; варварское пренебрежение к человеческой личности и христианская забота о спасении души; необходимость во всем руководствоваться религиозными догматами и необыкновенная устойчивость архаических обычаев, никак не согласовывавшихся с канонами христианской веры.

Христианское учение как мощный духовно-преобразующий и консолидирующий общество фактор стало основой средневекового мировоззрения. Наука, философия, образование, искусство находились под строгим религиозным контролем и обслуживали церковные нужды. Церковь регламентировала не только важнейшие события человеческой жизни (рождение, свадьбу, смерть), но и повседневность. Церковные правила определяли распорядок дня, церковный календарь устанавливал дни праздников, церковный колокол отсчитывал время. На христианских понятиях добродетели и греха строилась нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказание за преступления против веры.

Однако было бы неверно видеть своеобразие средневековой культуры только в ее религиозно-христианской окрашенности. На протяжении Средних веков в Западной Европе произошли сдвиги, которые имели лишь косвенное отношение к духу религиозности или даже совершались вопреки ему. В эпоху Средневековья начали зарождаться современные европейские нации, языки и государства, возник новый (по сравнению с античным) тип города, начала формироваться бюргерская культура, ставшая оплотом свободомыслия и антиклерикализма в последующую эпоху.

Термин “средние века”.

Сам термин появился в произведениях итальянских гуманистов (лингвистов и литераторов) для обозначения времени, отделявшего их эпоху (эпоху Возрождения) от периода классической древности (греческой и римской античности). В XVII веке в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Понятие “средние века” в историографии не приобрело строго научного смысла и хронологической определенности: начало и конец эпохи трактовались произвольно, как и значение этого времени в истории человечества. До XIX века средние века оценивались как время культурного регресса, невежества и мракобесия. В настоящее время историко-культурная значимость средних веков не оспаривается никем. Они рассматриваются как закономерный этап развития, обеспечивший преемственность в развитии человеческого социума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: