Лекция 3. Культура Древнего Востока

Часть 2. Культура древнего Китая.

Китай – огромная и самая населённая страна в мире, в которой живёт множество разных народностей, но девять десятых её населения составляют китайцы. Сегодняшние китайцы называют свою страну Чжунго (“Срединное государство”), но в давние времена именовали Поднебесной. История Китая насчитывает несколько тысячелетий. Мудрый и талантливый китайский народ изобрёл много полезных вещей: Китай дал миру звонкий фарфор и бумагу, переливчатый шелк и компас, печатный станок и порох, праздничные фейерверки и чай, особую медицину, связанную с аккопунктурой и специфические приемы рукопашной борьбы и т.д.

Китайцы создали своё особое письмо, где каждый специальный знак-иероглиф обозначает не просто букву или звук, а слог или целое слово.

В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Характерные черты китайской культуры.

2. Культура периода Шан –Инь.

3. Культура Чжоу.

4. Культура эпохи Цинь иХань.

Периодизация истории Китая для современного китаеведения остаётся спорным и актуальным вопросом. Так называемый формационный подход к анализу смены стадий в истории китайской культуры не совсем правомерен, поскольку обнаруживается несовпадение китайских исторических эпох с европейскими формационными периодами. Если за определяющие периодизационные критерии принять тип государственности, характер социально-экономических отношений и уровень развития культурных форм, то историю Древнего Китая можно представить следующим образом: Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности); Древний Китай, объединяющий период ранних государств (эпохи Шан –Инь, XVI – XI вв. до н.э., и Чжоу, XI ‑ III вв. до н.э.) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань, III в. до н.э. – III в. н.э.).

Китайский этнос создал особый тип культуры, резко отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Всё это оказало влияние на характер представлений о мире. В связи с этим заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего учёные выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба – высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку. Именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае. Однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками.

Эти особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная со II в. до н.э. Как и у других народов, у китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе кровавые. Но с течением времени на первый план среди этих богов и духов стал выходить Шанди – верховное божество и одновременно их предок-тотем. Смещение в культе Шанди акцента в сторону функций первопредка сыграло в истории цивилизации Китая огромную роль: оно привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, проявившегося в абсолютизации культа предков. В дальнейшем, в эпоху династии Чжоу, распространившей власть на обширную территорию бассейна Хуанхэ, культ Неба и Чжоу вытеснил Шанди. На Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем. Чжоуский ван (правитель) стал считаться сыном Неба, а китайская империя – Поднебесной. Этот титул и название страны сохранились вплоть до ХХ века.

Культу Неба был придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Под добродетелью при этом понималось соответствие правителя, олицетворяющего народ, внутренней божественно-космической силе Неба. Только имея добродетель, правитель имел право управлять. Теряя её, он утрачивал это право. Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай и окружающую его варварскую периферию, явно тяготеющую, по их представлениям, к центру, т.е. к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.

Со временем Небо, в представлениях китайцев, всё более теряло присущие ему когда-либо личностные черты и превращалось во всеобщий порядок движения всего сущего, порядок одновременно космический и нравственный. Смысл жизни для древних китайцев заключался в поддержании правильных отношений человека с космосом, в умении всегда соответствовать движению мира.

Итак, в китайской традиции религия обернулась этикой, индивид в ней как бы заслонил богов. Акцент на моральной и совершенно беспристрастной воле Неба потребовал и соответствующей трактовки народа, который был объявлен глашатаем воли Неба. Космически санкционированный коллективизм получил в китайском мировоззрении также довольно прочное место.

Китайской культуре присуща ещё одна яркая черта – доверчивость людей к мудрости природы. Это позволило китайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности, ни несовершенству, ни дисгармонии. Эта картина мира поражает своей цельностью, совершенством и гармонией. Мир в представлении китайцев – это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга. В каждом явлении природы просвечивается богатство всей природы.

Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. И эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства. Не удалось вытеснить эту идею и буддизму, составившему вместе с конфуцианством и даосизмом философско-религиозную триаду (сянь цзяо) – духовный стержень всей китайской культуры.

Архаический Китай представлял собой самую древнюю культуру китайского народа. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день является обнаружение нескольких костных фрагментов дриопитека, найденных в 1956-1957гг. Возраст дриопитека определяется в 15 млн. лет. Поэтому Китай относится к числу регионов, где зарождалось и становилось человечество.

В более отчетливом и целостном виде, чем палеолит, предстает неолитическая эпоха (VI тыс. до н.э.). Эта эпоха, открытая в 1921г., на сегодняшний день представлена более чем 20 культурами, находившимися во всех важнейших регионах Китая: в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, в северо-западных (окрестности Пекина) и восточных районах. Самыми массовыми находками этих культур являются изделия из керамики и в первую очередь художественно оформленная посуда. В целом не вызывает сомнений, что именно в неолитическую эпоху зарождается керамика, шелковое и лаковое производство, ювелирное дело, живопись, пластика, а также исходные для китайской цивилизации культы, космологические представления.

В V – III тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры, наиболее ранней из которых была культура Яншао. Яншаоские племена, населявшие долину главного притока Хуанхэ – реки Вэйхэ, а затем распространившиеся в западном и восточном направлении, жили в небольших посёлках в непосредственной близости от речных пойм. На плодородных аллювиальных почвах яншаосцы возделывали чумизу. Они разводили свиней и собак. Большого мастерства яншаосцы достигли в технике изготовления керамики, обжигавшейся в специальных печах и украшавшейся ярким крашеным геометрическим или зооморфным орнаментом.

Но постепенно происходят изменения в культуре яншаоского типа. Исчезает крашеная керамика, её место занимает серая и чёрная посуда, изготовленная с помощью гончарного круга. Культуры этого типа обычно именуются Луншань, характеризуются дальнейшим прогрессом в земледелии. Совершенствуются каменные орудия, в частности, появляются более производительные виды жатвенных ножей и серпов. Изменения происходят и в социальных отношениях: в луншаньских погребениях впервые обнаруживаются следы имущественной дифференциации между членами общества.

Согласно дошедшим до нас легендам о “совершенных правителях древности”, когда-то в Поднебесной правил великий мудрый Яо. Состарившись, он избрал преемником не своего сына, а способного и энергичного Шуня. При этом правителе на Поднебесную был ниспослан потоп. Шунь объявил, что передаст бразды правления тому, кто спасёт людей от потопа. Это удалось сделать великому Юю: он углубил русла рек, и по ним вода ушла в море. Так Юй стал правителем. Место Юя занял, вопреки традиции, не посторонний человек, а Ци – сын Юя. После этого власть стала передаваться в Поднебесной по наследству. В этой легенде, скорее всего, нашли отражения определённые факты: на смену выборным вождям постепенно приходит наследственная власть. Ци считается основателем первой древнекитайской династии Ся. Однако отсутствие достоверных письменных источников не позволяет решить вопрос о том, что представляло собой древнекитайское общество во время правления этой династии.

По преданию, последний правитель династии Ся отличался необыкновенной жестокостью, чем восстановил против себя вождей подчинённых племён. Предводитель одного из них по имени Тан восстал против тирана, сверг его и объединил Поднебесную под своей властью. Он был представителем новой династии Шан, впоследствии получившей название Инь.

Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III тыс. до н.э. Немало сходства в керамике Инь и Луншань.Мало изменился на протяжении столетий характер земледелия и сельскохозяйственные орудия. Основным копательным орудием оставался деревянный заступ “лэй” ‑ двузубая палка с поперечной перекладиной. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности. В позднем Инь были известны приёмы обогащения медной руды, рецепты сплавов меди и олова, а для литья использовались высококачественные глиняные формы. Однако достижения техники того времени почти не затронули основную сферу общественного производства – земледелие. Бронза применялась в эпоху Инь преимущественно в двух областях: для производства оружия и ритуальных сосудов для жертвоприношений.

В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения- места сосредоточения ремёсел; их можно считать городами. Городская стена раннеиньской столицы близ города Чжэнчжоу имела основание не менее 6 метров толщиной. Такая стена надёжно защищала население города во время военных действий. Как показали раскопки иньской столицы близ города Аньяна, на территории города размещались многочисленные дворцовые и храмовые здания, возводившиеся на глинобитных платформах. Эти здания поддерживались мощными колоннами, которые устанавливались на каменных или бронзовых основаниях. Сеть отводных каналов служила для стока излишков влаги в случае дождей или паводков. В пределах городской стены размещались мастерские – литейные, косторезные, гончарные и т.д. Таким образом, ремесло отделилось от земледелия.

Наконец, указанием на вступление общества в качественно новую эпоху является появление письменности.

Дошедшие до нас образцы иньской письменности ‑ древнейшие надписи на территории Восточной Азии.Они представлены гадательными текстами на костях животных и панцирях черепах. Однако несомненно, что в иньский период широко использовались и другие материалы для письма, в частности, деревянные планки.

Согласно представлениям древних китайцев “главные дела государства – это жертвоприношения и войны”. И то, и другое нашло достаточно подробное отражение в текстах иньских надписей на гадательных костях.

Представления иньцев об окружающем мире носили отчетливо выраженный эгоцентрический характер. Они считали, что в центре Поднебесной находится Великий город Шан ‑ резиденция правителя. Вокруг него простираются территории, входящие в состав иньского государства. Они различаются по странам света: западные земли, южные земли и т.д. За пределами земель живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Однако четкой границы между землями и племенами фактически не существовало. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью соответствующих земель и наоборот. Иньское государство не имело какой-либо иной системы территориального деления, кроме родоплеменного. Оно возникло, скорее всего, как союз племен, одно из которых возвысилось над другими и подчинило их своему влиянию.

Политическое единство иньцев олицетворялось правителем ‑ ваном. Отчетливо выступает тенденция к единоличному правлению государя. Власть вана выражалась в его праве отдавать приказы любому человеку, находящемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял карательные походы против враждебных племен. Если же племя признавало власть вана, то отныне оно могло рассчитывать на его покровительство. Вождь же покорившегося племени должен был регулярно платить дань вану.

В Древнем Китае империя была проявлением всеобъемлющей гармонии бытия, а император – религиозным символом власти. Император, подобно Небу, все укрывал собой, подобно Солнцу, всё освещал. Поскольку Небо означало полноту природы каждого существа, император должен был править, не вмешиваясь в ход событий, управлять нужно было так, чтобы каждый мог реализовать себя, поэтому император был символом покоя и порядка на земле. Император должен был выполнять множество ритуалов и знать советы Неба. Этому его учило гадание по “китайской библии” ‑ “Книге Перемен” (И Цзин). Она была создана старейшими мудрецами Китая в глубокой древности и состоит из 64 гексаграмм, которые являются геометрическим выражением всеобщего ритма природы и соответствуют судьбам людей и государств, как казалось китайцам.

В период развития государства Инь широкое распространение получило развитие художественной культуры. Изделия из бронзы, нефрита, кости, керамики являют собой образцы выраженных талантов иньских мастеров. Кроме того, в иньскую эпоху зарождается музыкальная культура Китая, которая в дальнейшем станет одной из сложных музыкальных культур мира.

Следующий период развития древнекитайской культуры связан с образованием государства Чжоу (XI-III вв. до н.э.), которое возникло в результате покорения Шан-Инь народностью, известной как чжоусы, точная этнокультурная принадлежность которой до сих пор дискутируется в науке. Тем не менее не вызывает сомнений, что чжоусы унаследовали и развили все цивилизационные достижения иньского государства. В рамках чжоуской эпохи особо выделяется период, обозначаемый как период Борющихся царств (Чжаньго: 475-221гг. до н.э.). В этот период централизованное чжоуское государство распалось на несколько самостоятельных царств, ведущих непрерывные междоусобные войны. Несмотря на раздробленность страны, во всех царствах Китая того времени имели место общие социально-экономические и культурные процессы, носившие бурный новаторский характер. К важнейшим из них относится появление имущественной знати, интенсивное развитие ремёсел, торговли, городов, активное использование железа, повлёкшее за собой качественные изменения в системе землепользования и в прикладном искусстве.

В духовной жизни китайского общества этого периода выделяют формирование национальной религиозной и философской мысли, а также становление философских школ.

Религия Китая была своеобразной. Человеку нужны были защитники в разных сферах бытия, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных, ужасающих образов. Древние китайцы обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи.

Важным событием для Китая было создание письменной культуры, сопровождавшееся созданием книги как таковой. Пишутся первые поэтические памятники и художественная проза. Кроме того, этот период времени ознаменовался расцветом шелкового, лакового производства и ювелирного дела с широким использования благородных металлов.

Эпоха Чжаньго вошла в традицию как классический период в истории духовной культуры Китая. И действительно, она была неповторимой эпохой многообразия идей, не стесняемых никакой идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности интеллектуальной жизни. На городских площадях, на улицах и в переулках, во дворцах правителей и домах знати происходили идейные диспуты. В знаменитой на весь Китай академии Цзися сходились до тысячи “мужей, искусных в споре”, состязавшихся в красноречии.

В эту эпоху “соперничества ста школ”, как ее называют источники, складывались основные направления философско-политической мысли Древнего Китая: конфуцианство и даосизм, которые оказали огромное влияние на все последующее развитие китайской духовной культуры.

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца из царства Чу Лао-цзы. Он считался автором философского трактата “Дао дэ цзын” (“Книга о дао и дэ”, IV ‑ III вв. до н.э.). Основная категория учения Дао трактовалась как “путь природы”, “мать всех вещей”. “Дэ” понималось как благость, качественная природа, нравственная сила. Человек, обладающий “дэ”, “движим внутренней чистотой”.

Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к естественному состоянию, которому свойственно внутриобщинное равенство. Даосы осуждали социальный гнет, войны, выступали против богатства и роскоши знати, бичевали жестокость правителей и самоуправство сановной элиты.

Лао-цзы выдвинул теорию недеяния, которая отражала в себе идею деятельности без разрушительного действия, деятельности в резонансе с природной жизнедеятельностью: “делать, не делая”, “действовать, бездействуя”. В позитивном смысле это выражение означает “жить так, как живет природа”. Лао-цзы признавал объективность мира, выступал против обожествления неба. Он учил, что небо и земля – всего лишь части природы.

Центральное место в даосизме занимала идея “воплощения” даосом божественных сил космоса в самом себе. Целью даосского подвижничества считалось постижение в себе сокровенного “подлинного государя”, или символа бытия, который предвосхищает все сущее и дает власть над миром.

Конфуцианство возникло на рубеже VI ‑ V вв. до н.э. Его основоположником являлся Учитель Кун – странствующий проповедник из царства Лу, который был впоследствии обожествлен. Он излагал свое учение устно в форме диалогического собеседования. Изречения Конфуция были затем записаны его учениками и сведены в трактат “Лунь юй” (“беседы и суждения”). На протяжении многих веков это произведение составляло основу начального обучения в китайских школах, где от учащихся требовалось его зазубривание наизусть. Конфуцианство, прежде всего, связано с проблемами нравственности и управления. Конфуций уделял главное внимание не вопросам бытия, а человеку и обществу.

По конфуцианскому учению, общественная структура, как и устройство мира, вечна и неизменна. Каждый в ней по воле Неба занимает строго определенное место. Небом предопределено деление людей на “благородных”, способных к самоусовершенствованию, и “низких”, которым предначертано свыше заниматься физическим трудом. Конфуций был ярким приверженцем сохранения традиций, призывал к возрождению древних обычаев и методов управления.

Одна из важнейших заповедей в учении Конфуция – сыновнее благочестие, т.е. любовь сына к своим родителям. Дети обязаны не только исполнять волю родителей и верно служить им, но они должны любить их всем сердцем. Если человек не любит своих родителей, он – существо ненормальное.

В древнекитайском мировоззрении факт смерти оценивался как нечто, не имеющее глубокого значения. Отсюда возник тотемизм, т.е. культ предков. Дух предков мог оградить человека от злых духов, гнева богов и от ударов судьбы. Религия древних китайцев представляла собой, с одной стороны, обожествление космоса и природы, с другой – развитый культ предков.

Когда человек умирал, никакой трагедии из этого не делали. Считалось, что он все равно остается среди живых, но уже как усопший. Мертвый уходит от живых условно, т.к. переходит в другое состояние. Вот почему в этой культуре символика смерти носила земной характер.

Конфуций всячески закреплял культ предков, считая его одной из самых значительных традиций. Именно почитая традиции, человек обретает знания о прошлом и использует опыт предков. Не знатное происхождение и имущественное положение давало право человеку называться “благородным мужем”, а образование и высокие моральные качества, которые приобретались в результате длительного обучения и воспитания. Люди делились на образованных и необразованных. Конфуций верил, что человек по своей природе добр, люди по природе своей одинаковы, различаются же они только вследствие своих привычек. И если не учить человека, то его добрая природа извратится.

Период Борющихся царств (Чжаньго) завершился новым объединением Китая и возникновением первого в истории страны собственно имперского государства – империи Цинь (221-207 гг. до н.э.). В этот период была создана законодательная база и управленческая структура, обеспечивающие верховную власть императора. К числу важнейших реформ относятся также унификация системы мер и весов, письменности и денежной системы, строительства единой сети казенных дорог. Все это способствовало урегулированию товарно–денежных отношений и их полному подчинению государственному контролю.

С циньской эпохой связаны многие достижения китайской цивилизации в области рациональных знаний и производственной деятельности. Они нашли воплощение в таких всемирно известных памятниках, как Великая Китайская стена и Великий китайский канал. Еще одно уникальное во всех отношениях наследие Цинь – так называемая глиняная армия “Цинь-ши-хуан-ди” ‑ несколько тысяч глиняных фигур воинов, лошадей и колесниц в натуральную величину, найденных на подступах к погребению этого императора.

Следующая древняя империя – Хань (206 г. до н.э. – 220 г) ‑ является самым могущественным из древних китайских государств. В глазах последующих поколений она стала олицетворением величия национальной древности, ее политического и духовного расцвета. Показательно, что название этой империи используется во всех этнологических терминах, отражающих самосознание китайцев: “люди Хань” ‑ “китайцы”, “язык Хань” ‑ “китайский язык” и т.д. Но, справедливо считаясь временем окончательного утверждения и наивысшего подъема древнекитайской имперской государственности, ханьская эпоха не содержит в себе каких-либо принципиальных культурных новаций. Все процессы, составляющие духовную жизнь общества этого периода, носят преимущественно экстенсивный характер. Они лишь укрепляли, умножали и развивали культурные достижения чжоуской эпохи.

Для ханьского искусства характерно дальнейшее развитие погребальной пластики, появление собственно живописи в виде настенных росписей и монументальной каменной скульптуры.

К числу наиболее значительных событий ханьского времени относится начало функционирования Великого шелкового пути, связавшего Китай со многими странами и государствами. По маршруту Великого шелкового пути в Китай проникло множество культурных, идеологических и технологических новаций, главной из которых считается появление на Дальнем Востоке буддизма.

Ханьская империя погибла в горниле народных восстаний и междоусобных войн, завершив собой эпоху древности в национальной истории.

Своеобразие классической культуры Китая состоит в акценте на ритуальное, т.е. символическое, действие как таковое. Империя как конкретное государство только символизировала собой истинную “небесную” империю. Власть полностью отделялась от ее физических представителей. Отсюда специфическое для Китая сосуществование двух концепций: магико-религиозной концепции власти императора как средоточие космического порядка и чисто светской теории государства, руководствовавшейся исключительно соображениями эффективности административного аппарата.

Империя в глазах людей была проявлением всеобъемлющей и священной по своей значимости гармонии бытия, и каждая деталь ее устройства получила свой небесный прототип. Однако религиозный смысл имперского порядка воплощался не столько в официальных культах, сколько непосредственно в мироустроительных жестах императора. Официально он являлся фокусом космического всеединства, и его божественная ипостась пребывала в точке рядом с Полярной звездой, вокруг которой вращается небесная сфера.

В древнекитайской империи общественный, правовой и политический статус индивида не различались. Показательно, что социальная мысль Китая не знала вопроса: что есть человек? Ее занимала лишь, что он значит для государства. Человек в китайской империи не имел “гражданского состояния”: он был представителем духовной культуры, обладал только талантом и мог надеяться на то, что его используют в согласии с совокупным движением космического ритма. Осмысление человека в категориях иерархии врожденных талантов, определявших удел каждого индивида, стало господствующим в древней китайской империи, оттеснив на задний план идею равенства людей, свойственную философским учениям эпохи Борющихся царств.

Китайская идеология объявляла идеалом государственной политики поддержание благосостояния человека. Она была направлена также на обогащение государства и преследовала цель не допустить чрезмерного обогащения частных лиц. Эта обусловливалось стремлением иметь послушных и притом доверяющих власти подданных.

Несмотря на постоянную апелляцию служилых верхов древней китайской империи к “общему мнению”, их культура насквозь элитарна. Ее героем выступает незаурядный человек и прирожденный вожак, обладающий церемонно-грозным обликом, способный без принуждения повелевать толпой простых людей и по своим нравственным устремлениям, образу жизни радикально отличающийся от массы “глупого люда”. Однако идеальный человек в китайской традиции был лишен возможности преследовать цели для себя, отчего его возвышенной воле было суждено оставаться принципиально сокровенной. Мудрецу в Древнем Китае полагалось пребывать в глубоком уединении.

В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом. Начиная с середины первого тысячелетия до н.э. древние китайцы писали также на шелке. На грани нашей эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага. В первых веках н.э. бумага вытесняет все старые материалы для письма.

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах. Рифмованные тексты обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в “Шицзин”. “Шицзин” ‑ подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам (“Нравы царств”, “Малые оды”, “Великие оды” и “Гимны”). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел “Шицзина”, поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел, основные темы которых – служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.

Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В эту эпоху проживало множество талантливых поэтов. Древне китайская поэзия была неотделима от музыки. Неслучайно название поэтического жанра Сунн (гимны) восходит к слову “колокол”. Музыка, поэзия, танец – в синкретическом единстве этих трех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. “Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать” ‑ так определялась древними китайцами социальная функция музыки.

Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения “изысканной” музыки. Наряду с ним в Китае в эпоху Хань распространяются и совершенно новые музыкальные инструменты, заимствованные у соседних народов. Многие из них попали в Китай из Средней Азии – лютневидная пипа, арфа “кунхоу” и др.

Что касается архитектуры, то своей вершины она достигает в Ханьскую эпоху. Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Прежде всего, о столбах и балках упоминается и при строительстве храма.

Здание возводилось на стилобате, приподнятой платформе. Стены обычно сооружались из утрамбованной глины, кирпич стал применяться в строительстве в эпоху Хань. Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время украшавшиеся надписями с пожеланием счастья и благополучия.

В ханьскую эпоху особого развития достигла портретная живопись, к числу наиболее известных в настоящее время произведений этого жанра принадлежит фреска из погребения близ Лояна. На ней изображена сцена “пира в Хунмэне” ‑ драматического эпизода междоусобной борьбы, когда будущий основатель ханьской династии попал в ловушку, подстроенную его соперником. В ханьское время обычно украшали портретными фресками дворцовые помещения.

Показателем общего подъёма культуры Древнего Китая было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определялся её прикладным характером. Составленный во II в. до н.э. трактат “Математика в девяти книгах” подобно “Началам” Евклида содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими поколениями учёных. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, алгоритм Евклида, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, формулы для пифагоровых чисел, решение системы линейных уравнений и многое другое. “Математика в девяти книгах” была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т.д.

С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и составлении календаря. В “Исторических записках” Сыма Цяня одна из глав специально посвящена проблемам небесных светил. Аналогичная глава содержится и в “Ханьской истории” Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое значение уделялось в это время наблюдениям за планетами. Древним китайцам было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений. В 104 г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365, 25 дня. Принятый в этом году новый календарь использовался вплоть до 85 г. н.э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Весьма значительного развития достигла в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV-III вв. до н.э. стали применять метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской медицине – иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных расстройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, детских болезней и т.д.). Наряду со сложно приготовленными лекарствами рекомендовались для излечения и магические приёмы. Впоследствии эти приёмы исчезают из медицины. К III веку относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анастезии при полостных операциях.

Итак, культура Древнего Китая является одной из величайших творений в истории человечества. Не случайно когда-то К.Маркс считал Восток старчески мудрым детством человечества. Китайцы – один из самых талантливых и одарённых народов Земли. Культура Китая чрезвычайно сложна, многогранна, насыщена глубоким смыслом, и поэтому нет ничего удивительного в том, что китайские культурные достижения во многом до сих пор не превзойдены, но при этом оказывали и продолжают оказывать огромное влияние на формирование человеческого духа в его в высшей степени стремлению к совершенству.

Библиографический список:

1. Древний Восток // Под ред. акад. В.В.Струве. М., 1951.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

3. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2004.

4. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М.. 1999.

5. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайского государства. М., 1983.

6. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

7. Токарчик А. Мифы о бессмертии. М., 1992.

Лекция 4. Античная культура.

Под античной (от лат. “древней”) культурой понимается культура Средиземноморья с Х в. до н.э. по V в. н.э. Она заложила основу европейской культуры, рационального типа мышления, менталитета современного западного человека.

К античной культуре относятся греческая и римская культуры, имеющие как свою специфику, так и особенные черты, обусловленные тем, что Рим продолжает греческую культуру, ассимилирует и развивает присущие ей черты, создавая тот особый греко-римско-восточный синтез, в недрах которого зародилось христианство. “И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело”(5, 288). Обе культуры, располагаясь близко друг к другу и географически, и во времени, развивались взаимосвязанно. Исследование этих цивилизацийпозволяет выявить тенденции развития современной культуры, прогнозировать ее возможное развитие в будущем.

В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Античность как культура гармоничного упорядоченного космоса.

2. Основные этапы развития древнегреческой культуры.

3. Специфика художественной культуры эллинской Греции.

4. Основные факторы формирования древнеримской культуры.

5. Особенности художественной культуры Древнего Рима.

1. Развитие греческой культуры представляло собой переход к индивидуализации и цивилизации непосредственно от общинно-родовых структур с господствовавшим в них сознанием природно-родового организма, слитности человеческого коллектива и природных ритмов. Определяющей интуицией мироощущения античности был космоцентризм, представление о мире как о гармоничной, разумной, упорядоченной и одновременно совершенной и прекрасно устроенной структуре. Космос и означает прекрасно устроенный мир. Античный космос уникален. Его гармоничность и упорядоченность определяются двумя первоначалами и основными характеристиками мира: красотой и благом. Не случайно античная философия одновременно является и эстетикой, поскольку через призму эстетических категорий воспринимаются многие явления мира. Подобному ощущению как нельзя более соответствовала также полисная форма государственного устройства.

Борьба внутри античного общества привела к образованию специфической формы раннего государства – полиса, с основой в виде гражданской общины с относительным равноправием основной массы свободных граждан. Несмотря на определенную схожесть полиса с номовыми структурами Месопотамии и Египта, он кардинально отличается от нома тем, что его формирование происходит на иной экономической основе – на основе железного века, предоставляющего гораздо больше свободы индивидуальному производителю. Поэтому полисная община строится на большей экономической свободе и индивидуальности, относительной экономической независимости ее граждан, которая и обусловливает, в конечном счете, их формальное политическое равноправие. По сравнению с раннеземледельческими цивилизациями, она менее монолитна, более расчленена, менее иерархична.

Общность интересов большинства и их успешная реализация в полисе становятся основой для представлений о гармоничности, разумности, упорядоченности мира, осознаваемого как совершенная, прекрасно устроенная структура. Поэтому восприятие мира как космоса строится на интуициях, присущих самоощущению человека в полисной структуре.

Космоцентризм формируется в недрах мифологического природно-родового организма, где человек практически не выделен из мира и подчиняется его ритмам. Эту сторону мироощущения греков, передающую слитность с природным организмом и выраженную в оргиастических ритуальных культах Ф.Ницше определил как “дионисийское начало” греческой культуры.Культура дионисийская – это неконтролируемые, стихийные, отрицающие систему, порядок и гармонию, иррациональные мотивы человеческой деятельности, определяющие одно из фундаментальных начал бытия. Она представляет собой бессознательное, темное, страстное, хаотичное, неуправляемое начало, мир, представленный исключительно в конкретно-чувственных образах. Эта культура олицетворяется в мифологии богом виноделия Дионисом, который использует опьянение как средство разрушения замкнутых форм, освобождения души от преград и подчинений.

Основу греческих представлений о космосе составляла, таким образом, чувственно-материальная, вещественная сторона мира. Он представлял собой единый, телесный, неизменный абсолют и воспринимался как большое совершенное тело. Его рационалистическая обработка привела к выделению и осмыслению основных принципов построения и функционирования космоса, понимаемого как живой телесный организм. В этом процессе существенную роль, безусловно, сыграла древнегреческая философия. Уже в период архаики и ранней классики сформировались некоторые аспекты в восприятии мира, еще не сложившиеся в гармоничную структуру. Многие философские системы строятся на гипертрофировании одного из качеств, одной из сторон мира, выделение которых связано с начавшимся процессом индивидуализации и противоречивыми реакциями на него. Это происходит у элейцев и Парменида; разделенность на конкретные вещи – у ранних атомистов; выделение движения мира и пространства – у Гераклита. Заслуга же Платона заключается в том, что он объединил в целостном рациональном синтезе эти односторонние наблюдения досократиков и тем самым выразил дух классической античности, сущность гармонически организованной структуры мира.

В результате космос, по аналогии с любым живым организмом, наделяется Мировой душой, движущейся вместе с ним (отсюда – идеальные круговращения души у Платона). В нем выделяется организующее, упорядочивающее начало, принцип гармоничного структурирования – Мировой ум (Платон же выделяет восемь сфер внутри космоса, вращающихся вокруг единой оси – “веретена Ананке”, богини судьбы и необходимости). Космос не нуждается в источнике движения со стороны: он содержит этот источник в себе как органичный момент. Более того, сам платоновский космос представляет собой глубокий синтез рационалистического осмысления с глубинными пластами сознания в мифе, сохраняющий миф в предельно осязаемой чувственной форме.

Таким образом, в сознании античности, безусловно, господствует интуиция целого, но такого целого, которое состоит из множества обособленных друг от друга вещей и явлений, из самоощущения индивида, в известном смысле представляющего ограниченный микрокосмос.

Такое восприятие космоса и микрокосмоса отражают и концепции человека в классической античности. И у Платона, и у Аристотеля человек – это малое подобие большого космоса, не живая, одухотворенная, индивидуальная личность, а абстрактный телесный принцип человека. В политических концепциях античности преобладают интересы полиса (государства), а не индивида. Индивид вторичен по отношению к государству. Особенно рельефно это представлено в “Государстве” и “Законах” Платона: жесткая подчиненность человека целому, строгая иерархия людей и обязанностей (почти египетская кастовость). Не случайно Платона иногда упрекают в тоталитаризме. Этот упрек недостаточно обоснован, ведь философ делает акцент на сознательном, добровольном подчинении людей необходимости, без которой невозможно гармоничное существование и даже выживание коллектива вообще. Ни о каком принуждении в структуре идеального государства речи нет. А ведь именно жесткое принуждение – основа тоталитаризма.

В политической концепции Аристотеля интуиция целого, полиса остается определяющей несмотря на то, что эта концепция появляется в период кризиса полисной системы, когда процесс индивидуализации зашел уже достаточно далеко. Аристотель делает акцент на раздельности, большей структурированности, неоднородности космоса, что впоследствии приведет к большему учету интересов отдельного человека, чем у Платона, к дальнейшей рационализации и созданию формальной логики. Тем не менее, по Аристотелю, человек есть существо политическое, или “политическое животное”. Интересы целого, полиса, а не отдельной личности лежат в основе античной демократии.

Кроме того, демократия отнюдь не была античным идеалом. Большое количество полисов были недемократическими, и даже там, где существовала демократия, существенную роль играли аристократические, олигархические и военные структуры. Практически все античные философы критикуют демократическую форму правления. Для античности идеальной формой государственного строя была смешанная, гармонично представленная форма, в которой были бы разумно представлены как демократические начала, так и аристократические начала. Эта установка как нельзя лучше отражает реальность и дух античной эпохи, ее недемократичность, поскольку она ни при каких условиях не признает преобладания интересов отдельной автономной личности.

Своеобразным проявлением права целого была весьма распространенная в античности практика остракизма, возникшая в период ранней и средней классики (480-440-е гг. до н.э.). Цель этой практики – “охота” за яркими индивидуальностями, подавление тех, кто грозил взорвать всю полисную систему. Яркая, неординарная личность изгонялась во имя интересов целого, при этом сохраняя часть своих прав (напр., жизнь, имущество). На определенный срок (около 10 лет) человек своей деятельностью не мог влиять на общину. Известна судьба Алкивиада, полководца времен Пелопоннесской войны, изгнанного и вынужденного бежать к врагам Афин. В более жестоком проявлении остракизм представлен в судьбе Сократа, осужденного народным судом за критику демократического устройства и приговоренного выпить чашу с ядом.

Приоритет целостности и единства в мироощущении эпохи неразрывно связан с проблемой времени в культуре. Временные восприятия античности полностью подчинены ритму природного процесса. Циклическое время природных и астрономических процессов налагается на рационалистический образ космоса. Многие исследователи отмечают в связи с этим отсутствие в классической античности чувства линейного времени, стремящегося к определенной точке, а следовательно, определенную антиисторичность. Сам термин “история” понимается не как исторический процесс, связанный цепью причинно-следственных отношений, а лишь как рассказ о каких-либо событиях, “история” в обыденном, житейском смысле этого слова. Именно поэтому ни в Греции, ни даже в Риме почти до самого конца античности нет представления об эре, отсутствует датировка событий. Годы получают название по именам правителей: в Греции – по правлениям старших архонтов, в Риме – консулов. И лишь на рубеже тысячелетий, по мере выделения линейного ощущения времени в связи с усилением процессов индивидуализации, появляется понятие эры как точки отсчета на линейной шкале времени.

Таким образом, вышеизложенная характеристика античного мира свидетельствует о неличностном характере этой культуры в целом, выражает характерные черты господствующей в античном классическом сознании модели чувственно-материального, гармонично-упорядоченного, сложноструктурированного космоса.

Принцип космоцентризма в мировоззрении эпохи проявляется не только в политике, истории и философии, но и в других сферах культуры, определяя специфику художественной культуры эллинской Греции и Рима.

2. Хронологически в истории эллинской (древнегреческой) античности выделяют следующие этапы: крито-микенский (ХХ –Х вв. до н.э.), гомеровский (X – VIII вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.), эллинистический (IV – II вв. до н. э.).

Географически территория Древней Греции делилась на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга – Коринфским и Сароническим; южную, или Пелопоннесс. Для нее характерен мягкий климат, практически не изменившийся до настоящего времени. В Греции добывали черные и цветные металлы, глину, из которой делалась великолепная античная керамика, и, наконец, камень, из которого возводились храмы, памятники архитектуры и скульптуры.

У истоков древнегреческой и соответственно европейской культуры находилась крито-микенская цивилизация. Ее характерной особенностью являлось наличие дворцов-цитаделей, явившихся центром сложной социальной системы. Они представляли собой обособленные дворцовые комплексы, окруженные мощной оборонительной стеной. Здесь сосредотачивалась экономическая, религиозная и военная жизнь, управляемая большим бюрократическим аппаратом, мощным сословием жрецов. Именно эта государственная машина обеспечивала, в первую очередь, военную защиту сельскохозяйственных поселений, а также осуществляла идеологическую функцию, поскольку царь-жрец являлся верховным жрецом всех главных храмов. Микенская культура ‑ культура мифологическая, в которой индивид еще полностью зависел от коллективного опыта, от рода, слит, растворен в нем. Следовательно, в религиозных представлениях греков в этот период большое значение имела зависимость от богов и полное подчинение судьбе.

В отличие от некоторых типов ближнеазиатских культур, элементы рационального мышления не успели проявиться в микенской культуре. Ее гибель, крушение дворцовой системы привели к активизации борьбы между родовой аристократией и сельскими общинами, с одной стороны, и различными группировками внутри общины, с другой.

Фигуру царя-жреца заменяла фигура “басилевса” ‑ военного предводителя, чья власть неустойчива, а престиж мог быть легко утрачен или оспорен другими лицами. Не случайно неустойчивость власти в гомеровский период привела к возникновению такого социального явления, как “агонистика”, или соревновательность, отражавшая сущность социальных отношений в гомеровском обществе.

В гомеровский период происходит переход от родовой общины к земледельческой, предполагающей частную собственность на землю, перераспределение общей собственности между членами общины с последующим единоличным использованием полученного урожая, использование труда другого человека – раба. В целом, в гомеровском обществе элемент свободы и индивидуализации представлен в гораздо большей степени, чем в микенском. Прежде всего, в экономическом отношении производственные возможности патриархальной семьи выше, чем рода. Об индивидуализации личности древнего грека, повышении уровня личностного сознания человека свидетельствует, по сути, единственный письменный источник этого времени – гомеровские поэмы. Гомеровские герои – уже индивиды, ответственные за свою судьбу, рассчитывающие на собственные силы, осознанно принимающие самостоятельные решения. Безусловно, боги сильнее человека, и большинство поступков люди совершают по воле богов. Внешняя, мифологическая мотивировка поступков человека остается определяющей в способах регуляции человеческого поведения. Поэтому действия гомеровских героев не осуждаются соплеменниками, ведь люди не могут сопротивляться воле богов и соответственно нести ответственность за свои действия. Гомеровский человек еще не является личностью, но уже индивидуализирован. Индивидуальное начало проявляется в способности делать самостоятельный выбор (Ахилл), вступать в борьбу с богами (Одиссей), отвечать за содеянное (Агамемнон). Оно проявляется также в способности к внутренней, моральной мотивации собственных поступков. Нормами бытия гомеровского человека, одновременно индивидуальными и социальными, становятся “честь”, “слава” и “стыд”. Таким образом, в гомеровской культуре происходит формирование морального сознания, новых способов регуляции человеческого поведения.

В архаический период соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического начала становится отличительной особенностью этики древнегреческого общества. В эту же эпоху завершается формирование греческого полиса – города-государства. Полис состоял из самого города и прилегающей к нему сельскохозяйственной территории. Его полноправными гражданами являлись собственники земельных наделов, только мужчины – не рабы. Формированию коллективистской морали граждан полиса способствовала его военная организация. Служение полису в той или иной форме становится важнейшим принципом, главной добродетелью гражданина. В то же время ограниченные природные возможности Греции, прежде всего, нехватка и скудность почв, обусловили освоение новых земель и, как следствие, привели к развитию морской торговли и ремесла. Этот момент явился основополагающим для формирования таких качеств, как: инициатива, предприимчивость, умение рисковать, брать на себя ответственность, то есть, активное, состязательное, индивидуалистическое по своей сути начало становится составляющей частью реальной жизни эллинов.

Развитие культуры архаического общества нашло отражение в дидактическом, назидательном эпосе, который появляется наряду с космогоническими и генеалогическими мифами. Так, Гесиод, автор поэмы “Труды и дни”, первым создает унифицированное представление о мире, полисе и человеке, объединяя их в единую религиозно-мифологическую систему. Гесиод переосмысливает достоинства и недостатки человека, показывает, как изменяется шкала социальных ценностей по сравнению с гомеровской эпохой. Отражая трудовую этику новых социальных сил, он на первое место ставит труд (в отличие от гомеровской доблести), затем следует богатство с почетом, которые соответствуют человеческой добродетели. Богатство и достаток зарабатываются трудом, это не дар богов и не часть аристократического наследия. Более того, мирный труд нуждается в защите, в правоохранении, поскольку служит благу государства.

В искусстве архаического периода наряду с эпосом развивается лирика, любовная поэзия, отражающая внутренний мир человека, зарождается философская проза, новеллы и басни (Эзоп).

Становление полисной системы, усложнение общественной жизни городов привели к строительству разнообразных публичных сооружений: театров, стадионов, гимназий. Приоритет, безусловно, отдавался строительству общественных, прежде всего, храмовых зданий. В этот же период формируются четкие архитектурные формы, образцы, определяющие соотношение различных частей здания: дорический, ионический, коринфский ордера.

Развивается скульптура: физическая красота, совершенство неподвижного, “застывшего” тела дополняется элементами движения и мимики. Возникает ранее неизвестный вид искусства – монументальная скульптура.

Постепенный процесс перехода к все большей индивидуализации человека ассоциируется с периодом становления и развития афинской демократии в классический период греческой истории. В Афинах впервые вводится разделение на законодательную и исполнительную власть, появляются выборные должности, суд присяжных. Участие в деятельности народного собрания предполагало элементарную грамотность, знание алфавитного письма каждым гражданином полиса. В этом важную роль сыграло преобразование греками финикийской слоговой системы, в результате чего появился достаточно простой способ фиксации информации. Упрощение системы обучения позволило сделать практически всех граждан Греции грамотными. Тем самым знания подверглись в определенном смысле “секуляризации”, что повлекло за собой отсутствие в стране развитого жреческого сословия, и, как следствие, возможность формирования духовных предпосылок новой системы мировоззрения – философии.

Одним из важнейших принципов культуры классического периода является калокагатия – представление о гармонии внутреннего и внешнего, этического и эстетического, своего рода идеал, воплощающий физическую красоту и спокойное, уравновешенное, умеренное отношение к жизни. Стремление к мере и гармонии отражалось в практике многочисленных гимнасий, рассматривающих в процессе воспитания необходимость спортивных упражнений, этического и эстетического обучения, философских диспутов.

Совершенный тип человека отражается и в искусстве данного периода, создавшем академические каноны идеальной скульптуры.

Период поздней классики, кризиса полисной системы и междоусобных войн в Греции порождает особый интерес к внутреннему миру человека. Скульпторы этого периода (Пракситель, Лисипп, Скопас) пытаются использовать приемы, передающие духовность, эмоциональность, всю гамму личных психологических переживаний человека. Появляются первые физиономические портреты, намечающие дальнейшие пути развития искусства.

Становление и расцвет афинской демократии во многом определили развитие театрального искусства. В историю мировой культуры вошли имена Эсхила, Софокла, Еврипида. Греческая трагедия, используя мифологические сюжеты, дает ответы на важнейшие вопросы современности, раскрывая постепенное освобождение человека от мифологической традиции, от воли богов, значительное обособление нравственного сознания. Так, в творчестве Еврипида периода кризиса афинской демократии судьба человека ставится не столько в зависимость от богов, сколько от его личных качеств и свойств характера. Более того, само вмешательство богов в дела людские оценивается критически, вплоть до его полного отрицания.

Классику в последней трети IV в. до н.э. сменил эллинизм. Завоевания Александра Македонского 334 – 325 гг. до н.э. привели к созданию огромной империи, охватившей почти половину тогдашнего цивилизованного мира. После смерти полководца она была поделена на ряд отдельных эллинистических государств: Месопотамию, Македонию, Пергамское царство и т.д. Сначала в империи, а затем в этих государствах начался активный процесс греко-восточного синтеза, включающего не только, как традиционно принято считать, преобладающее греческое влияние, но и активную роль Востока. Греческая культура в этот период утрачивает ряд своих специфических черт и постепенно превращается в культуру интернациональную.

На процесс индивидуализации в этот период оказывают влияние как экономические, так и политические процессы. Во-первых, кризис полисных структур, не доведенный до конца. В результате развития товарно-денежных отношений в полисе выделяются целые слои, чьи экономические интересы за пределами полиса и даже противоречат его интересам. Это приводит к распаду основы полиса – гражданской общины, ослаблению его единства и выделению индивида (пока еще в рамках полиса). Этот процесс остается неполным и ведет зачастую к превращению полиса в раннеэллинистическую монархию. Полисные структуры сохраняются в сильно измененном виде, постепенно превращаясь в самоуправляющиеся города. Во-вторых, процесс формирования надполисных структур, превращающихся в эллинистические монархии, из борьбы между которыми постепенно вырастают мировые империи. Человек в результате оказывается между двумя структурами: уходящей, но неушедшей полисной и формирующейся, но несформировавшейся имперской. В-третьих, политическая нестабильность эллинистического мира с бесконечными войнами и постоянными переходами отдельных территорий из рук в руки.

Как следствие, растет ощущение индивидуалистической обособленности человека от общности, что приводит к оформлению характерной для эллинизма концепции космополитизма, ощущения себя “гражданином мира” (Антисфен, Диоген Синопский, Сенека).

Для нового самоощущения человека характерен акцент на обособленном существовании, на замкнутости индивида в себе. Это предполагает выделение, обособление человеческого субъекта, но в рамках космоса, чьи ритмы и гармонии по-прежнему доминируют над человеком. Зависимость от деструктурированного и хаотизированного космоса, диссонанс с окружающим миром выражаются в концепциях фатализма, в стремлении к самосохранению сущности человека за счет ее обособления от нестабильных социальных структур, в исследовании моральных аспектов поведения человека, способных уберечь его от трагических иллюзий. Не случайно в философии этого периода главными направлениями становятся: стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

Таким образом, в эллинизме человек выделяется не как личность в своей индивидуальной специфике, а как абстрактный принцип, представляющий собой телесно-чувственный обособленный объект. Это ощущается и в эллинистическом искусстве, предполагающем значительную роль телесной скульптуры и рельефа. Тенденция к субъективизму определяет формирование новых канонов в скульптуре: прежние, основанные на гармонии человека и космоса (канон Поликлета), заменяются новыми (канон Лисия). Скульптура “оживает”, получает все большую свободу в пространстве, постепенно проявляется тенденция к портрету. В античную скульптуру входит психологизм, живые страсти, находящиеся еще под властью статики и гармонии космоса.

Растущее значение человека отражается в появлении биографического жанра. Героем № 1 античной истории становится Александр Македонский, что влечет своего рода “канонизацию” его образа.

Таким образом, период раннего и среднего эллинизма представлял собой чрезвычайно многомерный, сложный, с неустоявшимися переходными формами и ростками нового в экономике и политике мир. Военная и политическая экспансия римлян во II – I вв. до н.э. тесно связала эллинистический мир в одну огромную имперскую структуру. Поэтому дальнейшее развитие античной культуры непосредственно связано с историей древнеримской цивилизации.

3. Процесс медленного перехода от изначальной целостности, неиндивидуальности к постепенной индивидуализации человека очень ярко проявляется в истории античного театра. В “Рождении трагедии из духа музыки” Ф.Ницше показал, что ранний театр рождается из дионисийских культов, из естественной стихии музыки, отражающей сложный природный ритм. На протяжении длительного времени мы можем наблюдать сохранение этой стихии у многих народов, например, в карнавалах. Наиболее известен бразильский карнавал, который подчеркнуто имперсонален и отражает подчинение всех его участников единому ритму целого.

Подобно карнавалам, первоначально и греческий театр не знал личностной основы. Проявлялось это прежде всего в том, что ведущую роль в нем играл хор. Пением и танцами сопровождалось все действие. Более того, хор не только вел за собой все действие, но и выполнял роль высшего судьи, вынося приговор действиям героев. Тем самым хор как бы выражал совокупное мнение зрителей, являясь органичным продолжением человеческого коллектива, присутствующего в амфитеатре. Приговор, провозглашаемый хором, являлся проявлением слитной воли этого коллектива. Данный момент отражен даже в достаточно поздних классических трагедиях Софокла. Именно устами хора в “Царе Эдипе” осуждается царь – человек, который поверил в свою исключительность, противопоставил себя року и понес за это заслуженное наказание.

Уже Эсхил ввел в действие двух актеров вместо одного, сосредоточив основное внимание на диалоге. Тем самым существенно усилилась напряженность действия, трагедия из мимической лирики стала превращаться в подлинную драму. Софокл вводит третьего актера, еще более усиливая различные линии поведения в одном конфликте. Но все действие проходило под ритмические напевы хора, которому отводилась основная роль, человеку же отводился лишь второй план.

Ритмизированные движения, соединенные с ритмом стиха, не давали возможности выразить живые человеческие эмоции, живую экспрессию, доказывая, что корни театра - в ритуальном коллективном танце.

Таким образом, личностное начало не стало господствующим в греческом театре. Сохранение условности в театре определяло имперсональность облика актера: герои трагедий выступали в пышных одеждах, в обуви на толстых подошвах, которая увеличивала их рост; их лица покрывала статичная и абстрактная маска актера, соответствующая характеру персонажа, играющего к тому же, как правило, на фоне постоянных, независимых от действия декораций. Существенную роль играла также плоскость сцены, узость которой ограничивала свободу движений, оставляя простор лишь для линейного движения.

В греческом театре не было постоянных, профессиональных трупп, актерами были сами граждане. Театр являлся, по сути, государственным институтом, тесно связанным с жизнью полиса. Он был вторым народным собранием, обсуждающим самые животрепещущие вопросы современности. Театральные представления давались во время общенародных государственных праздников и длились три дня.

Подобные черты театральных постановок присутствуют и в римском античном театре (заимствованном у этрусков достаточно поздно – в Ш веке до н.э.), и в римских зрелищах – гладиаторских боях, не обращавших внимания не только на личность, но и на саму жизнь актеров. “Через школу и через сцену греческому влиянию были широко открыты пути в римское общество. Влияние это для Рима было самым революционным, так как в греческой литературе того времени, когда с нею познакомились римляне, безусловно, господствовали тенденции, совершенно противоположные всему складу римской жизни, всему духу римских установлений” (6; 122).

Почти всем театрам древности (например, театру “Кабуки” в Японии) свойственны следующие типические черты: условность, пантомимичность, ритмизированность, имперсональность актерской игры. Античный театр демонстрирует нам господство телесного, абстрактного человеческого начала, выражающего лишь внешнюю сторону человека.

Эта целостность и телесность также проявляется в античной скульптуре.

Скульптура не случайно получает широкое распространение в античной культуре. Именно этот вид искусства наиболее адекватно отражает целостность, телесность, космичность мировосприятия древних греков. Монументальные скульптуры, возникшие в архаическую эпоху, представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, зачастую инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Несмотря на статичность, отсутствие индивидуальности, они полны внутренней энергии, напряжения и ритма, оживляющего тела, и одновременно подчеркивающего их слитность с окружающим миром.

Усовершенствование техники обработки камня привело к возникновению каменной скульптуры, а в период классики – к отливке скульптуры из бронзы. По мере индивидуализации человека в классический период происходит постепенное развитие скульптуры в направлении эллинистического портрета с присущими ему индивидуалистическими чертами. Тем не менее скульптурное изображение остается телом, и бронза в качестве материала как нельзя лучше передает полную жизни материальность, чувственность, используя блики света на смуглой поверхности (до нашего времени дошли лишь мраморные копии римских мастеров, не передающие внутреннего настроения скульптуры).

В VII-VI вв. до н.э. в скульптуре господствует два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Это обусловлено основными тенденциями развития общества. Статуи изображают, прежде всего, прекрасного и доблестного гражданина, прославившего свой родной город. По этому же принципу изготавливают надгробные статуи и изображения божеств. Обычай ставить надгробные памятники определил и возникновение рельефа, который в своем развитии обнаруживает те же тенденции, что и скульптура. В основе развития рельефа также лежит выделение человека из окружающего мира, свидетельствующее о большей степени индивидуализации, чем, например, в Египте Нового царства или Ассирии.

Наиболее адекватно основная направленность древнегреческого искусства прослеживается на примере развития греческой керамики. Именно этот вид искусства создал почти идеальную среду для воспроизведения зримого образа античного космоса, подобного современному глобусу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: