Символическое мышление

Поскольку религиозное сознание одновременно признавало дуалистичность и единство небесного и земного миров, мыслить – означало открывать скрытые значения предметов и явлений. В средневековой мысли каждый материальный предмет рассматривался как изображение чего-то ему соответствующего в сфере более высокого. Таким образом,все многообразие действительности обретало в сознании символический характер, а мышление символами было лишь разработкой и прояснением учеными людьми того, что существовало непосредственно, в сознании людей непросвещенных.

Так как средневековое мышление искало путь в скрытый, истинный и вечный мир, любые социально значимые проявления носили для человека символический характер. Средневековая символика начиналась на уровне слов. Назвать вещь уже значило ее объяснить (в медицине поставленный диагноз уже означал исцеление, оно должно было наступить вследствие произнесения названия болезни; когда инквизитор говорил о подозреваемом как о еретике, то главная цель процесса считалась достигнутой – враг был назван и разоблачен). Для эпохи Средневековья слово было знаком, символом, раскрывающим смысл явления на рациональном и эмоциональном уровнях, а язык – инструментом ума, своеобразным ключом к таинственной реальности.

Весь окружающий мир виделся средневековому человеку огромным хранилищем символов: растения, животные, различные минералы, цвета – все наделялось символическим значением. Гроздь винограда отождествлялась с Христом, пролившим кровь за людей; белая роза была символом девственности и одновременно Девы Марии; яблоко символизировало зло, мандрагора – чувственность и одержимость; страус, откладывающий яйца в песок и забывающий их высиживать, был воплощением грешника, не помнящего своего долга перед Богом; козел символизировал сластолюбие, а скорпион, кусающий себя за хвост, – лживость. Символическим значением наделялись форма (круглая и крестообразная были образами совершенства) и числа (7 – отдых после трудов господних, 8 – вечность после земной жизни и т.д.).

Средневековый разум обнаруживал постоянную тягу к виденью мира, основанного на взаимозависимости материального и идеального, конкретного и абстрактного. Это потребность заставляла и представителей интеллектуальной элиты, и малообразованных слоев общества колебаться между желанием отыскать за единичным, конкретным более значимое общее, абстрактное и попытками заставить таинственную, притягательную, истинную реальность проявиться в форме, доступной чувствам, то есть на уровне непосредственного, эмоционального восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: