Первой половины XX века

Широкое распространение идеи З.Фрейда и К.-Г.Юнга нашли в теории искусства и самом художественном творчестве XX века. Их использовали для доказательства бессознательного (и даже демонического) характера самого творческого процесса, обоснования появления беспредметного искусства, процесса архаизации искусства Запада, а также легализации низменного, в первую очередь стихийного природного сексуального начала. Художественная практика XX века, иллюстрирующая эти тенденции, являет собой состояние культуры, которая исчерпала не только классический набор тем и сюжетов, но и традиционные для искусства предшествующего периода идеи прекрасного, возвышенного, гармоничного, нравственного, носящие созидательно-конструктивный и рациональный характер.

Художественная культура XX века, ее бунтарский дух возникли как развитие новаторских движений последней трети XIX века – импрессионизма и постимпрессионизма. С импрессионизма в искусстве начался процесс освобождения художественного мышления от мощного пласта внехудожественных, то есть политических, идеологических, социальных нагрузок, характерных для предшествующего века. Это привело уже в 10-е годы XX века к возникновению крупных авангардных движений. Авангард объединил все новаторские революционные эпатажные движения в художественной культуре первой половины XX века и возвестил о начале грандиозного переходного периода в культуре в целом. Появление авангарда было вызвано переломом в культурно-цивилизационных процессах, вызванных прежде всего НТП XIX века. Его косвенными побудителями явились главные достижения во всех сферах научного знания: ядерной физике, химии, математике, психологии, а позднее – биологии, кибернетике, электронике. Его идейным основанием стали учения постклассической философии от А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона до М Хайдеггера и Ж.-П.Сартра; в психологии – прежде всего фрейдизм и возникший на его основе психоанализ; в социальных науках – социалистические, коммунистические, анархистские теории, пронизанные революционно-бунтарским пафосом; а также общий отход интеллектуально-художественной элиты Запада от европоцентризма и как следствие – возросший интерес к восточным культурам. К основным направлениям авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, экспрессионизм, супрематизм, футуризм, сюрреализм в изобразительном искусстве; додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия и т.д. Общими чертами авангардных феноменов вне зависимости от художественно-творческих и идейных предпочтений были осознанный заостренно-экспериментальный характер, революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры, в визуальных искусствах и литературе демонстративный отказ от утвердившегося в XIX веке реалистически-натуралистического изображения видимой действительности, безудержное стремление к созданию принципиально новых форм, приемов и средств художественного выражения. Нормой художественной жизни стал декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентаций себя и своих произведений. На развитие культуры первой половины XX века, изменение художественного мышления и эстетического сознания всего столетия оказали влияние прежде всего П.Пикассо в живописи, Дж. Джойс в литературе, А.Шенберг в музыке. К середине XX века авангард выполнил свою функцию расшатывания и разрушения традиционных норм и принципов, завершил свое существование, трансформировавшись и академизировавшись после Второй мировой войны в модернизм.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: