Введение. Начиная со второй половины XX в

Начиная со второй половины ХХ в. стали усиливаться качественные сдвиги в структуре общественного производства многих стран. Глубина и масштабы происходящих сдвигов в наиболее развитых государствах позволили говорить о переходе к постиндустриальной стадии развития как о реальном факте. Критериальным признаком этого специалисты часто называют формирование сервисной модели общества, которой соответствует доминирующая роль сферы услуг в национальном хозяйстве, что дало основание определять современную экономику как экономику услуг. Все шире в научно-практический оборот входит термин «сфера услуг», хотя достаточно четкого и глубокого его определения до сих пор нет. Думается, это объясняется тем, что услуги, во-первых, чрезвычайно многолики, во-вторых, часто неразрывно связаны с производством и движением физических товаров, в-третьих, пронизывают все сферы социально-хозяйственной деятельности: в большей или меньшей степени практически все отрасли экономики являются «услугооказывающими». Следует заметить, что сколько-нибудь целостная теория сферы услуг еще не сформировалась, но идет ее активное создание по многочисленным направлениям.

Многие вопросы, в том числе методологические, касающиеся сущностных моментов феномена «сфера услуг», до сих пор не решены, о чем свидетельствует, как мы уже сказали, отсутствие четкого определения указанного понятия, а также наличие множества терминов, которые в чем-то близки, но все-таки не совпадают по смыслу, тем более что их содержательные параметры (содержательное наполнение) также весьма размыты. Это касается, например, терминов, которые достаточно часто встречаются в отечественных научных и учебных публикациях: «социальная сфера», «социально-культурная сфера», «духовное производство», «непроизводственная сфера», «сфера сервиса» и т.д. Общим для них является специфика деятельности, представляющая собой услугу. По мере осознания этого стал все больше употребляться термин «сфера услуг» как выражающий в самом широком смысле совокупность всех видов деятельности, которые в той или иной мере можно назвать услугами.

Превращение сферы услуг в ведущий сектор общественного хозяйства определяет степень развития и конкурентоспособности национальной экономики разных стран.

Масштабы и динамизм развития указанного сектора экономики, его ведущая роль в хозяйстве и социальной жизни общества обусловили возрастание интереса высших учебных заведений и колледжей к подготовке специалистов в области услуговой деятельности. Вместе с тем со всей остротой проявилась проблема недостатка в России соответствующей научной и учебно-методической литературы, особенно посвященной комплексному рассмотрению сферы услуг, хотя нельзя не отметить ряд книг В.Л. Иноземцева, в которых затрагиваются многие аспекты сферы услуг в координатах становления постиндустриального общества, а также монографию А.З. Селезнева, в которой освещаются проблемы нематериального производства, работы А.Е. Шаститко, В.Л. Тамбовцева и других авторов, где анализируется феномен публичных услуг, содержательные публикации Л.С. Демидовой. Больше «повезло» маркетингу и менеджменту услуг: эти направления достаточно представлены в солидных западных, а в последние годы и в российских учебниках и многочисленных статьях. В этой связи хочется отметить работы В.Д. Марковой, Е.В. Песоцкой, Г.Д. Крыловой, Н.Е. Николайчука, М.И. Соколовой, В.В. Кулибановой, В.Н. Стаханова и Д.В. Стаханова, В.Г. Федцова и В.В. Федцова, А.П. Челенкова.

В ходе написания данного учебного пособия авторы опирались на материал многочисленных зарубежных и отечественных изданий, в которых освещаются различные аспекты такого феномена, как сфера услуг, и свой многолетний опыт работы.


Все меняется, ничто не исчезает.

Все познается в сравнении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: