Периоды истории Китая

Пять императоров XXVI–XXII вв. до н.э.;

Ся 2207–1766 гг. до н.э.; Шан (Инь) 1765–1122 гг. до н.э.; Чжоу 1122–221 гг. до н. э.;

Династия Цинь 221–206 гг. до н.э. (объединение Китая);

Хань 206 г. до н.э.–220 г.; Троецарствие 220–280 гг.; Цзинь 265–420 гг.

Южные (Сун, Цзы, Ляо, Чэнь) и Северные (Вэй, Цзы, Чжоу) династии 420–589 гг.; Суй 581–618 гг.; Тан 618–907 гг.;

Период пяти династий 900–960 гг.;

Северная Сун 960–1127 гг., Ляо 916–1127 гг.;

Ся (сев.) 1115–1234 гг., Цин 1115–1234 гг.;

Сун (юж) 1127–1279 гг.; Юань (монголы) 1271–1367 гг.;

Мин 1368–1644 гг.; Цин (манчжуры) 1644–1911 гг.;

Республика Китай 1912–1949 гг. (на Тайване по наст. время);

Китайская Народная республика с 1949 г. по настоящее время.

Китайцам, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек. Но для китайцев это поклонение осталось в качестве одной из культурных составляющих вплоть до сегодняшнего дня, правда, претерпев определенную эволюцию и рационализацию. Особенности мировоззрения Китая определяются представлениями о Вселенной, которая делится на три части: вверху господствует небо Тянь. Внизу – находится земля Инь, в результате их взаимодействия появляется Срединное царство Чжун Го или сам Китай, его еще называют Поднебесной. Население сначала освоило бассейн Хуанхэ, для того, чтобы ее «усмирить» потребовалось строить плотины и дамбы, так как Хуанхэ капризна и часто меняет русло.

По китайской мифологии, вначале всего был хаос Хундунь. Но затем к нему пришли небо Ян и земля Инь. Ян – это мужское, небесное, светлое, теплое, сухое; Инь – женское, земное, холодное, влажное, темное. Эти два начала находятся в постоянном взаимодействии в течение года, являя закон Вселенной ДАО, что изображает знаменитый символ Ян-инь. Цикл их изменения является основой китайского календаря. 22 декабря – предел могущества Инь, 21 июня – предел могущества Ян. Ян и Инь проделали хаосу отверстия для глаз, носа, рта и всего, что есть у живых существ. И хаос умер. Внутри него спал первый человек Паньгу. Он проснулся и стал расти, отделяя небо от земли, пока оно не оказалось там, где сейчас. От усталости он умер. Его голова, руки и ноги стали горами, волосы растительностью, кровь – реками, а паразиты на теле – людьми.

Некогда предки и их потомки жили вместе, помогая друг другу, это был своего рода «китайский рай» – царство гармонии и справедливости. В дальнейшем предки отправляются в «неявленный мир У», а люди остаются в земном, «явленном мире Ю». Возникает настоятельная потребность узнать волю предков, что происходит на небе и в соответствии с этим скорректировать свою земную жизнь. Решение проблемы коммуникации между земным и небесным миром приводит к возникновению трех важнейших культов, определивших все последующее развитие китайской культуры. Это культ неба, культ предков, а в дальнейшем культ императора. По представлениям китайцев на небе обитают предки во главе с первопредком ШАНДИ. Посредником между миром предков и людьми является китайский император «ВАН», иероглиф которого и отражает эту связь: «небо – человек – земля».

Центральная идея китайской культуры: постижение и следование воле неба. Узнать волю неба можно было с помощью гаданий. Гадания являются очень распространенным элементом китайской культуры вплоть до настоящего времени, поэтому китайскую культуру еще называют прогностической или мантической. В древности существовали школы гаданий на панцирях черепах. Существование этих школ подтверждено археологическими находками из Аньяна. Черепаха для Китая является символом вечности. Верхняя пластинка символизирует Небо, нижняя Землю, а сама черепаха – срединный мир. Панцирь черепахи нагревался или же раскаленным шипом наносился укол. По трещинам делались предсказания. На панцире записывалось имя того, кто обратился и его вопрос. Потом само предсказание и последняя запись комментировала то, что произошло на самом деле. В настоящее время археологи нашли более ста тысяч панцирей с предсказаниями. Пока переведены и систематизированы примерно четверть из них. Получилась одна из древнейших историографий, так как чаще всего с вопросами обращались правители и высокопоставленные лица.

8 триграмм увидел легендарный ФУ-СИ – изобретатель китайских иероглифов – на спине гигантской черепахи, поднявшейся со дна озера.Эти триграммы, а также гексаграммы (двойные триграммы) наглядно представляют изменение баланса Инь и Ян, интерпретации их соотношения посвящена знаменитая «Книга перемен» (И-цзин), самая главная книга китайской культуры. Она входила в канон (наиболее распространен канон из 5 книг): И-цзин – Книга перемен, Ши-цзин – Книга песен, Шу-цзин – Книга истории, Чунь-цю – Весны и осени, книга о природе и космогонии и Ли-цзын – Книга ритуала. Все основные стороны жизни китайцев нормировались этими книгами. Эти книги каждый образованный китаец должен был знать практически наизусть, именно знание канона проверялось на государственных экзаменах на должность чиновника. Экзамены на низшие ученые степени проводились раз в 3 года. Экзамен на соискание высших ученых степеней проводился раз в 15 лет. Для него строился специальный домик, в котором находилось все необходимое для жизни и работы в течение трех дней. Никакой литературой пользоваться было нельзя. На заданную тему писался трактат, предполагавший предельную точность цитирования по памяти. Оценка зависела от степени точности. Проблеме сохранения баланса начал Инь и Ян была подчинена семейная и интимная жизнь китайцев. Брачные отношения рассматривались в качестве воспроизведения взаимодействия женского и мужского космических начал. Подобное осмысление брачных отношений придавало им статус естественности и обязательности. Вступление в брак и удовлетворение интимных потребностей всех жен было обязанностью мужчины, от которой он освобождался только по достижении 60 лет. Нарушение порядка семейного общежития и супружеской верности рассматривалось как нарушение социального и космического порядка, поэтому измена женщин каралась строго, вплоть до лишения их жизни.

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются основные идеологические направления: даосизм, конфуцианство, буддизм.

Конфуций (Кун Фу цзы) родился в в 551 г до н.э. Он занимался комментариями к книге перемен «Ицзын», изучал древние трактаты, был советником при правителе в царстве Лу, пока не ушел в отставку. Учение Конфуция изложено в книге «Беседы и суждения» – «Луньюй». Он обосновывал в своем учении «теорию небесного мандата» для китайского императора. «Учение мое не что иное, как учение, которое преподали и оставили нам древние. К учению этому я ничего не прибавляю, ничего от него не отнимаю, но передаю его в первоначальной чистоте. Учение это неизменно, само небо – создатель его…» Конфуций придавал большое значение учебе и воспитанию. В обучении он выделил четыре главные направления: поведение, культура, лояльность, твердость веры. Основные принципы Конфуцианства: Жэнь (человеколюбие): делай другим то, что ты желаешь себе; чего не желаешь себе, того не делай другим. Ли (ритуал, правило): система правил, которая регулировала отношения между правителями и подданными, между всеми общественными группами и внутри их, а так же между отдельными людьми. Чжи (надлежащее поведение): поведение должно быть подчинено «долгу», тому, что определено для данной ситуации. Основой учения так же является традиционное представление о небе «Тянь», которое дает жизненные правила человеческому роду. Культ «Тянь» связан с социальным учением Конфуция об «исправлении имен», по которому каждый человек должен соответствовать своему социальному назначению и быть послушным. Правила поведения людей в обществе определялись Ли – законом, правилами. Конфуций пишет о благородном муже, который следует Ли. Благородный муж думает, прежде всего, о том, как исполнить законы, и обязан соответствовать требованиям ритуала. Конфуций говорил, что без Ли невозможно благополучие и процветание в государстве: «Нет Ли – значит нет различий между государем и подданным, верхами и низами, старыми и молодыми». Ли – установленный порядок вещей. Кроме того, в конфуцианстве было учение о «середине», которое определяло цель жизни как постижение небесного разума и исполнение законов. Смысл жизни – служение, всякое служение предполагает различение истинного и ложного и реализация истинного в поступках.

Даосизм. Основателем учения даосизма является Лао Цзы (конец VII–начало VI вв. до н.э.). Дао (по-китайски Дзяо) означает следование пути и научение ему. Под путем имеется в виду путь, которым следует Вселенная, естественный закон природы, закон изменения баланса Ян и Инь. Книга «Дао дэ дзын» (Книга пути и добродетели), в которой дано описание «пути» Дао, не менее известна, чем творения Конфуция. Основными понятиями даосизма являются: Дао – научение пути, Дэ – среднее, а также естественная сила, мощь, Цы или ци (воздух, эфир) – основа мира, У-вэй – принцип «недеяния» или принцип гармонического согласования между небесным и земным. Истинное знание, знание основы вещей – это путь Дао. Следовать пути Дао – это значит придерживаться У-вэй. Путь Дао раскрывается перед нами как единство противоположностей, активной и пассивной силы Неба и Земли, Ян и Инь. В даосизме человек старается жить по тем законам, по которым живет окружающий мир. Даосы стремились достичь гармонии с собственным дэ, т.е. с собственной внутренней природой. Для достижения внутренней мудрости необходимо отказаться от многих лишних вещей, таких как: эмоции, земные привязанности, познания, развлечения и т.п. Высший из мудрецов во всем един с Дао, является частью Вселенной и никогда не перестает существовать, как и сама Вселенная. Так достигается бессмертие. В даосизме каждый человек – воплощение НЕБА – Нефритовый император. Восемь бессмертных даосизма:Чжуан Лицюань, Ли Тегуай, Лань Цайхе, Люй Дунбинь, Хэ Сяньгу, Хань Сянцзы, Чжан Голао, Цао Гоцзю – стали почитаемыми святыми в народе, не только в даосизме, но и в буддизме.

Моизм. Учение Конфуция, исходя из практики, пытался реформировать Мо-цзы. В книге «Мо-цзы» девять глав посвящены тактике боя и приемам обороны. Отношение к Небу, как образцу нравственности, сохраняется. Критика Мо-цзы: духи и боги помогают людям, а Конфуций в них не верит. Время на оплакивание родителей – 3 года по Конфуцию, слишком долгое, траур отнимает много сил. Конфуций придавал слишком большое значение музыке, что тоже трата времени. Конфуций и его последователи верят в судьбу, что делает их ленивыми в жизни. Мо-цзы предложил проверку истинности знаний: «Основание» – опыт и суждения древних мудрецов. «Источник» – сами факты. «Применимость» – практическая польза. Девизом Мо-цзы было: «Из всех благ выбирай самое большее, из всех зол наименьшее». Интересно, что китайцы всех учителей почитают как небожителей и богов, так Мо-цзы почитают как бога войны, ему молятся военные, полицейские, бандиты и контрабандисты.

Буддизм. Буддизм проник в Китай через Шелковый путь вместе с торговцами. Основная идея буддизма – идея восьмеричного пути как способа освобождения от страдания оказалась очень близка китайскому мышлению. В Китае возникло много школ буддизма, основными из которых являются Чань и Махаяна. В школе Чань особо важными считаются обучение и медитация. Эту школу называют также соединением буддизма и даосизма. Основной идеей является непосредственное постижение реальности и сущности вещей. Ученики изучали специальные философские изречения – коаны, которые должны были дать понятие о природе высшей реальности. Именно школа Чань стала основой для японского буддизма Дзен. В школе Махаяны основными являются идеи Кармы как ответственности за свои действия, имеющие последствия и сочувствие ко всем людям и вещам. Целью является достижение нирваны или просветления, которые означают также слияние с Высшим разумом.В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране возникали грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Пагоды отличались строгостью и гармонией. Самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.)

Культ предков. Почитание предков, по китайским представлениям не просто осуществляет связь поколений, но является необходимым условием нормального теченияжизни, так как все в мире явленном имеет начало в мире неявленном. Предки – это духи семьи, непосредственно с ней связанные и охраняющие ее. В Китае особенным почтением пользуются пять предыдущих поколений, после чего таблички с их именами подлежат захоронению в семейном склепе. Из живущих особым почтением в семье пользовался отец. Китайская семья представляла собой особый религиозный мир, состоящий из трех поколений. Особая ответственность возлагалась на старшего сына, именно он готовил все необходимое для погребения отца в случае смерти. Многие сыновья уходили на заработки или отдавали себя в рабство, чтобы купить гроб ко дню рождения отца. Траур по умершему отцу длится 3 года. На это время за старшим сыном сохраняется место работы и выплачивается денежное пособие. Траур предполагает, что в течение 3 лет старший сын не должен причесываться и бриться, есть мясо и пить вино, смеяться, слушать музыку и праздновать праздники. Зависимость от воли неба привела к такой черте китайского характера как смирение. Это отразилось и на особенностях китайского этикета. Совершенно недопустимо проходить первым, в разговоре с собеседником хвалить себя или свих близких.

В загробном мире, по представлениям китайцев, душа жила также, как и в земном. Мужчина, например, мог даже жениться. Поэтому очень важен был физический облик умершего. Китайцы испытывают сильный страх перед ампутациями, но предел ужаса – утрата головы. Похоронить без головы – значит обречь на самое страшное – на невозможность выразить мысль, а уж о женитьбе не стоит и мечтать: кому нужен муж без головы?

Помимо почитания духов предков китайцы поклонялись и различного рода охранительным духам. Их изображение является неотъемлемой частью китайской скульптурной и живописной традиции. Весь мир был населен духами. Существовали духи животных, духи колодцев и рек, духи рынков. Каждая профессия имела своего духа-покровителя. Помимо добрых духов-покровителей были и многочисленные злые силы ФЭН-ШУЙ (вода – ветер), от которых надо защищаться. Действительно, жилище, в первую очередь должно защищать от непогоды. На открытом пространстве ветер сильнее, силы фэн-шуй движутся по прямым линиям. Поэтому китайские строения всегда имели загнутые карнизы, при строительстве избегали прямых углов, одинаковой высоты зданий, расположения их по прямой, перед входом ставились преграды в виде столбов. Защищают от злых сил и контуры местности. Эти силы не любят красного цвета, поэтому праздничный цвет китайцев – красный. Значима в Китае и символика животных. Животные ассоциируются с социальным статусом человека, временем года и сторонами света. Как уже говорилось, черепаха является символом вечности (зима, север) а символом императорской власти является дракон (весна, восток). Он очень почитаем в Китае, и не один праздник не обходится без его участия.

Китайский император, это не просто правитель, а посредник между мирами, призванный правильно толковать волю неба и обеспечить благополучие поданных (вспомним иероглиф Ван). Поклонение императору имеет сакральный характер. Символом могущества императорской власти являются императорские дворцы. В Китае было построено более 800 императорских дворцов. Самый известный из них – Запретный Город (Гугун). Его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Объединение Китая происходит в эпоху Цинь. Князь Чжэн подобрал способных военачальников и затеял войны с соседями, длившиеся до 220 г. до н.э. После этого он объявил себя правителем всего Китая, выбрал титул императора и новое имя – Цинь Шихуанди, что означает «первый император Китая». Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221–207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени. Сооружение гробницы он начал задолго до смерти. В тоннеле, в 11 коридорах, расположилась армия воинов при оружии, на лошадях и колесницах – все в натуральную величину из обожженной глины. Черты каждого воина индивидуальны, есть мнение, что их лепили с натуры. Шеститысячная глиняная фаланга погребена в километре от гробницы императора, чтобы охранять вечный покой Цинь Шихуанди. Несмотря на то, что империя неоднократно разделялась на воюющие царства, Китай продолжал существование как единая поднебесная империя.

Достижения Китая с самого начала существования цивилизации поражают исследователей. Помимо замечательных бронзовых сосудов, уже во 2 тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости, изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой; художественная керамика, а с IV в. н.э. фарфор. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая. С VII–VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной и природы, и городской быт того времени. Китай хорошо известен своими изобретениями. В Китае изобрели порох и фейерверки, которыми на праздниках отгоняли злых духов, научились делать шелк и выращивать чай, а главное изобрели свою оригинальную письменность.

Памятники культуры: Великая китайская стена, «Запретный город», Храм Неба, пагода «Диких гусей», Глиняное войско из гробницы Шихуанди, монастырь Шао-Линь, статуэтка Лао-цзы; могила Конфуция, комплекс в Цюйфу, «И–цзин», «Дао де цзин», «Луньюй».

Япония

Ключевые слова: синтоизм, ками, Яёй, ханива, Идзанаги, Идзанами, Амэтаресу, Суса, Ниниги, Дзимму-Тэнно, Сетоку, священные реликвии императора (меч, зеркало, яшма), Кагуяма, Фудзияма, сегун, самурай, ниндзя, сэппуку, сакура, дзэн-буддизм, Шакьямуни, Мироку, каннон, сумийе, сад камней, икэбана, чайная церемония, танки, Комати, хокку, Басе, нэцке, кабуки.

Японская цивилизация – одна из самых молодых. Она сформировалась в результа­те этнических слияний переселенцев с материка. Наиболее ранними обитателями Японии были айнские и малайско-полинезийские племена. В середине 1 тыс. до н.э. из южной части Корейского полуострова мигрирует население, оказавшее зна­чительное влияние на формирование этнического типа японцев. Согласно после­дним лингвистическим исследованиям, японский язык обнаруживает наибольшее родство с корейским. После ассимиляции с местными племенами на рубеже IV–III вв. до н.э. возникает японская культура, называемая Яей. Название дано по названию квартала в Токио, где впервые были обнаружены остатки этой культу­ры. Уже в рамках этой культуры был заложен один из ведущих стериотипов миро­восприятия японцев – способность к ассимиляции навыков и знаний, полученных в результате контактов с другими народами. Эта способность прослеживается на протяжении всей истории культуры страны. Уже на уровне мифологии японцы адаптировали многочисленные иноземные сюжеты и интерпретировали их в рам­ках своей традиции. Даже такие мощнейшие течения как конфуцианство и буд­дизм, проникнув в Японию, приобрели национальный характер.

Культура Яёй охватывает период с III в. до н.э. по III в. н.э. Поливное земледелие (возделывание риса) и обработка металлов приводят к созданию устойчи­вых общин с ярко выраженным самосознанием и культурными традициями. Родовые союзы были скреплены родственными узами, территорией, культом бога-основателя и подчинены одному вождю, одновременно выполнявшему и жре­ческие функции. Родовая организация носила следы матриархата. В этот период на западе изготовляется удивительное по красоте бронзовое оружие: мечи, на­конечники для копий и стрел, секиры. Уже тогда складывается культ меча, столь характерный для японской культуры. Меч обожествлялся как тело или облик бога. К культовым предметам относились также зеркала. Особой популярностью пользовались бронзовые зеркала, имевшие узор в виде зубчиков пилы. Зеркала имели ритуальное магическое значение, являясь символом власти. На севере ост­рова Кюсю обнаружены яшмовые подвески. Этот камень особенно любим в Японии, так как считается, что яшма оберегает своего носителя, отвращая от него бе­ду. Меч, яшма и зеркало – три священных сокровища, впоследствии ставшие регали­ями японских императоров. На востоке изготовлялись бронзовые колокола. Их подвешивали на ветвях священных деревьев, ударяя по ним, обращались к небу с молитвами.

Период с IV по VII век носит название курганного. Археологами обнаружено более 10 тысяч курганов. Они насыпались при захоронении вождей и знатнейших членов рода. Среди предметов, найденных при раскопках, особое значение имеет глинянная пластика ханива. Фигурки, изображавшие предметы быта, оружие, жи­вотных и людей имели сакральное значение, являясь имитацией жертвоприноше­ний. В конце III–начале IV вв. уже существовали три крупных племенных объединения. В этот период формируется и первое государственное образование в центральной части юга острова Хонсю под эгидой главы племени Ямато. В курганный период окончательно складываются и два древних культа, определившие развитие культуры Японии вплоть до наших дней. Это – культ предков и культ солнца.

Культ предков имеет особое значение для исконной японской религии синтоизма. В дословном перводе "синто" означает «путь богов». Японец верил, что жизненный путь человека предопределен богами от рождения. Между миром живых и миром мертвых нет непреодолимой грани. Предки, умершие много лет назад, становятся богами и могут оказывать влияние на жизнь потомков. Особым почетом пользовались родовые духи-покровители, они могли помогать в делах или мешать в зависимости от проявления почтения к ним своих потомков. Считается, что первые правители государства Ямато являются прямыми потомками богини Солнца Аматэрасу. В провинции Исэ был воздвигнут храмовый комплекс для поклонения ей. Хотя в японской мифологии Аматэрасу является одной из самых «молодых» богинь, она пользуется большим авторитетом. Святилище Хибара находится на месте божественных следов солнечной богини Аматэрасу. Молельный зал святилища Омива – древнейшая святыня Японии также связан с ее именем. Святилище Ицукусима на острове Миядзима – священный символ синтоизма, навеянный именем Аматэрасу

Мифологическое повествование провозглашает возникновение богов из первоначального хаоса. Последними на свет появился бог Идзанаги и богиня Идзанами. Они получили повеление приступить к акту творения – говорится в «КОДЗИКИ» – самом знаменитом мифологическо-летописном своде Японии. «Тут все небесные боги своим повелением двум богам Идзанаги и Идзанами: "Закончите дело с этой носящейся по морским волнам землёй и превратите её в твердь" – молвив, драгоценное копье им пожаловали, так поручили».

Сотворив остров, Идзанаги и Идзанами сошли на него, чтобы продолжить акт творения. Они приступили к созданию божеств моря, гор, воды, огня... Но бог Огня при своем появлении на свет опалил лоно матери, и она погибла. В гневе обнажил бог Идзанаги свой меч и снес голову сыну. Этот божественный меч имеет свое имя АМЭ-НО-ОХАБАРИ – Небесный Расширяющийся Клинок. Он является сакральной реликвией и объектом поклонения японцев. После долгих поисков в Стране Тьмы своей жены Идзанаги возвращается домой и теперь уже один производит на свет богов. В числе последних, появившихся из капель воды, что падают во время ритуального омовения, возникли боги – основные герои последующих мифов. Это – богиня Солнца АМАТЭРАСУ и бог бури СУСА. Богиня Солнца считается прародительнецей императорского двора. Она вручает своем внуку НИНИГИ священные регалии (меч, зеркало и яшму) и посылает его управлять Срединной Страной – Японией. Ниниги является прапрадедом первого императора страны ДЗИММУ-ТЭННО, родившегося в 711 году до н.э. В Кодзики на протяжении всего повествования четко проведена идея наследственной преемственности от первобогов – к небесным богам, от них – к богам земным, а от земных богов – к царям Ямато, далеким предков нынешних японских императоров. Культ предков был движущей силой развития японской культуры, обеспечивающей преемственность в ходе исторической эволюции. Не случайно культ императора сохранен до сих пор.

Если Кодзики вначале существовал в устной традиции и только потом был записан, то второй мифолого-летописный свод «НИХОНСЕКИ» возникает сразу как письменный текст. Свод представляет собой своего рода «Анналы Японии». «Нихонсеки» отличаются от «Кодзики» тем, что приводят различные варианты мифологических эпизодов, которые записаны не на японском, а на китайском языке, бывшем в то время языком межгосударственного общения народов Дальневосточного региона. Важным достижением «Кодзики» и «Нихонсеки» была попытка соединения мифа с реалиями истории. Повествования делятся на «эру богов» и «эру императоров». Положение царского рода находит свое обоснование в той роли, которую играли божества – первопредки во время «эры богов».

Поклонение предкам рода осуществлялось в святилищах, связанных с обожествленными горами, реками, водопадами, старыми деревьями. Особым почитание пользовались горы. Высокая гора – символ гениальности. Существует древний народный обычай восхождения на горы, широко распространена вера в божественное происхождение высоких гор. Самая главная гора Японии – спустившаяся с неба небесная КАГУЯМА, прославляется священная гора ФУДЗИ. В конце XII в. известный японский поэт САЙГЕ посвятил одно из самых поэтических стихотворений священной горе ФУДЗИ.

«Уносимый ветром дым горы Фудзи, исчезающий в далях небес.
Кому известна судьба мысли моей, устремляющейся за ним…?»

Слово также обладает душой (котодамой), которая оказывает магическое влияние на людей и на coбытия.

Не меньшим почитанием пользовалось Солнце. Центральное место среди мифов занимает повествование о сокрытии Аматэрасу (богини Солнца) в небесной пещере. Боги прибегают к магическим заклинаниям, чтобы выманить богиню из грота. Предметы, использованные в магическом ритуале изъятия Аматэрасу из пещеры – меч, яшмовые подвески, зеркало, становятся священными и почитаются в Японии как реликвии императорского рода. Петух как символ Солнца объявляется священной птицей Аматэрасу и является неприкосновенным. Красный цвет – цвет солнца спасает от злых сил, бед и несчастий, символизирует любовь.

Основными чертами японского национального характера являются: коллективизм, чувство долга, чести. Моральный кодекс чести бусидо главной добродетелью самурая считал верность воина своему господину. В знак протеста против несправедливости самурай совершал сэппуку «вспарывание живота», которое являлось самым действенным аргументом. Еритомо Минамото (1147–1199) – основатель государства самураев был первым японским сегуном.

В середине VI века синтоиская культурная традиция пересекается с мощнейшим религиозным течением – буддизмом. Как повествуют «Нихонсеки» в 552 году ко двору царей Ямато прибыло посольство одного из союзных корейских царств. Именно с ним связано распространение буддизма в Японии. Клан Ямато, выступаюший против клана Мононобо, использовал буддизм для укрепления своего политического господства. Воспринимаемый как местное божество – «ками», Будда обладал безграничным могуществом, а, следовательно, мог претендовать на роль покровителя и заступника всей страны. С проникновением буддизма начинается грандиозное строительство храмов, создание скульптур будд и бодхисатв, предметов культа.

Первые буддийские храмы начали возводить в конце VI в. Строили их корейcкие мастера, строго следуя канонам храмовой архитектуры. Но дух синтоизма постепенно проникает в религиозное буддийское искусство, придавая ему неповторимые черты теплоты, доступности и возвышенной одухотворенности. Строительство буддийских храмов связано с именем принца Сетоку и мастера Тори. С их именами связано оформление святыни Японии – храмового комплекса ХОРЮДЗИ Троица Шакьямуни. Выполнена мастером Тори в память о смерти Сетоку.

Сложились особые традиции изображения Будды: поза лотоса; монашеское одеяние; просветленная улыбка; урна (третий глаз); уши с оттянутыми мочками ушниша; короткие волосы; правая рука – жест, символизирующий защиту от страха; левая рука – рука дающего блага; нимб. Храмовый комплекс Тодайдзи начал строиться по приказу императора Сему в 743 г. Здесь создана статуя Большого Будды или ВАЙРОЧАНЫ (дословно: Будда Великое Солнце) создан мастером Кунинака-Но-Кимимаро.

Большое значение имели БОДХИСАТВЫ – достигшие просветления, но не ушедшие в нирвану, чтобы спасти других людей. Большой популярностью в буддийской японской традиции пользовались изображения аватар бодхисатвы КАННОН. Известны 33 ипостаси Каннон, имеющих женский облик.

Основные черты японского искусства: пренебрежение формой; принцип асимметрии; непосредственность в постижении целого; простота; опора на факты и опыт; культ «вечного одиночества». Задача художника – дать толчок воображению. Воспринимающий (зритель) «дорисовывает» картину, «доигрывает» музыкальное произведение, «дописывает стихотворение». Важна непосредственность в постижении целого: «в одной травинке заложено больше смысла, чем в статуе Будды Вайрочаны». Японская живописная традиция «сумие» опирается на принцип: кисть должна выполнять работу сама, независимо от художника.

На примере поэзии «хайку» и «танки» можно проследить проявление фундаментального художественного принципа японской культуры, называемого «ваби». Его можно считать исключительно японским и перевести как «дух вечного одиночества» (Басе).

«Ветка без листьев, ворон уселся на ней, это осени канун».

Основательницей классической традиции танка-пятистишья является знаменитая поэтесса Оно-Но-Комати (IХ в.). Спустя почти сто лет после смерти Комати известный японский поэт Рубоко Шо проникся к ней мистической страстью. Свое чувство он выразил в одном из самых поэтических сборниках – «Ночи Комати».

«Пустынно вокруг,

Монахи давно уже спят,

Всем телом чувствую ночь,

Но отчего хризантемы

Еще не раскрылись в саду …?"

Японская культура оказала сильное воздействие на европейскую и русскую культуру XIX–XX вв. Под ее влиянием сложились эстетические идеалы импрессионизма, экзистенциализма, модерна. Большое влияние художественные ценности Японии оказали на развитие литературного Рунета. Известны литературные проекты: Лягушатник. Журнал поэзии хайку htth://haiku.ru/frog, Роман Лейбов, роман http://www.cs.ut.ee/~roman l/hyperfiction – основываются на японских эстетических принципах

Памятники культуры: Кодзики, Нихонсеки Идзумо, Исэ, Хибара, Омива, Ицукусима, Муроодзи, Хорюдзи, Тодайдзи, скульптуры: троица Шакьямуни, Будда Вайрочана, Фукукэндзяку; Тоседайдзи; Кацусика Хокусай «Фудзияма», И.Ногучи «Камень духовного познания»; Акиро Куросава «Дерсу Узала»; Кобо Абэ «Женщина в песках».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: