Месопотамия. Ключевые слова: Тигр, Евфрат, Шумер, Аккад, Ассирия, Ур, Урук, Лагаш, Ниневия, Вавилон, клинопись, Саргон

Ключевые слова: Тигр, Евфрат, Шумер, Аккад, Ассирия, Ур, Урук, Лагаш, Ниневия, Вавилон, клинопись, Саргон, Энхедуанна, Гильгамеш, Хаммурапи, Ашшурбанапал, зиккурат, календарь, Шамаш, Иштар, Бел, Мардук, плавка металлов, колесо, плуг с лемехом, глиптика, Шеду, Иссеруш.

Месопотамией, то есть «Междуречьем» (с греч.), эту землю назвали древние греки, так как она расположена между двумя великими реками Ближнего Востока – Тигром и Евфратом; иногда используется название Двуречье. Культурная история этого района очень насыщена. Первобытные люди существовали в этом районе уже 40000 лет назад. Где-то к 10 тыс. до н.э., когда население района выросло, а поголовье диких животных уменьшилось, относится одомашнивание животных. К 8 тыс. до н.э. появляются земледельцы, к 5 тыс. – первые каналы для орошения, то есть поливное земледелие, в 4 тыс. – системы каналов. По определению Л.И. Мечникова, древняя Месопотамия относится к речным культурам[1]. Реки берут свое начало на севере, на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив на юге; на востоке регион ограничен горами Загроса, на Западе – труднопроходимой Сирийской пустыней. Культура зародилась между пустыней и заболоченными озерами на бескрайней, однообразной и серой равнине, которая обрывается соленым Персидским заливом. Летом здесь жара и засуха: с июня по сентябрь не проливается ни одной капли дождя, а температура не падает ниже 30ºС. Тигр и Евфрат разливаются весной, в марте-апреле, оставляя на полях после разлива много плодородного ила. Это делает возможным земледелие и проживание в этом регионе, хотя половодье сносит жилища и истребляет людей, поэтому дома строят на высоких платформах. Смертоносная фауна: около 50 видов ядовитых змей, обилие скорпионов и москитов – усложняет проживание. Противостоять жестким условиям среды люди могут только сообща, объединяясь в общину, членам которой приходится быть трудолюбивыми и терпеливыми, стойко перенося трудности. Именно сложные условия существования ведут к социальному развитию. В ответ на «вызовы» природы, как было отмечено А. Тойнби, развивается социальное устройство общины и происходит культурное развитие самого общества. Отсутствие полезных ископаемых, привело к обширным контактам с соседними народами: серебро доставляли из Малой Азии, золото и серебро из Индостана, лазурит из Афганистана. На равнине много глины и почти нет камня, а также деревьев (кроме финиковых пальм). Люди стали использовать глину не только для изготовления посуды и кирпичей для жилищ, но и для письменности и скульптуры.

Разные племена сосуществовали на этой земле, но среди них лишь Шумерская культура изобрела письменность и оставила, благодаря этому, выдающийся след в мировой культуре. Месопотамия – один из древнейших самобытных очагов цивилизации, где появилась своя письменная система, получившая название клинопись, так как знаки выдавливались на сырых глиняных табличках заостренными палочками, оставлявшими на глине клиновидные отпечатки. Большую часть сведений об этой культуре ученые получили из письменных свидетельств. В XXIV в. до н.э. семитский Аккад, с Саргоном во главе, завоевывает Шумер, в результате чего появляется общая шумеро-аккадская цивилизация. В конце 3 тыс. ее сменяет Вавилония. В середине XVIII в. до н.э. Месопотамия делится на Вавилонию на юге и Ассирию на севере, которые постоянно враждовали между собой в течение последней тысячи лет до Р.Х. В 126 г. до н.э. Вавилонию захватили парфяне; полностью завершается история Древней Месопотамии с приходом римлян во II в. н.э.

Истоки и библейского и мусульманского мира находятся в Шумере. Эта культура стала определенной точкой отсчета для западной цивилизации в целом. У историков существует крылатая фраза «История начинается в Шумере», повторяющая название книги американского ученого С. Крамера, впервые описавшего культуру Шумера. В тексте Священного писания и христиане, и иудеи, и мусульмане читают шумерские легенды об Эдеме, о сотворении Адама и Евы, о грехопадении, о Великом потопе, о строителях Вавилонской башни. Используя выражение «допотопный», мы забываем, что оно пришло к нам из древнего Шумера. Правитель Гильгамеш, который жил в Шумере, почитался как герой в вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирийских мифах. Историки считают, что Гильгамеш явился прототипом Геракла. Многие достижения цивилизации впервые появились в Шумере, даже изобретение колеса связывают с ним. Первая школа появилась в Уре в начале III тыс. до н.э. Помимо самой письменности, шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, создали библиотеки и составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь, делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый, научились измерять часы, минуты, секунды. Мы до сих пор измеряем углы в градусах; в часах у нас 60 минут, а в минуте 60 секунд. Создание первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры, они же оставили первые сведения о защитных насаждениях. Шумерам принадлежит первая глиняная карта и первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа, первые записанные рецепты весьма распространенного в наши дни напитка – пива. Шумеры придумали астрологию и дали имена созвездиям, которыми мы пользуемся до сих пор. Это перечисление показывает масштабы влияния Шумера на нашу культуру.

Возможно, в других культурах тоже делались важные открытия, но с течением лет они были забыты. Именно письменность позволила сохранить в веках и тысячелетиях достижения шумеров. Например, на глиняных табличках, относящихся примерно к 2800 г. до н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы – Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона, которая в ранге верховной жрицы писала гимны богам.

У шумерской культуры много загадок. Одна из них – само название культуры. В середине XIX в. французский консул в Ираке Эрнест де Сарзек привез в Лувр неизвестные науке клинописные письмена из раскопанного им города под холмом Тело. Филолог Юлиус Оперт, прочитав клинопись, предположил, что народ, изобретатель клинописи, должен называться «шумеры», так как ассирийские цари добавляли эпитет: царь Шумера и Аккада. Однако точного перевода этого названия неизвестно, иногда в российской литературе его называют Сумером. Наиболее правдоподобную версию названия предложил датский шумеролог А. Вестенхольц: это – искаженное Ки-эме-гхир – «земля благородного языка», так шумеры называли свой язык. На этом языке в течение столетий писались книги, слагались песни, гимны и поэмы. С захватом шумера Аккадом шумерский язык уходит из повседневного обращения, (говорить стали на аккадском), но остается обязательным языком для обращения к богам и школьного изучения. Еще тысячелетия это был язык книжной учености, подобно латыни в средневековой Европе. Шумерский язык загадал ученым загадку, которая еще ждет своего решения. Его сравнивали со многими языками, но установить родство и происхождение пока не смогли. Петербургский ученый И.М. Дьяконов нашел общие черты с языком народности мунда, живущей на северо-востоке Индии и относящейся к ее доарийскому населению. Это может явиться следствием контактов между двумя древними культурами. Сами Шумеры пишут о контактах с землей Арата, возможно, это и есть Индия. Откуда пришли сами шумеры науке пока не известно, точных письменных источников нет; анализируя эпос, ученые установили восточное, ирано-индийское направление миграции древних шумеров, которые прошли этим путем задолго до арийцев.

Культурные особенности. В древности у разных этносов был общий хозяйственный уклад. Люди занимались преимущественно ирригационным земледелием и оседлым скотоводством, а также рыболовством и охотой. Коров и овец почитали особо: на волах пахали, производительной мощью быка восхищались. Божества носили на голове рогатую тиару – символ могущества и плодородия. Одежду делали из овечьей шерсти, неимущих звали ну-сики – не имеющий шерсти. Земледелие было связано с орошением полей, каждый город возникал около своего канала и существовал автономно; объединение происходило только при наличии общей опасности и стихийных бедствий. Тогда избирался военный вождь в культовом городе Ниппуре. Сложные вопросы правитель выносил на собрание общины, их решали сообща. Решение должны были одобрить представители старейшин и молодых воинов, женщины участия в обсуждении не принимали. Многие посещали школу с 7 до 20 лет, где учились писать, считать, решать задачи, определять время и переводить с известных наречий.

Цивилизация имела земледельческо-скотоводческий характер с остаточными явлениями охоты. Представления об окружающем мире были связаны, в основном, с земледелием. Важным являлся учет получаемого урожая и скота. Боги и предки должны были помочь человеку получить высокий урожай, для чего нужно было делиться с ними урожаем и скотом. Религия в Шумере образовалась на основе общинных верований. Шумеры верили, что боги чертят божественный план Гиш-хур (линии, процарапанные на доске), для каждого существа и для каждой вещи прочерчена линия НАМ – судьба. Задача людей – осуществить божественный порядок, называемый Биллуда. Для поддержания порядка существует ритуал Гарза.

Богов в Шумере было много. Боги-демиурги, покровители звездного неба, охранители государственной власти и духи места. В каждом из городов находился храм самого почитаемого местного бога, многие из них, входили в общешумерский пантеон богов. Мир подразделялся на три области по вертикали. Это небеса, называемые Ан (числом семь), которые управляются старейшим и мудрейшим богом Аном. Большинство богов, дети и внуки Ана – их так и называют Ануниаки (дети Ана), – живут на небесах. Они судят поступки людей и могут послать кару небесную. На небесах –источник законов мироздания, образец порядка. Средний мир – (калам) или «наша страна», куда входят город-государство с храмом, окруженный стеной. Он находится во владениях бога Энлиля, бога ветра и силы. Нижний мир – это земля Ки, супруги Ану. Туда входят область мира мертвых (кур), которой управляют супруги Нергал и Эрешкигаль и подземные воды – (абзу), которыми повелевает бог Энки, создатель человечества, хранитель ремесел и искусства. Чужие земли называются также, как страна мертвых, – кур. Подземные источники приносят воду, которую можно пить, в отличие от воды речной, и ассоциируются с полезными знаниями.

Слово бог у шумеров обозначалось знаками неба и звезды, то есть это небесные, звездные сущности, находящиеся вне этого мира. Боги-демиурги – это силы, обладающие определенной областью влияния. Ан – старейший из богов, существовал в начале мира, бог неба, управляющий собранием богов, хранитель священных МЕ – божественных сил. Энлиль – «владыка ветер», повелитель воздуха и ветра, властитель мира между небом и землей, второй глава собрания богов, утверждающий на престоле царя, предводитель природных сил местности, наказывает царя и людей за пренебрежение к богам, устроитель потопа, хранитель времени. Энки – «устроитель» земли, повелитель пресных вод, создатель людей, покровитель ремесла и магии, искусный лекарь. Думузи – «истинный сын», бог земледелия и скотоводства. Каждой весной совершается брак Думузи и Инанны, а в канун летнего солнцестояния Думузи уходит в подземный мир, чтобы урожай набрал силу. Его сравнивают с умирающим и прорастающим зерном, приносящим урожай. Инанна – «госпожа неба», богиня любви и красоты, связывалась с планетой Венера, олицетворяет стихийные силы природы, эмоции и женское начало. Это дева-воительница, которая никогда не бывает матерью. Нинхурсаг, Нинмах, Дингирмах – богини-матери, связаны с материнским родом. Второе поколение богов, «внуки Ана», – это бог Луны (Нанна), и его брат близнец Нергал, бог подземного мира, бог Солнца (Уту), небесные пахари Нинурта и Нингирсу, олицетворяющие мирный труд на земле и защиту этой земли в военное время. Нинурту часто сравнивают с громом, возможно, он изначально был божеством весенней грозы. Как защитник земли известен Пабильсаг, вооруженный луком и стрелами, тоже ассоциирующийся с громом, так как его сопровождает львиноголовая птица Анзунд, определяющая судьбы, чей львиный рык и является громом. С Меркурием связана богиня Нисаба, первоначально Ниншеба, богиня ячменного рациона. Она отвечала сначала за счет зерна, потом за все счетные работы, а затем стала богиней школы и письма. Был также древний бог – профессиональный воитель Забаба. Кроме богов поклонялись священным деревьям. Так, в цилиндре правителя Гудеа упоминается «тамариск, быком Аном порожденный», с помощью которого освящается храм. Среди духов различались духи-охранители, которые находились справа, враждебные духи помещались слева, духи предков, среди которых выделялись голодные призраки, вызывавшие чувство особенного ужаса.

После завоевания Шумера аккадским царем Саргоном и установления аккадского владычества происходит слияние шумерского и аккадского пантеонов, и многие боги получают новые, аккадские имена. Так, если Ана продолжают звать Ану, то Уту превращается в богиню Шамаш, Нанна в бога Син, Забаба в Ирра, бога войны, Энлиля часто зовут семитским именем Бел, Энки соединяется с богом воды и жизни Хайей, в клинописи Эа, бог дождя Ишкур соединяется с Хададом (Адад), Инанна становится Иштар, только в подземном мире остается неизменный Нергал, бог смерти. После III династии Ура пантеон унифицируется и практически без изменения переходит в Вавилон. Правда, там главным становится бог Мардук, который сливается с Белом. В число богов попали также Гильгамеш и цари Ура, которые получают божественных родственников.

Боги жили в круге календарного времени, сменяя друг друга. Шумерский культовый календарь происходит из священного города Ниппура, божеством которого был основа мирового порядка и владыка природы Энлиль. Календарь состоит из 12 месяцев и 4 сезонов. Известный нам круг зодиака – отголосок шумерского календаря. Год начинался в марте праздником весеннего равноденствия. Восходило созвездие Овен, которое называли Лу-хунга – доброволец, который должен был сразиться за право быть царём. Название со временем сократили до знака Лу, который представлял собой стилизованное изображение барана. Барана стали жертвовать на праздник Нового года. Телец представлял бога Нинурту. Это было время распашки земли. На поля выводили волов, запряженных в плуги. Близнецы ассоциировались с братьями близнецами Сином и Нергалом. Рака связывали с моментом, когда Солнце, после летнего Солнцестояния начинает пятиться назад в подземный мир, как рак. Название Лев связано со спортивными состязаниями, победитель в которых именовался Львом, а позднее должен был сразиться с живым львом, чтобы доказать свою силу. Дева – это время сбора урожая. Месяц посвящен богине Инанне, которая всегда остается вечно юной девушкой. Весы начинались в момент осеннего равноденствия, уравнивающего день и ночь. Кроме этого на весах взвешивали урожай. Месяц скорпиона – это время, когда в опустевших полях остались одни скорпионы. Стрелец назван в честь бога-героя Пабильсага, изображавшегося с луком в руке. Козерог – это один из образов бога Энки; время связано с ритуалом выхода из подземного мира мертвых, которых необходимо было почитать, поминать и кормить. На период Водолея выпадает максимум проливных дождей. Рыбы – время разлива рек, рыбной ловли. Это – конец года, уход жизни в область водного хаоса.

Памятники культуры: Зиккурат в Уре, Эпос о Гильгамеше, голова Саргона, Гильгамеш со львом, стела Хаммурапи, скульптура Иштар, Вавилонская башня, сады Семирамиды, Ворота Иштар, кодекс Хаммурапи, библиотека Ашшурбанипала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: