Из статьи Лотмана Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума

Природа культуры непонятна вне факта физико-психологического различия между отдельными людьми. Многочисленные теории, вводящие понятие "человек" как некоторую абстрактную концептуальную единицу, исходят из представления о том, что оно является инвариантной моделью, включающей все существенное для построения социокультурных моделей. То, что отличает одного человека от другого, равно как и природа этих различий, как правило, игнорируется. Основой для этого служит представление о том, что различия между людьми относятся к сфере вариативного, внесистемного и, с точки зрения познавательной модели, несущественного. Так, например, при рассмотрении элементарной схемы коммуникации представляется совершенно естественным предположить, что адресант и адресат обладают полностью идентичной кодовой природой. Предполагается, что такого рода схема наиболее точно моделирует сущность реального коммуникативного акта. Конечно, любой культуролог знает, что ни один человек не является копией другого, отличаясь психофизическими данными, индивидуальным опытом, внешностью, характером и т. д. и т. п. Однако предполагается, что в данном случае речь должна идти о "технических погрешностях" природы, которая в силу ограниченности своих "производственных возможностей" не может наладить серийного производства, что все, относящееся к сфере индивидуальных вариантов, не касается самой сущности человека как социального и культурного явления. Такой взгляд восходит к античности, но особенно ясно был сформулирован социологами XVIII в.. С тех пор он многократно подвергался критике, однако как молчаливая презумпция продолжает держаться до настоящего времени.
Мы исходим из противоположного допущения, полагая, что индивидуальные различия (и наслаивающиеся на них групповые различия культурно-психологического плана) принадлежат к самой основе бытия человека как культурно-семиотического объекта. Именно вариативность человеческой личности, развиваемая и стимулируемая всей историей культуры, лежит в основе многочисленных коммуникативных и культурных действий человека.
(Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума. М., 1977. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotm/index.php)

Вопросы к тексту:

1. Что является условием успешной коммуникации и способствует пониманию между людьми?

2. Что определяет многообразие семиотических типов, по мнению автора?

5. Игровая школа

· В основе идеи культуры данной школы лежит проблема определения критериев подлинно культурной деятельности. Культурная деятельность противопоставляется утилитарной, прагматичной. Ключевой метафорой, позволяющей определить сущностную характеристику культурной деятельности, становится игра.

· Разработал концепцию голландский историк и философ Й. Хейзинга в известном труде «Человек играющий».

· Игра определяется им как деятельность незаинтересованная в конечном результате и поэтому ценная сама по себе. Данная метафора позволила определить культуру как деятельность напрямую не связанную с получением конкретного результата, но доставляющую радость и осознание «иного» бытия.

Итоговая аттестация по теме №4:

Итоговая аттестация по теме №4:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: