Парменид (ок. 540-470 до н.э.) - основатель элейской школы
Источник философии Парменида - недоверие к органам чувств.
Поэма "О природе"(сохранилось - 160 стихов, пролог, почти вся первая часть и фрагменты второй): "путь истины", "путь мнения" и "путь приемлемых видимостей".
* Превосходство разума над чувствами.
* Бытие - неподвижно, неизменно, не имеет признаков рождения и уничтожения. По форме оно совершенно и закончено (сфера).
* Все, о чем думается - есть.
* Небытия нет(док-во) Þ нет пустоты между вещами, значит все едино и нет множества вещей. (vs. Пифагор)
* Мир бытия и мир мнений.
* Сущее - то, что мыслится разумом.
Итоги: разделение чувственного и рационального познания, превосходство разума над чувствами, неизменное, единое и совершенное Бытие, нет феноменов бытия, наделил единое, бытие особенной, чувственной формой — шарообразность
Зенон (ок. 490 - 430 до н.э.) - защитник философии Парменида.
Парменид создал неопровержимую теорию, поэтому ее стали опровергать, идя от реальности (движение и множественность неопровержимы).
|
|
Родоначальник " диалектики " (способ выяснить истину, через выявление внутренних противоречий в мышлении противника)
Доказательства " от противного " (сведение к абсурду, REDUCTIO AD ABSURDUM). 40 доказательств "против множественности", 5 "против движения". Дошло по четыре.
Þ дихотомия - надо пройти 1/2 пути Þ 1/4 Þ 1/8 Þ 1/16 и т.д.
Þ Ахиллес и черепаха - Ахиллес должен прибежать туда, где была черепаха, а она оттуда уже ушла Þ не догонит
Þ Летящая стрела - покоится в каждый момент Þ покоится всегда
Þ Стадион - скорость, существенный атрибут движения, относительна Þ движение необъективно
Должно быть много единств, но тогда
Þ миров множество Þ конечное число, но между любыми двумя есть еще Þ их бесконечно много
Þ противоречие, получаемое от совокупности относительно одной части (шум падающих зерен)
Итоги: множества не существует, бытие едино.