Структура идеального мира

Мир идей образован из некоего множества, поскольку в нем есть идеи всех вещей: идеи эстетических ценностей, идеи моральных ценностей, идеи различных телесных образований, идеи математических и геометрических формул и фигур и т.п. Таковые идеи никем и ничем не порождены, они неразложимы, неизменны, как элеатово бытие.

Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким и дальше, вплоть до Идеи на вершине, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой, т.е. абсолютна. Возникает термин Благо, о котором Платон говорит: "Благо - не субстанция или сущность, но превыше ее, будучи в своем превосходстве достоинством иерархий и ее потенцией". Высшее начало было у Платона и Благом и "Единым ". Единому противостоит начало, рангом ниже, оно понимается как безусловное и неограниченное начало множественности. Здесь возникает принцип Диады или Дуализма - дуальности большого - малого, в одно и то же время бесконечно великого и бесконечно малого. Единое воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и детерминации, обозначения границ, т.е. как формальный принцип, дающий форму, границы и пределы. Единое есть: а)принцип бытия (сущность, субстанция, Идея), б)принцип истинности и познаваемости (то, что определено, то умопостигаемо), в) принцип ценности.

Подобно идеальному миру, проистекающему из Единого как формального принципа и Диада как принципа материального, физический мир происходит также из идей - принципа формального и материального, однако доступных чувствам, т.е. из начала неограниченного и неопределенного. Схема объяснения чувственно воспринимаемого мира, по Платону, ясна: модель (идеальный мир), копия (физический мир) и Творец, автор копии согласно модели. Бог, взял за образец мир идей, слепил материю или хору, породил физический космос. Платон видит мир наделенным жизненной силой и пониманием. Бог наделил мир совершенной душой и совершенным телом. Мир и звезды, и светила как "видимые Боги".

На вершине иерархии находится божественное существо, но это не Бог-личность, это все безличные Существа. Платона можно считать основателем западной теологии в том плане, что у него божественное - это сверхземное, нематериальное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: