Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Административная структура




Гос. органы В. и. за более чем тысячелетнюю историю претерпели ряд существенных трансформаций, что позволяет говорить о различных адм. структурах в эпоху ранней (IV– VII вв.), средней (VII–XII вв.) и поздней (XIII–XV вв.) империи. Тем не менее они всегда в той или иной мере сохраняли общую основу, унаследованную от Римской империи.

В ранний период огромная территория гос-ва, объединявшего области, разнородные в экономическом и демографическом отношении, а также культурная полицентричность империи требовали гибкой и неоднородной системы управления. Эту задачу должен был решить развитый адм. аппарат, сочетавший усиление центральной власти с дроблением и специализацией ее органов. Деление территории империи на 4 части закрепилось в виде системы префектур: 1) Восток; 2) Италия и Африка; 3) Галлия, Британия и Испания; 4) Иллирик; во главе их стояли гражданские чиновники I ранга — префекты претория (praefecti praetorio) (высший пост в имп. администрации — префект претория Востока). Обе столицы, Рим и К-поль — Нов. Рим, были поставлены наравне с префектурами и управлялись городскими префектами (praefecti urbani). 4 префектуры делились на 12–14 диоцезов (dioeceses), управлявшихся чиновниками II ранга — викариями (vicarii), или вице-префектами (во главе Вост. диоцеза стоял комит Востока (comes Orientis), а во главе Египта — августальный префект (praefectus Augustalis)). Диоцезы делились на провинции (от 97 в кон. III в. до 116 при Константине и 120 в нач. V в.), наместниками к-рых были чиновники II (проконсулы Асии, Ахайи и Африки) и III рангов (консуляры, корректоры, президы).

В систему центрального управления входили совет при императоре — консисторий (consistorium), а также ведомства во главе с чиновниками I ранга: магистр оффиций (magister officiorum — начальник дворцовых служб) возглавлял канцелярию, штат секретарей и поверенных агентов, почтовую и дипломатическую службу; комиты священных щедрот (comes sacrarum largitionum) и личных имений (comes rerum privatarum, rei patrimonii) заведовали гос. и имп. собственностью и финансами; квестор (quaestor) ведал юридическими вопросами. Звание куропалата (κουροπαλάτης от лат. cura palatii — охрана дворца) в сер. VI в. превратилось в один из высших придворных титулов. Огромным (хотя и неформальным) влиянием нередко пользовался препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi, обычно евнух), в подчинении к-рого находились примикирий (primicerius) и комит священных облачений (comes sacrae vestis). Своеобразными «представителями народа» при имп. дворе являлись т. н. димоты, члены 4 факций (партий, команд) ипподрома (см. ст. Димы).




В качестве рудиментов древнего рим. республиканского устройства сохранялись сенат, или синклит (лат. senatus; греч. ἡ σύγκλητος), и консулы (consules; Ыπατοι). Сенат, в состав к-рого входило до 2 тыс. членов, играл важную роль в периоды междуцарствия, а в обычное время являлся консультативным органом. Заседания сената в полном составе назывались конвентом (conventus), в случае присутствия на них высших должностных лиц имели форму силенция (silentium). Высшим сенаторским рангом были патриции, или патрикии (patricii; πατρίκιοι); в отличие от одноименных представителей древнерим. родовой аристократии они возводились в это достоинство императором. Консулы по традиции считались высшими должностными лицами, по именам к-рых велось офиц. летосчисление; до 534 г. более или менее регулярно ежегодно c 1 янв. назначались 2 консула (с 395 один консул обычно назначался в Риме, др. — в К-поле); после 541 г. в консульство вступали только императоры, как правило в 1-й год после воцарения.

В IV–VI вв. сформировалась развитая иерархия гос. чинов и титулов (табель о рангах). Высшие титулы «нобилиссим» (nobilissimus — знатнейший) и «феликиссим» (felicissimus — счастливейший) прилагались к наследникам престола и цезарям. В IV в. чиновники I ранга (префекты, магистры, консулы и др.) титуловались «сиятельными» (illustres; ἰλλούστριοι), II ранга — «знаменитыми» (spectabiles; περίβλεπτοι); III — «светлейшими» (clarissimi; λαμπρότατοι); IV — «совершеннейшими» (perfectissimi); существовали и др. титулы.



Централизация и бюрократизация гос. аппарата сочеталась с жестким контролем за чиновниками. Наместники не могли быть уроженцами подчиненных им провинций, им запрещалось вступать в брак с местными жительницами и приобретать там недвижимое имущество. Строго проводился принцип разделения гражданских и военных властей.

Военачальниками высшего ранга являлись магистры армии и родов войск (magistri militum), находившихся при ставках императоров (in praesenti) и на наиб. опасных направлениях (на Рейне, В. и Н. Дунае, Евфрате). Командование на местах осуществляли военные комиты (comes; κόμης) и дуксы (dux; δούξ). Основу полевой армии составляли мобильные войска (comitatus). Привилегированные части были расквартированы в К-поле при имп. дворе; в их число входили личные телохранители императора (protectores), дворцовая стража (auxilia palatina) и гвардейские полки — доместики (domestici), экскувиты (excubitores), схоларии (scholarii), кандидаты (candidati) и др. В провинциях были размещены пограничные войска (limitanei), основу их составляли военные поселенцы. В IV–VI вв. значительную роль в составе вооруженных сил играли наемные отряды, сформированные из германцев и др. народов; они были подчинены комиту федератов.

Сформировавшаяся развитая система налогообложения включала налог с земельной собственности (т. н. jugatio-capitatio terrena) и подушную подать (capitatio humana) с безземельного населения. Составленный при имп. Диоклетиане кадастр земель регулярно (с 313 каждые 15 лет) подвергался уточнению, после чего издавался имп. указ (индиктион, или индикт — indictio) с разверсткой налога по регионам. Система летосчисления по 15-летним индиктам с началом года 1 сент. к кон. VI в. вытеснила из офиц. употребления традиц. рим. систему счета по ежегодным консулам с началом года 1 янв. Существовали также ряд нерегулярных налогов (натуральные подати, поставка рекрутов, сборы с городского населения и высшей аристократии), косвенные налоги (торговые пошлины, налог с продаж). Ответственность за сбор налогов на местах была возложена на органы самоуправления городских общин — куриалов (декурионов). Значительную роль в жизни городов играли местные епископы, обладавшие нек-рыми судебными полномочиями для решения дел, касавшихся членов церковных общин.

Необходимость более гибкого и оперативного управления в условиях постоянной военной угрозы привела к нарушению принципа строгого разделения гражданских и военных властей. При имп. Юстиниане I в ряде областей (М. Азия, Фракия, Армения, Египет) появились округа, наместники к-рых («юстиниановы» комиты и преторы) имели гражданские, судебные и военные полномочия. В кон. VI в. эта тенденция нашла свое развитие на более высоком уровне в возникновении Равеннского и Карфагенского Экзархатов во главе с экзархами (ἔξαρχος), совмещавшими полномочия префектов претория и магистров армии.

Характерной чертой адм. устройства В. и. средневизант. периода стала система новых военно-адм. единиц — фем (θέμα), начало ее формирования обычно связывают с реформами имп. Ираклия, хотя в совр. историографии присутствует мнение и о более позднем возникновении фем. Новое адм. устройство явилось закономерным развитием тенденций к слиянию гражданского и военного управления, к-рые проявлялись в правление Юстиниана и Маврикия. Первые фемы были образованы в М. Азии (Анатолик, Армениак, Фракисий и др.); на европ. территории в VII в. было 2 фемы (Фракия и Эллада), позднее их число увеличилось. В руках фемных стратигов были объединены военная и гражданская власть. Стратиотское ополчение, основанное на фемной системе, стало основой регулярной армии.

Сложный бюрократический аппарат уступил место более скромной и гибкой системе правительственных ведомств. Нередко чрезвычайные полномочия оказывались в руках временщиков, пользовавшихся особым расположением императора. Процесс смешения должностей и титулов породил весьма запутанную систему, о к-рой позволяют судить перечни чинов IX–X вв.: «Тактикон Успенского» (ок. 843), «Клиторологий Филофея» (899), «Тактикон Бенешевича» (между 934 и 944) и «Эскориальский тактикон» (70-е гг. X в.) (Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles / Ed. N. Oikonomidès. P., 1972). Высшими ступенями гос. иерархии, доступными только членам имп. фамилии, остались титулы кесаря, новелиссима и куропалата, в IX в. к ним добавились василеопатор (βασιλεοπάτωρ — царский отец) и «зоста патрикия» (ζωστή — препоясанная). Далее в системе гос. чинов следовали 2 магистра, проконсулы-анфипаты (ἀνθύπατοι), патрикии, протоспафарии (те и другие могли быть евнухами и «бородатыми», причем первые стояли на ступень выше), спафарокандидаты и спафарии (σπαθάριοι — мечники). Высшими придворными должностями, развившимися из ведомства препозита опочивальни, являлись ректор, проэдр, севастофор и вест; их, как правило, занимали евнухи. Высшие посты в администрации занимали эпарх (префект) К-поля (ἔπαρχος πόλεως), квестор (юридический советник) и начальник прошений (имп. секретарь). Среди правительственных должностей высшую степень занимал сакелларий (σακελλάριος) — глава финансового ведомства; под его контролем находились: генеральный логофет (λογοθέτης τοῦ γενικοῦ) — глава налоговой службы; стратиотский логофет (λογοθέτης τῶν στρατιωτικῶν), отвечавший за комплектование и снабжение армии; логофет дрома (λογοθέτης τοῦ δρόμου) — начальник почтовой службы, ведавший также иностранными делами; хартуларии сакеллия (казначейства) и вестиария (монетного двора и арсенала). Гос. секретариат возглавлял протоасикрит (πρωτοασηκρῆτις). Особые чиновники управляли гос. факториями, поместьями и сиротскими домами (орфанотрофиями).

Характерной чертой визант. табелей о рангах является включение в них высших церковных иерархов. В «Тактиконе Бенешевича» первые 4 степени выглядят следующим образом: 1) автократор, 2) василевс, 3) папа Римский, 4) Патриарх К-польский; на 16-м месте значится архиепископ Болгарии. Очень высокие ранги (выше патрикиев и стратигов) занимают синкеллы Римского, К-польского и проч. Патриарших престолов, к-рые выполняли функции представителей Патриархов при имп. дворе. Митрополиты, автокефальные архиепископы и епископы присутствуют во всех тактиконах и занимают места вслед за фемными стратигами. Ниже располагаются эконом Великой ц. (собора Св. Софии, Патриаршей резиденции) и эконом Неа Экклесиа (Новой ц.) в имп. дворце. В самом конце «Тактикона Успенского» среди гос. чинов упоминаются царские пресвитеры, священники и диаконы (βασιλικοὶ πρεσβύτεροι, παπᾶδες, διάκονοι).

Среди военных чинов высшую степень занимал стратиг фемы Анатолик. За ним следовал доместик схол, в VIII–IX вв. командовавший вооруженными силами (с X в. было 2 доместика, Востока и Запада), далее стратиги фем Армениак, Фракисий, комит Опсикия и стратиги др. фем. Список военачальников замыкали друнгарий флота (δρουγγάριος τῶν πλοϊμῶν) и командиры гвардейских полков (не считая доместиков схол и экскувитов, занимавших высокие ранги) — друнгарий «чисел» (ἀριθμῶν), этериарх, доместики иканатов (ἱκανάτων), «нумеров» (νουμέρων), оптиматов (ὀπτιμάτων) и др.

В ходе победоносных войн 2-й пол. X — нач. XI в. возникли многочисленные мелкие фемы в Сирии, Армении, Болгарии и Италии. на первые места в военной иерархии, потеснив фемных стратигов, выдвинулись дуксы, или дуки (в Антиохии, Месопотамии, Халдии, Фессалонике и Адрианополе), а также катепан (κατεπάνω) Италии. В XI в. процесс вытеснения из армии стратиотского ополчения отрядами наемников и военной аристократией привел к упадку фемной системы; на местах вновь появилась параллельная военная и гражданская администрация.

В 3-й период для гос. структуры В. и. характерно противостояние 2 принципов: традиционного стремления к политическому единству вокруг престола и местных интересов феодальной знати, стремившейся к обособлению от центра и к защите своих личных интересов. В этих условиях на рубеже XI–XII вв. новой династией Комнинов были проведены реформы по созданию принципиально иной системы управления. Не отказываясь полностью от бюрократической администрации, императоры окружили себя многочисленным кланом близких родственников, им были предоставлены все важнейшие посты как в столице, так и в дукатах. Была создана новая система титулатуры, к-рая отражала одновременно родственную иерархию и положение в гос. аппарате. Первым после императора (василевса, автократора) был титул севастократора (σεβαστοκράτωρ), к-рый давался младшим братьям императора; за ним следовали паниперсеваст, пансеваст, севаст (πανυπερσέβαστος, πανσέβαστος, σεβαστός) и кесарь. Прежние титулы сохранялись, но стали второстепенными. Фактически в поздний период В. и. продемонстрировала неспособность к компромиссу между местной знатью и политическим центром, система центрального и местного бюрократического управления пришла в упадок, что стало одной из причин падения империи.

============





Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 473; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8720 - | 7131 - или читать все...

Читайте также:

  1. Административная (классическая) школа управления.
  2. Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере
  3. Административная и уголовная ответственность за недопущение, ограничение, устранение конкуренции органами публичной администрации и их должностными лицами.
  4. Административная ответственность
  5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  6. Административная ответственность
  7. Административная ответственность (понятие, признаки, субъекты административной ответственности)
  8. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства по главе 19 КоАП РФ
  9. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства субъектами публичной власти
  10. Административная ответственность и административное наказание
  11. Административная ответственность физических лиц – индивидуальных субъектов административных правоотношений.
  12. Административная ответственность юридических лиц- коллективных субъектов административных правоотношений.


 

3.228.21.186 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.