Учение Гегеля о бытии, как часть «Науки логики»

Наука в целом делится, по мысли Гегеля, на три части-логику, науку о природе, науку о духе – три ступени системы Гегеля упоминавшиеся выше. Логика – наука о чистом понятии и абстрактной идее; природа представляет собой внешнюю реальность идеи, её экстериоризацию, дух – снятие экстериоризации, возвращение идеи к самой себе.

Логика в системе Гегеля занимает центральное место. И это понятно: её предметом является сама абсолютная идея как система саморазвивающихся категорий, составляющая основу всей действительности. Согласно Гегелю, система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения, есть форма, в которой понятие обретает конкретность. Задача Логики – обнаружить эту реально существующую систему отношений, лежащую в основе как бытия, так и тождественного с ним сознания.

Система категорий даёт возможность понять не только мир как целое, но и каждое его наиболее общее отношение, выражаемое той или иной категорией. Но категории, не имеющие род или видовое отличие, можно осмыслить только в сопоставлении друг с другом, во взаимных переходах, т.е. в определённой системе, каждое звено которого связанно с остальными. И поскольку в этом диалектическом развитии категорий «угадывается» действительная диалектика вещей, то идеалистическая диалектика Гегеля, систематически изложенная в логическом учении в виде саморазвития понятий, приобретает глубокий рациональный смысл.

Логика Гегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Изложение приобрело строгую последовательность потому, что Гегель не только высказал идею субординации категорий, но и правильно указал на общий её принцип – движение мысли от абстрактного к конкретному, т.е. от многостороннего к многостороннему, от пустоты к полноте содержания.

Логика, таким образом, начинается с характеристики самых абстрактныхкатегорий бытия. Поэтому началом движения всех логических категорий будет чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишённая определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто. Гегель рассматривает не определённое бытие того или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.

Гегель высказывает бытие как предикат абсолютного. Возникает противоположность в этой непосредственности как бытие и ничто. Таким образом размышляя, приходят к мысли, что нужно найти для бытия твёрдое определение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но все такие дальнейшие и более конкретные определения уже не оставляют бытие чистым бытием, каково оно есть непосредственно вначале. Такое стремление находить в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше, Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движенииисчезновения друг в друге, или в становлении. Таким образом, имеются три необходимых момента бытия: бытие – тезис, ничто – антитезис, становление – их синтез. В становлении бытие и ничто сняты (упразднены и сохранены). Отрицание отрицания – один из важнейших законов диалектики Гегеля, который используется при построении всей его системы.

Ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как бытие с некой определённостью. Становление – вот истинное выражение результата бытия и ничто, так как оно есть их единство. Наличное бытие – есть это единство, или становление в этой форме единства; наличное бытие, поэтому, односторонне и конечно. Определённость то же самое, что и односторонность и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая тождественна с бытием.

Итак, наличное бытие есть определённое бытие. Основа же всякой определённости есть отрицание. Утверждая одно, мы отрицаем другое. Выходя за пределы нечто, мы получаем другое, и так без конца. Гегель называет подобную бесконечность дурной бесконечностью. Эту внутреннюю характеристику Гегель называет в – себе –бытием. В каждом наличном бытии или нечто заключены два момента: момент в - себе – бытия и момент бытия для другого, поскольку данное нечто раскрывается, обнаруживается лишь в соотношении с другими нечто. Н ечто определяется через нечто, т.е. само через себя. Вот это соотношение с самим собой Гегель называет истинной бесконечностью в противоположность дурной или неистинной бесконечности.

Таким образом, следующей категорией качества является для – себя – бытие. Для-себя-бытие возникает следующим образом: нечто определяется другим, но последнее само есть нечто. Следовательно, нечто приходит к себе, достигает своего конца и цели и посему становится законченным. Законченное наличное бытие ограничивается уже не другим, а собою и в себе. Вот это соотношение с собой, которое опосредуется через отрицательное отношение к другому, есть для – себя – бытие, и выступает как идеальное. Для-себя-бытие есть одно, другое исчезло.

Из понятия для–себя–бытия Гегель дедуцирует категории притяжения и отталкивания. Для-себя-бытие, как одно, отрицательно относится к себе, т.е. отталкивается от себя и тем самым порождает множество. Таким образом, одно оказывается совершенно несовместимым с собой, что и порождает многое. Этот процесс для-себя-бытия условно называется отталкиванием. Но множество представляет собой тождество единых, здесь происходит как бы притяжение единых в одно целое. Через понятие для-себя бытия Гегель переходит в категории количества. Качество, по Гегелю, есть первая непосредственная определённость, тождественная с бытиём. Количество же есть тоже определённость, но ставшее безразличным к бытию. Количество меняется, а бытие остаётся тем же. Количественная граница, таким образом, есть и не есть граница, поскольку она свободно переступается. Количество получает всё больше и больше качественные оттенки. Изменение чисто количественное переходит в качественное.

Гегель рассматривает три группы количественных отношений: прямое, обратное и степенное. Разбирая прямое количественное отношение, Гегель говорит, что определённость одного определённого количества заключается в определённости другого определённого количества. Здесь, таким образом, качественная сторона количества ещё не выступает чётко, т.к. стороны отношения бесконечно варьируются. В обратном количественном отношении его сторонами являются множители постоянного произведения.

В степенном количественном отношении, по Гегелю, качественное различие количества обнаруживается более полно. Стороны отношения здесь уже не могут меняться, они абсолютно скованы, например 42=4*4.

Завершающей категорией учения Гегеляо бытии выступает мера. По его мнению, мера есть истина количества и качества. Мера, по Гегелю, есть качественное количество, единство качества и количества. Эти две категории суть моменты единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично сущее имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой.

Переход в новое качество совершается посредством скачка, после накопления количественных изменений. Каждый пункт, где происходит взаимное изменение качества и количества, образует узел. Процесс меры, который попеременно то оказывается только изменением количества, то переходом количества в качество, Гегель образно называет узловой линией отношения меры. Гегель также рассматривает меру как дефиницию абсолюта, и, согласно этому способу рассмотрения, было сказано, что Бог есть мера всех вещей.

Качество, количество, мера, согласно Гегелю, не представляет собой чего-то самостоятельного, а суть состояние некоторого субстрата, например, лёд, вода, пар. Тем самым меры и положенные с ними самостоятельности низводятся до состояний. Изменение есть лишь изменение некоторого состояния и переходящее в положенное как остающееся в этом изменении тем же самым.

Понятие-триада   Моменты  
  Первый Второй Третий
логика бытие сущность идея
бытие качество количество мера
чистое бытие чистое бытие ничто (небытие) становление
действительность субстанциональность причинность взаимодействие
идея жизнь познание абсолютная идея

Абсолютная идея:

1) АИ – абсолютно все, везде и вся

2) АИ – абсолютный синтез бытия и мышления

3) АИ – единство самой себя и своего отрицания, единство бытия и инобытия

4) АИ – абсолютное саморазвитие

5) Все содержание АИ берет из самого себя. Все в мире самопознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: