Философская система Г. Гегеля

Г. Гегель (1770 – 1831 гг.) создал собственную философскую концепцию – панлогизм, или абсолютный идеализм. По его мысли, философия имеет тот же предмет, что и религия, – абсолют. Абсолют – Бог – есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «Абсолютное знание» (т. е. философия) является поэтому «самосознанием Бога» в человеке. Сущность Бога, так как он является мировым духом, – есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления. Философия понимается Г. Гегелем как наука о всеобщем и законах диалектического развития духа («абсолютной идеи» или мирового разума). Согласно Гегелю, развитие (чисто идеальное по своей природе) совершается благодаря тому, что чистое внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, таким образом, создает чудовищное противоречие[2].

Идеалистическая философская система Г. Гегеля состоит из трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога (т. е. духа) до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения (мира) к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе.

Подлинным философским методом Г. Гегель считал диалектику. Он сформулировал основные принципы и законы диалектики как учения о развитии. Это закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количества в качество. По этим принципам и законам развивается дух. Раскрывая общие принципы диалектического подхода в развитии мирового духа, Г. Гегель создал грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассматривая отдельные ее этапы как становление мирового духа. Эта своеобразная лестница, согласно Гегелю, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития духа. На вершине этой лестницы, по Гегелю, достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т. е. сфера логики. У Г. Гегеля понятия, будучи односторонними обобщениями, преодолевают в себе противоположности на этом этапе развития духа, пока не достигается высший синтез, т. е. абсолютная истина.

По мнению Гегеля, история человечества проникнута разумностью, она и есть путь разума, на котором он постигает самого себя. Собственную философскую систему Г. Гегель считал венцом развития всей западной философии, в которой мировой дух полностью постигает свою природу и законы.

Свою академическую деятельность Гегель начал как последователь критической философии Канта и Фихте, затем он был единомышленником Шеллинга, и, наконец, после поворота последнего в сторону теософии, философ порвал с системой абсолютного тождества и приступил к разработке собственного оригинального учения. Гегель пришел к выводу о том, что философия является самосознанием общего культурного развития человеческого родового разума, в котором она сама в то же время видит самосознание абсолютного духа, развивающегося в виде мира.

Логика Гегеля, первая часть его системы, будучи наукой о сущности духа, а следовательно и вещей, соединила в себе характер логики с чертами онтологии (или метафизики) и стала содержательным, а не только формально–логическим знанием, как это было прежде. Исходя из универсальной схемы творческой деятельности мирового духа, получившей у Гегеля название абсолютной идеи, его логика предстала как идея в себе, как самосознание этой идеи, которая в своем всеобщем содержании раскрывается в виде определенной системы категорий, начиная от самых общих и бедных определений – бытие, небытие, наличное бытие, качество, количество, мера и др. и кончая более конкретными, более определенными понятиями – действительность, химизм, организм и т. д. Вся эта сложная система понятий последовательно развертывается посредством диалектического движения вперед. Специфической чертой гегелевских категорий по сравнению с кантовскими является то, что в отличие от последнего, сделавшего их синтезирующими формами деятельности человеческого рассудка, Гегель представил их скорее в качестве образований самой объективной действительности.

Содержанием всей последующей философии Гегеля, опирающейся на систему его логики, становится превращение абсолютной идеи в абсолютный дух. Промежуточными членами, через которые совершается этот процесс, служат природа и конечный дух, развивающийся в форме субъективного духа, объективного духа и всемирно–исторического духа. Эту совокупность природы и духа Гегель назвал мировым процессом, или миром.

Во второй части своей философской системы, в философии природы, Гегель установил, что различие между абсолютной идеей и природой заключается не в содержании, а в форме существования. Так, природа для Гегеля – тот же дух (или идея), но в своем инобытии. Иными словами, логическая идея находится здесь уже не в себе, не в элементе чистого мышления, а вне себя. Такой характер природы вытекает из самого понимания Гегелем духа в качестве развивающейся идеи. Абсолютная идея объективируется в природу и существует в чуждой ей внешней форме потому, что она не стала пока «субъективностью», духом, или, как пишет сам философ: «Божественная идея именно и состоит в том, что она решается извести из себя иное и снова втянуть его в себя, чтобы стать субъективностью и духом» (Цит. по: История философии: Энциклопедия /Под. ред. А. А. Грицанова. – Минск, 2002. С. 219).

Абсолютное, таким образом, может познать себя только с помощью человеческого сознания, которым оно, в принципе, не обладает в элементе чистой мысли, а значит, только приняв форму природы и найдя себя в ней в форме сознания. Цель натурфилософии Гегеля – проследить за постепенным возникновением духа в природе, познать в каждой ступени природы момент идеи и ее развитие в формах природы до тех пор, пока в природе не возникнет сознательная мысль, которая и узнает себя в ней. В изложении своей натурфилософии Гегель по сути целиком следует духу и даже букве своего предшественника – Шеллинга, повторяя его телеологизм.

Третью и основную часть гегелевской системы составляет философия духа, в которой нашли свое проявление наиболее значительные результаты всей его философии. Гегель выделил следующие формы развития духа:

1. Субъективный (индивидуальный) дух – психическая жизнь индивидуума на всех ступенях его развития, вплоть до осознания им его сокровенной сущности в тождестве со всеобщим духом.

2. Объективный (всеобщий) дух – разум в человеческой родовой жизни, т. е. сверхиндивидуальную целостность, возвышающуюся над отдельными людьми и проявляющуюся через их различные связи и отношения.

3. Абсолютный (божественный) дух – это, по сути, всеобщий дух, выраженный в своей целостности и единстве, отдельные определения содержания которого становятся действительностью в историческом развитии (объективируются через семью, гражданское общество и государство). Абсолютный дух, в свою очередь, развивается в трех формах: в виде интуиции в искусстве, представления в религии и понятия в философии.

Более наглядно представить гегелевскую систему позволит схема ее изложения самим мыслителем в «Энциклопедии философских наук» (см. рис.).

Диалектический метод буквально пронизывает все стороны гегелевского учения. По мнению философа, диалектический метод, или метод развития, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Под противоречием же Гегель понимал столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной и постоянной темой его диалектики стала тема единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, то есть тема противоречия. Оно полагается им как внутренний импульс развития духа вообще, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредованному, от абстрактного к конкретному, все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития.

 
 


С помощью разработанного им диалектического метода Гегель критически переосмыслил все сферы современного ему человеческого знания и культуры, обнаруживая везде на этом пути напряженную диалектику, процесс постоянного отрицания каждого наличного, достигнутого состояния духа последующим, вызревающем в его недрах в виде конкретного, имманентного ему противоречия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: