Типология наук. Параметры «наук о духе». Методы соц.-гум. наук

Для многих современных философских концепций (например, у Маркса и Ницше) любое знание обусловли­вается и определяется социальным бытием и является формой куль­турно-исторической идеологии. И язык, и предмет любого научного исследования опосредованы теми феноменами, которые сами могут стать объектами изучения социальных и гуманитарных наук (по-русски: есть математика, а есть история математики). Для гуманитарной науки, например, ключевой будет не проблема космогенеза, а генезис кон­цепта «природа», без которого современная физика была бы невоз­можна.

То есть с формальной стороны предметом социально-гума­нитарного познания может стать любой феномен че­ловеческой культуры, в том числе и сами методы, и концепты науч­ного исследования. «Методы научного мышления, — писали осно­ватели французской социологической школы Эмиль Дюркгейм и Марсель Мосс, — это подлинные социальные институты, возникно­вение которых может описать и объяснить только социология»[9].

С содержательной стороны под социально-гуманитарным знани­ем принято понимать те науки, предметом которых будут всевоз­можные проявления человеческой культуры и которые немецкой философией определялись как «науки о духе» (в противоположность наукам о природе). На этом принципе основывается разделение наук у Генриха Риккерта (на науки о природе и науки о культуре), Виль­гельма Дильтея (мир истории и мир природы), Эдмунда Гуссерля (науки о фактах и науки о сущностях) и др. «Дух» может понимать­ся как в качестве индивидуального, так и в качестве коллективного феномена: в этих случаях мы имеем дело со знаниями, различными по типу, а не по сущности (условно можно сказать, что гуманитар­ные науки имеют дело с индивидуальными проявлениями духа, на­пример, в авторском искусстве, а социальные — с коллективными, например, в народной культуре; классификация Дильтея).

Корпус наук о духе пользуется принципиально иными методами исследования, нежели методы на­ук о природе. Если для новоевропейского естествознания основным методом получения истин является математическое доказательст­во, то для наук о духе таким методом будет герменевтика — искусст­во понимания.

История занимает особое место между естествознанием и наука­ми о духе: если науки о духе выступают нормативными науками (науками «о должном», т. е. описывают правила, ценности и нормы), то естествознание и история — науки «о сущем» — исследуют мир таким, каков он есть; если предмет естествознания — общие законы природы, то предмет истории — единичные и неповторимые собы­тия, как и для большинства наук о духе. Историзм — один из основ­ных принципов современной европейской науки как таковой. Герме­невтика как метод наук о духе — от Шлейермахера до Гадамера — видит своей главной целью адекватное понимание чужой субъек­тивности, как индивидуальной (автора художественного текста, исторической личности), так и сверхиндивидуальной (эпохи, куль­туры, языка). Но! Существуют области наук о духе, которые требуют более точных методов, чем герменевтика (статистика, наблюдение, эксперимент) – это, например, науки о языке и обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: