Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций
Изменения, к которым стремиться общество и каждый мыслящий человек, обычно отождествляют с социальными инновациями. Социальные инновации или «инновационный поток» (Н.И. Лапин), в котором оказалось наше общество вынуждает исследователей заново обратиться к этому феномену. Необходимо выявить, что же не учитывается современниками, осуществляющими эти процессы?
Ясно, что продуктивными эти изменения могут стать лишь постольку, поскольку они будут совпадать с глубинными и длительными тенденциями развития человечества, когда они будут способствовать разрешению противоречий и конфликтов, трагично обострившихся в стране, надолго выпавшей из общего исторического движения.
Экономист и социолог Дж. Шумпетер был одним из первых ученых на Западе, попытавшихся осмыслить инновационную деятельность. Он выделяет четыре основные разновидности нововведения:
1. Новое, еще неизвестное в сфере потребления, благо, либо новое качество известного блага.
|
|
2. Новый, более эффективный метод производства известной продукции, не связанный с научным открытием.
3. Открытие новых возможностей сбыта известной продукции.
4. Реорганизация производства, ведущая к подрыву установившейся монополии.
С этого времени (1911 г.) появилось множество научных работ. Подводя итог дискуссии (1985 г.), американский социолог П. Друкер выделил следующие основные источники нововведения:
1. Внезапное изменение ситуации: чей-то неожиданный успех (неудача), либо какой-то импульс извне и, как реакция на это, – появление нововведения.
2. Выявившееся противоречие: а) между реалиями жизни; б) между реальностью и ожиданиями людей; в) между ценностями и ожиданиями потребителя; г) в ходе какого-либо процесса.
3. Изменившиеся требования какого-либо процесса производства или потребления.
4. Лакуны (ниши) в структуре производства, рынка.
5. Изменение в структуре народонаселения.
6. Изменение в общественном сознании (мнении, настроении).
7. Новое знание (открытие, изобретение, рационализация) как импульс нововведения.
Таблица 9