Классическая школа считается более состоятельной школой в экономической науке, нежели меркантилизм. Классикам удалось доказать несостоятельность школы меркантилизма в силу того, что представляемые ими теории были безжизненными в современном индустриальном обществе. Классики искали источник капиталистического богатства в сфере производства.
Классическая школа разбилась на два течения – французское (физиократы) и английскую классическую школу политэкономии.
Французская школа (физиократы) зародилась в XVIII в. Ее основал и впоследствии возглавил Франсуа Кенэ. Его теория заключалась в следующем: самой продуктивной отраслью экономики он считал сельское хозяйство, т.к. человек не занимается созданием продукции напрямую, а лишь создает необходимые условия для ее получения, всю остальную работу за него выполняет природа.
Английская классическая политическая экономия развивалась в XVII – XVIII в.в. и наиболее яркими ее представителями были Адам Смит, Вильям Петти и Давид Рикардо.
Мыслители английской классической школы полагали, что стоимость создается не только в сельском хозяйстве, а во всех отраслях экономике, где присутствует труд человека, который, по их мнению, является главным условием создания стоимости товара, которая выражается в деньгах. А. Смит и Д. Рикардо полагали, что рабочие создают стоимость товара, которая лишь частично возвращается к ним в виде заработной платы, остальную часть стоимости присваивают работодатели, которые расплачиваются за аренду земли, банковский процент и получают прибыль.
Согласно трактовки А.Смита, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Лучший вариант для государства – это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита последователями Смита и получила название «экономического либерализма».
Возникновение либерализма как течения западной экономической мысли относится к ХVIII веку. В его основе лежит политическая философия либерализма, кредо которого – знаменитый принцип “laisser faire” (“не мешайте действовать”) – можно раскрыть, как разрешить людям делать, что они хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и в вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мысли. Эту идею А.Смит развил в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов».
А.Смит вводит в практику такие понятия как «экономический человек» и «невидимая рука». Смысл понятия «экономического человека» заключается в эгоистических интересах каждого субъекта рынка. Мы обращаемся не к гуманности, а к эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах.
«Невидимая рука» независимо от воли и намерений индивида – «экономического человека» - направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного.