В В Е Д Е Н И Е

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Р Е Ф Е Р А Т

ПО ТЕМЕ:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА 303 ГРУППЫ

ФФМ МГУ

ОСОКИНА А.К.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

К.м.н. МИРОНОВ Н.Е.

МОСКВА-2011

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Развитие психологических представлений в античности…...4

Глава 2. Развитие психологических представлений в средние века…13

Глава 3. Развитие психологических представлений в

эпоху возрождения………………………………………………………......15

Глава 4. Становление психологии в Новое время………………………17

Глава 5. Зарождение научной психологии и основные

направления зарубежной психологии…………………………………….22

Глава 6. Основные направления отечественной психологии………….41

Заключение……………………………………………………………………...45

Список используемой литературы...................................................................46

В В Е Д Е Н И Е

Психология является одной из самых интересных и важных отраслей человеческого знания. Умение мыслить психологически необходимо человеку, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Важно понять, что хотят и что могут сделать окружающие люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного общения, приходится идти вслепую и можно, как говорится «наломать дров», получить врагов там, где можно было бы завоевать друзей, совершить непоправимые профессиональные ошибки.

Определённые представления в области психологии даёт человеку жизненный опыт. Однако эти знания очень приблизительны и расплывчаты и по этой причине не могут дать эффективного результата при решении психологических проблем. Научное знание отличается от житейского тем, что оно опирается на силу общечеловеческого опыта и многочисленные специальные исследования и поэтому позволяет выявить закономерности в психологических процессах.

Знание психологии врачу просто необходимо, так как результат лечения зависит не только от постановки правильного диагноза его физического состояния, но и от понимания его внутреннего мира, способности изменить, если это необходимо, мировоззрение больного, вселить в него надежду на выздоровление.

В европейской культуре зарождение психологии произошло в недрах философской мысли в античный период. Как относительно самостоятельная отрасль знания, психология формируется лишь к середине XVIII века в Англии, к 70-м годам XIX века усилиями немецкого учёного Вильгельма Вунда и его последователей, психология провозгласила свою независимость, но и после этого вплоть до настоящего времени продолжает свою связь с философией. Эта связь обусловлена прежде всего тем, что вопросы душевной жизни не могут быть поняты без рассмотрения мировоззренческих проблем. Во многих случаях психологические школы, течения непосредственно основываются на тех или иных философских системах, о чём будет сказано ниже. Помимо философии, психология имеет связь и с другими науками: биологией, физиологией, генетикой и др. Опираясь на открытия в области естественных и точных наук, заимствования у них эмпирических методов исследования психология смогла выделиться из системы философского знания и обрести статус самостоятельности.

В современной науке принято считать, что объектом психологического познания выступает психика человека, т.е. вся совокупность психологических процессов, свойств, состояний и образований. Предмет же психологии, поскольку он является результатом исследовательских действии, не может включать в себя весь объект исследования. Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. В каждый исторический период, каждая школа, течение концентрировали свои усилия на определённом аспекте психической реальности. Поэтому правильно говорить не об одной науке психологии, а о системе развивающихся психологических знаний.

Для логического понимания рождения психологической мысли, создания психологических теорий, в данной работе будут последовательно рассмотрены исторические периоды, их особенности, господствующее мировоззрение. По каждому из периодов сделан вывод, как итог развития психологии.

Цель данной работы: исследовать возникновение, развитие и связь психологических знаний от античного периода до наших дней.

Актуальность работы и её практическое применение определяется значением общих знаний этапов развития психологии, как науки. Не имея таких знаний невозможно ориентироваться в накопленном психологическом опыте, выбрать из него нужную теорию, методы психологического воздействия для практического применения.

Для достижения цели исследования определены следующие задачи:

- изучить этапы развития психологии;

- на основании анализа по каждому этапу сделать вывод;

- выбрать область психологических знаний, которая может быть применена в практической деятельности врача, продолжить углубленное изучение.

При написании работы была использована литература по фундаментальной и прикладной психологии, учебное пособие по философии и истории. Работа состоит из 6 глав, заключения и списка используемой литературы. Для наглядности изложения материала созданы слайды.

Надеюсь, что представленный материал окажет помощь в изучении психологии не только мне, но и моим сокурсникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: