Развитие психологических представлений в античности

Представление о том, что в человеке живёт нечто особенное, отличное от тела, сложилось в глубокой древности. Это нечто называлось душой и часто связывалось с дыханием, жизнью (русское: «душа», «дух», «дышать», «воздух»).

Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах.

Позднее с формированием философских воззрений в Древней Греции, проблема души стала предметом философского размышления. Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся, как упорядоченное целое, мировая гармония-Космос.

Одним из первых философское представление о душе высказал Гераклит Эфесский (ок. 520-460 г.г. до н.э.). Гераклиту Космос представлялся в образе вечного живого огня, а душа («психея») – в образе его искорки – огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Поэтому Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости, всеобщему закону – Логосу. И призывая человека познавать самого себя, Гераклит утверждал неисчерпаемость этого познания.

Другой известный греческий мыслитель Демокрит (430-370 г.г. до н.э.) представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования – атомы. Душа также состоит из атомов. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа по Демокриту - движущее начало и орган ощущения и мышления.

Гераклит и Демокрит были натурфилософами. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса. Изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской, а вместе с ней и психологической проблематике. В центр философских размышлений становится человек. Родоначальниками этого направления были софисты и Сократ. Слово «софист» - от греческого софия – мудрость, первоначально означало «мудрец», но со второй половины IV века до н. э. становится кличкой, означавшей особый вид философа – профессионала, который мог доказать любые положения независимо от их достоверности. «Человек есть мера всех вещей», - учил софист Протагор. Из этого следовало, что мерой истинности следует считать интересы конкретного человека. Софисты учили об относительности человеческих представлений о добре и зле, подчёркивали условность моральных оценок, правовых норм и государственных законов. Тем самым действия человека приобретали зыбкость и неопределенность.

Для психологического познания деятельность софистов имеет значение в вопросах коммуникации между людьми.

Возвратить прочность и надёжность отношений между людьми, стремится бывший ученик софистов, а затем их наиболее известный оппонент – Сократ (470 – 399 г.г. до н.э.). Основополагающим свойством души Сократ считал разум, мышление. Именно разум, по Сократу, способен дать высшее обязательное основание для деятельности души – знания. Разум, считал Сократ, обладает полнотой знаний до рождения и черпает из самого себя всё понимание истины, но получить эти знания человек может только затратив значительные усилия. Сократ разработал особый метод «майевтику» (повивальное искусство), который помогает рождению человеческой мысли, суть которого заключалась в точной постановке вопросов.

Благодаря названному методу Сократа можно назвать предтечей психоанализа, поскольку с помощью правильно поставленных вопросов он стремился обнажить то, что скрыто в недрах сознания. В его методике также таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Работа мысли ставилась в зависимости от задачи, создающей препятствие в её обычном течении.

После Сократа, в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально - культурный характер.

Большую работу по систематизации предшествующей психологической мысли проделал Платон (427-347 г.г. до н.э.). Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции. В своей космологии он развивает учение о творении демиургом (устроителем мира) Космоса из первобытного хаоса. Согласно этого учения, Мир, Космос – это живое существо. Такое качество придаёт ему Мировая душа.

Мировая душа, по Платону, находится не внутри Космоса, а окутывает его. Она одушевляет конкретные формы бытия мира, в т.ч. звёзды и планеты, животных и растений. Души людей причастны Мировой душе, они также имеют идеальный, бестелесный характер. Первоначально они обитают в мировом пространстве, в поднебесной сфере, а затем переселяются в тело человека. Человеческая душа, как и всякая душа, бессмертна. Платон – сторонник переселения душ. При дурном образе жизни, по мнению Платона, душа отягощается и может переселиться в тело животных и птиц. Задача человека при жизни его тела максимально очистить душу, чтобы обеспечить ей подъём в дальнейшем перерождении. Душа по Платону управляет человеком.

Платон, вслед за Сократом считал, что душа обладает полнотой знания о мире. Это знание она получила от Мировой души, когда свободно путешествовала в поднебесной сфере. Поэтому основу всякого знания составляет воспоминание, методом познания является диалектика, т.е. искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Однако Платон не останавливался на внешнем диалоге, а утверждал существование внутреннего диалога души. Душа, по его словам, ничего иного не делает, как разговаривает сама с собой. Таким образом, Платон подчеркнул значение в мышлении внутренней речи.

Платон впервые сформулировал идею сложного структурного устройства души, по его учению она состоит из трёх частей:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: