Разум (разумная); 2.)Воля (пылкая); 3.)Чувства (вожделеющая)

Основу души составляет разум. Взаимодействие между частями души поясняет мифологический образ – «колесница души», запряжённой парой коней – диким, пылким, рвущимся идти собственным путём и породистым благородным, поддающимся управлению. Колесницей управляет возничий, символизирующий разумную часть души. Разум призван согласовывать, упорядочивать различные стремления. Однако между этими частями души может возникнуть конфликт. Особенно часто конфликтная ситуация возникает у человека при столкновении разумной и вожделеющей частей души, которая руководствуется различной мотивацией – высшими и низкими побуждениями. Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает большие трудности из-за несовместимости благородных и низменных влечений. Таким образом, в сферу изучения Платоном вводится такой важный аспект, как конфликт мотивов, имеющих различную нравственную ценность и роль разума в их преодолении. Через много столетий проблема динамики различных уровней психики и их конфликтном взаимодействии оживёт в психоанализе.

Принципиально новый шаг в развитии психологии был сделан Аристотелем (384 – 322 г.г. до н.э.). В работах его предшественников проблемы психологии рассматривались «между прочим», в связи с решением тех или иных философских проблем. Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвящённая проблемам психологии, - его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии. Аристотель систематизировал предшествующие и современные ему психологические идеи и выдвинул несколько важных положений.

Подобно тому, как вещи есть сплав матери и формы, одушевлённые существа, по Аристотелю, есть соединение души и тела. Душа есть осуществлённость (энтелехия) живого органического тела, т.е. осуществление возможности быть живым. Душа не представляет собой некой самостоятельной сущности, отделённой от тела, как у Платона, она неразрывно связана с телом и является его подлинной сущностью. Душа есть принцип дающий жизнь. Цель живой природы – воплотить разум, но достигается она путём развития, т.е. одновременно существуют различные ступени достижения этой цели. В соответствии с этим Аристотель различает три разновидности души:

1.) Растительная, выполняет функции - рождения, питания, роста.

2.) Животная, выполняет функции – памяти, движения, стремления, страсти.

3.) Разумная, которая в свою очередь делится ещё на две части:

рассудительная, выполняет функции осмысливания изменчивых обстоятельств и выбор образа действий;

теоретико-познавтельная, связана с созерцанием неизменных принципов бытия и Бога.

При этом высшая ступень развития души не может существовать без низших. Растительная душа присуща растениям, но её функции присущи животным и человеку. Свойство животной души присущи животным и человеку. И только человеку присуща разумная душа, с функцией мышления. Таким образом, Аристотелем в психологию, вводится принцип развития.

Этические добродетели, по учению Аристотеля, связаны с волей. Воля – основа нравственности. Рассудительность властвует (должна властвовать) над страстями, контролировать аффекты, направлять стремления. Рассудительность и воля тесно связаны. Чтобы стать добродетельным человеком, помимо знания, что есть добро и зло, требуется также известное время для воспитания характера (нужны волевые усилия).

Аристотель отрицал бессмертие души в платоновском смысле, но в тоже время он считал, что активный разум (интеллект) как высшая способность души имеет сверхчувственную и сверхтелесную природу, лишён индивидуальности, вечен.

Учение Аристотеля – это вершина античной философской и психологической мысли. Развитие психологии продолжалось и в эпоху эллинизма (эпоха эллинизма: от имперских завоеваний Александра Македонского до подчинения Риму последнего эллинистического государства – Египта, в 30г. до н.э.) и в период Римского владычества (Римское владычество просуществовал до 476 г. н.э., с падением Рима начинается период Средних веков).

Следует отметить важную особенность, что Греция теряет свою независимость. Тождество человека и гражданина было нарушено. Человек находился в постоянном антагонизме с военно – монархической организацией и нуждался в создании своего внутреннего мира. Философия, и психология, как её часть стремятся стать учением, разрабатывающим правила и нормы человеческой жизни. Выделяются три философских направления – стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Все три названные школы, несмотря на существенные различия в своих учениях, выдвигали в качестве идеала внутреннего душевного состояния - атараксию (невозмутимость).

Эпикурейцы не верили в бессмертие души. Поэтому они призывали наслаждаться жизнью. Однако их представления о блаженстве не сводятся к сплошным телесным удовольствиям. Эпикур разделяет желания на естественные и необходимые. Желание пищи естественно и необходимо. Естественные и необходимые желания нужно удовлетворять, от суетных желаний надо избавляться, потому что они могут вызвать смятение и беспокойство. Естественные, но не необходимые желания надо удовлетворять умеренно, ибо удовольствия имеют свой предел. Характерен для эпикурейцев отказ от участия в политической жизни. Эпикурейский идеал мудреца – это человек, обладающий непоколебимым душевным покоем и счастьем, являющейся хозяином самому себе. Таким образом эпикурейцы заложили основу для учения об иерархии потребностей.

В основе стоицизма лежало учение о мироправящем Логосе, которое они почерпнули у Гераклита. Человек - неотъемлема часть космического целого и его жизнь определена законами целого, или судьбой. Это приводит к отрицанию случайности и фатализму. Согласно стоицизму, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, богатство и бедность не зависят от человека. Объект выбора человека - душевное состояние, а оно не зависит от происходящего с телом. Чтобы достичь такого состояния, надо научиться овладевать своими страстями. И стоики уделяли большое внимание анализу положительных и отрицательных эмоций на психику человека, возможности управления этими эмоциями. В этом их главный вклад в психологию.

Скептики, исходя из положения Гераклита об изменчивости и текучести мира, пришли к выводу о том, что невозможно достичь объективного знания о мире, а значит невозможно рационально обосновать и нормы человеческого поведения. Единственно правильное поведение - воздержание от суждений, как средство достижения атараксии. Но так как в состоянии абсолютного молчания жить практически невозможно, то мудрый человек должен жить собственно законам, сознавая, что такое поведение не основано на каком-либо твёрдом убеждении.

Завершая разговор о развитии психологических знаний в античный период следует вспомнить о вкладе знаменитого древнегреческого врача Гиппократа (Vвек до н.э.). Гиппократ считал, что в организме имеются четыре основные жидкости или «сока»: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определённых пропорциях они составляют его темперамент. Гиппократ выделяет четыре типа темперамента: сангвиник (преобладает кровь); холерик (преобладает жёлтая желчь); флегматик (преобладает слизь); меланхолик (преобладает чёрная желчь). Данные темпераменты стали классическими на протяжении столетий.

Вывод:

1.)Психологическая мысль зарождается в системе философского знания в Древней Греции в V веке до н.э.;

2.)Основателем психологии принято считать Аристотеля (IV век до н.э.), ему принадлежит первая работа, специально посвящённая проблемам психологи - трактат «О душе»;

3.) Душа, в античный период развития психологии, выступает не как объект научного изучения, а как предмет интеллектуального анализа, философского размышления;

4.) Были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, из каких частей она состоит, каковы её свойства и функции, как она соотносится с телом, принципы развития души;

5.)Разрабатываются методы овладения душевным состоянием;

6.)Древнегреческий врач Гиппократ (V век до н.э.) выделяет четыре типа темперамента, ставшие классическими на протяжении столетий;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: