Основные направления отечественной психологии

Формирование научной психологии в нашей стране так же, как и за рубежом, происходит во второй половине XIX века. Одним из первых создателей научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1820-1905 г.г.), который заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Рефлекс, по Сеченову, это не внешний механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности является саморегуляция поведения организма посредством сигналов.

Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но наибольшее развитие они получили в России Ивана Петровича Павлова (1859 – 1963 г.г.) и Владимира Михайловича Бехтерева (1857 1927 г.г.). Павлов ввёл понятие «условный рефлекс».

Так в России трудами Сеченова, Павлова и Бехтерева сформировалась оригинальная психологическая школа рефлексология.

Исследовательские центры в России создавались под воздействием Вунда. Георгий Иванович Челпанов (1862 – 1936 г.г.) основал Институт психологии в г.Москва и является автором первого популярного учебника по психологии.

После Октябрьской революции в стране утверждается идеология марксизма с его философским учением – диалектического и исторического материализма. В психологии, как и в других науках началась борьба против идеализма за утверждение материализма. Одним из первых попытку реформирования психологии на базе материализма предпринял Константин Николаевич Корнилов (1879 -1967 г.г.), который стремился внедрить в психологию объективные методы исследования, что привело к созданию реактологии. Реактология по основным принципам опиралась на бихевиоризм.Широкого распространения не получила.

Реактология не получила широкого распространения. Более плодотворная попытка развития психологии на базе марксистской методологии была предпринята Львом Семёновичем Выготским (1896 -1934 г.г.). Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека.

Опираясь на марксистскую теорию культурно-исторического развития человека, согласно которой: труд создал человека, а человеческий труд характеризуется применением орудий труда, Выготский делает вывод о том, что отличие человеческой психики от психики животных заключается в применении своеобразных «орудий» психической деятельности. Таким орудием, посредством которого строится сознание человека является знак. Общение в процессе труда породило речь.

На основе идей Л.С.Выготского сложилась самая крупная и влиятельная школа в советской психологии, представителями которой являлись: А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия.

Иную, чем Л.С.Выготский, попытку переосмысливания истоков психики человека, его сознания на основе марксистской методологии предпринял Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 -1960 г.г.). Если для Выготского главным моментом, определяющим развитие психики человека является знак, то для Рубинштейна – деятельность. Если для Выготского знаки порождают человеческие формы поведения, то для Рубинштейна напротив, практические действия делают возможным овладение речью.

Ещё одной авторитетной теорией в отечественной психологии является теория отношений Виктора Николаевича Мясищева (1892 – 1973 г.г.). С точки зрения Мясищева, в психологической деятельности выражается отношение человека к миру. Основные стороны психической жизни, по Мясищеву –психические свойства, психические процессы, психические состояния, неразрывно связаны и проявляются друг в друге. Система отношений представляет собой психологическое ядро личности. Через понятие «отношений» рассматриваются все структурные элементы личности. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия, воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения, черты характера – превращённые отношения. Через противоречивые отношения, конфликт Мясищев рассматривает неврозы.

Основателем отечественной нейропсихологии является Александр Романович Лурия (1902 -1977 г.г.).

Важным направлением отечественной психологии явилась теория установки, разработанная Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950 г.г.).

По Узнадзе ни одно действие не возникает «на пустом месте». Действие предваряет установка – неосознанная готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определённом направлении.

Вывод:

1.) Одним из первых создателей научной психологии в Росси является Иван Михайлович Сеченов (1820 -1905 г.г.);

2.) Трудами Сеченова, Павлова и Бехтерева в Росси сформировалась оригинальная психологическая школа – «рефлексология»;

3.) После Октябрьской революции в стране утверждается идеология марксизма с его философским учением – диалектического и исторического материализма, в психологии, как и в других науках началась борьба против идеализма, за утверждение материализма;

4.) Константин Николаевич Корнилов (1879 -1967 г.г.) создаёт «реактологию», которая по основным принципам опиралась на бихевиоризм. Реактология не получила широкого распространения;

5.) Лев Семёнович Выготский (1896 -1934 г.г.) создаёт «культурно- историческую теорию психики человека». На основе идей Выготского сложилась самая крупная и влиятельная школа в советской психологии;

6.)Виктор Николаевич Мясищев (1892 -1973 г.г.) является создателем «теории отношений»;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: