Самостоятельные vs. служебные и особые частеречные классы

Части речи в большинстве исследований (в рамках обоих выше рассматриваемых подходов) объединяются в два больших класса:

  1. самостоятельные (знаменательные) части речи, выступающие в синтаксической роли «членов предложения» (предикатов, аргументов и атрибутов), в школьной традиции – те, «к которым можно задать вопрос» (кто? что? что делает? сколько? какой? как?). Их функция в высказывании – номинативная (содержательное именование ситуации, ее участников, признаков и т. д.). С морфологической точки зрения они присоединяют грамматические показатели (хотя бы только одной категории – например, степени сравнения, как наречия). Все самостоятельные части речи – открытые классы лексем, насчитывающие несколько тысяч единиц каждый. Знаменательные части речи составляют большую часть слов не только в словаре, но и в тексте (по данным Подкорпуса со снятой омонимией – 61% без учёта местоимений, 75% с учётом местоимений).
  1. Эти (мест.) две (числ.) державные (прил.) революции (сущ.) произошли (глаг.) синхронно (нареч.). [С. Смирнов. Конец серебряного века. Anno Domini 180 (2003)]
  1. служебные части речи, не являющиеся членами предложения. Их функция – обеспечение синтаксической связности (союзы) и выражение тех или иных вспомогательных, нелексических значений: грамматических значений (предлоги, аналитические показатели), дискурсивных значений (частицы), модальной и прагматической оценки (вводные слова). Особой семантикой обладают предлоги, имеющие собственную модель управления, аналогично предикатам (подробнее см. Предлог). С морфологической точки зрения, служебные части речи не изменяются и не присоединяют грамматических показателей, хотя могут сами являться такими показателями в языках с аналитической грамматикой [Плунгян 2011:102]. В русском языке такими аналитическими служебными показателями являются, например, модальные частицы – показатель сослагательного наклонения бы и показатели императива пусть, пускай, да. С количественной точки зрения они представляют собой ограниченный и закрытый класс (порядка 100–200 единиц). Синхронно и диахронически частотность служебных частей речи (по крайней мере, предлогов и союзов; частицы более характерны для художественных и устных жанров речи) весьма устойчива и не зависит от жанра и типа текста, сближающий эти показатели с частотностью грамматических морфем (см. ниже, п. 9 Статистика).
  1. Энергия остова сопоставима с энергией наружной части, а (союз) при (предлог) не (частица) слишком малых значениях I именно (частица) она вносит основной вклад в (предлог) энергиювихря. [М. А. Зеликман. Линейные вихри в трехмерной упорядоченной джозефсоновской среде (2005)]

Обычно как особый класс, не относящийся ни к служебным, ни к знаменательным словам, относят

  1. междометия, играющие особую роль – формирование самостоятельного высказывания. Они выступают в синтаксически обособленной позиции. Часто в рамках лексико-грамматического подхода междометия не относят к частям речи, а признают стоящим вне этой классификации классом слов. К междометиям примыкает ряд маргинальных классов слов (слова-предложения, звукоподражательные слова, глагольные междометия), которые тоже иногда вообще не включаются в частеречную классификацию (см. также раздел п. 6 Слова, маргинальные с точки зрения частеречной классификации). Междометия – это очень продуктивный и пополняемый класс, включающий как показатели определённых эмоций (типа ах и фу), и побудительные слова (типа цыц и вон). Со словообразовательной точки зрения, наречия производны от слов различных других частей речи (существительного – батюшки, местоимения – то-то, наречий – пока, прочь и т. д.; см. таблицу в п. 7 Межчастеречное словообразование).
  1. " Эх !"" Ух !" " Ах !" ― бурлили горячо их, работяг, разговорцы, вскипая тут же на мелочных страстях. [О. Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней (2001)]

Местоимение образует самостоятельную частеречную подсистему, дублирующую по морфологическим и синтаксическим признакам основную систему частей речи (существительные – кто, прилагательные – самый, наречия – где, числительные – сколько, предикативы – некогда) [Гард 1985:215], [Князев 2001].

Оно обладает свойствами как служебных, так и знаменательных частей речи (А.А. Шахматов, М.И. Стеблин-Каменский). Как и знаменательные части речи, местоимение выступает в роли члена предложения (Я иду с тобой: Кто идёт? Я. С кемя иду? С тобой), однако, как и служебные, выполняет не номинативные, а скорее диктуемые грамматикой и речевой ситуацией (дейксис, референция) функции. Схожие функции выполняются, впрочем, и некоторыми знаменательными словами (указанный, вышеупомянутый – ср. этот; собственный – ср. свой, сам).

Обычно (например, в академических грамматиках) к самостоятельным частям речи относят:

  • существительное;
  • прилагательное;
  • числительное;
  • глагол;
  • наречие;

ПРИМЕЧАНИЕ. К этому же классу в некоторых трактовках относится и местоимение. В других трактовках оно считается отдельным разрядом, противопоставленным как служебным, так и самостоятельным словам (см. выше)

К служебным относят:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы.

Существуют также лексические единицы, носящие маргинальный характер с точки зрения частеречной классификации: «слова-предложения» вроде да, вводные слова типа конечно и другие. Подробнее о них см. п. 6 Слова, маргинальные с точки зрения частеречной классификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: