Курс «Основы лингвистической теории» закладывает базу общелингвистической подготовки студентов.
Рабочая программа предусматривает различные формы участия студентов в учебном процессе: лекции, практические занятия, самостоятельную работу, собеседования и индивидуальные консультации с преподавателем.
Лекции строятся в соответствии с общедидактическими принципами - доступность, последовательность, интерес, повторяемость материала и.т.д., на основе принципа научности обучения, новизны материала, принципа осуществления межпредметных связей, принципа преемственности между школьным и вузовским курсами.
По характеру лекции могут быть обзорными, информативно-комментирующими, объяснительными, но в каждой из них должен быть элемент поиска и чтение лекций должно быть проблемным - студенты должны увидеть еще не решенные или не до конца решенные проблемы лингвистики; освещая вопросы, уже решенные наукой, можно также представить их как проблемы и решать вместе со студентами, стимулируя их мыслительную деятельность, познавательную активность.
|
|
При восприятии лекции студент должен уметь следить за ходом изложения основной проблемы, отбирать наиболее важную информацию, отмечать практическую ценность излагаемого материала для педагогической деятельности.
Лекции и семинары направлены на то, чтобы не только сообщить студентам определенный объем информации, но и развить у них творческое научное мышление, учить умению делать самостоятельные обобщения и выводы.
Цель семинарских занятий состоит в том, чтобы проверить понимание сту-
дентами рекомендованной литературы и обратить их внимание на наиболее сложные вопросы курса, развить навык анализа конкретного языкового материала, используя полученные теоретические знания о языке.
При подготовке к семинарским занятиям студентам необходимо изучить предложенную литературу и выполнить предусмотренные планом практические задания.
При подготовке к семинарским занятиям особое внимание необходимо уделять работе с учебником, учиться выделять и обобщать главное, критически осмысливать прочитанное; сопоставлять точки зрения лектора, авторов учебника и авторов рекомендованных работ, обосновать свой выбор точки зрения; дополнять лекционный материал из других источников. При выполнении практических заданий необходимо понимать, какие проблемы и как они иллюстрируют. Особое внимание следует уделять овладению лингвистической терминологией.
Изучение курса предполагает большой объем самостоятельной работы. Развитию лингвистического кругозора способствует чтение научно-популярной, периодической и научной литературы по языкознанию. Навыки аннотации и реферирования студент получает при работе с литературой и при подготовке реферативных сообщений. Овладению терминологией способствует ведение студентами "Словаря лингвистических терминов" (См. Приложение).
|
|
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля за успеваемостью студентов:
- предваряющие контрольные вопросы в ходе лекции;
- экспресс-контрольная работа на лекциях;
- контрольная работа на практических занятиях;
- фронтальный и индивидуальный опрос на практических занятиях;
- эвристическая беседа;
- тесты множественного выбора;
- выполнение практических заданий;
- викторина по языкознанию;
- коллоквиум;
- составление кроссвордов;
- научно-практическая конференция;
- экзамен по итогам изучения курса.