Новое земельное законодательство о землях железнодорожного транспорта ограничивается тремя основными целями их предназначения. Они представляются и используются для размещения:
- железнодорожных путей;
- размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций,
- а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
- для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Детальные перечни наименования этих объектов в первую очередь определяются законодательством, регулирующим деятельность железнодорожного транспорта, а порядок их застройки и реконструкции устанавливается проектно-технической документацией, а также генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций.
|
|
В состав земель железнодорожного транспорта входят также полосы отвода, занятые земельным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами.
Ширина полосы отвода зависит от колеи железной дороги, наличия или отсутствия второго пути, категории дороги, высоты насыпи, вида почв, рельефа местности, состояния почв и колеблется в соответствии с нормами отвода земель для этих целей от 20 до 50 м.
Земли, отведенные под полосу отвода железной дороги, необходимо отличать и соответственно отграничивать от охранных зон, которые представляют собой земельные участки, используемые для обеспечения сохранности, прочности, и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также сохранения устойчивости земель с подвижной почвой, прилегающих к землям железнодорожного транспорта.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ (п. 3 ст. 90 ЗК). (однако данный нормативно- правовой акт на сегодняшний день отсутствует)
В соответствии с проектно-технической документацией и схемами развития железнодорожных линий и станций ширина охранных зон железных дорог ограничивается 500 м по обе стороны железнодорожной линии.
В пределах охранной зоны железной дороги в соответствии с действующим лесным законодательством устанавливаются ограничения и запреты на рубки главного пользования. Вместе с тем допускаются рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки специального назначения и прочие рубки лесной растительности, расположенной на землях железнодорожного транспорта.
|
|
Свободные земельные участки в пределах земель железнодорожного транспорта могут представляться в срочное пользование по договору аренды гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг для пассажиров, складировании грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружении прирельсовых складов (за исключением складов для горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при соблюдении требований безопасности движения, установленных федеральным законом.
Кроме того, в составе земель железнодорожного транспорта могут выделяться сельскохозяйственные угодья в целях предоставления определенной категории работников железнодорожного транспорта (на время установления трудовых отношений) служебных земельных наделов.