Анализ издержек по центрам ответственности

Анализ затрат по центрам ответственности основывается на планировании и учете затрат в этом разрезе. Главная цель анализа по центрам ответственности – выявление резервов роста прибыли за счет повышения активности менеджеров на всех уровнях. С этой целью строго регламентируются функции каждого руководителя на всех уровнях и соответствующим образом формируются и отражаются затраты в планах и отчетах предприятия.

Часто ответственность за определенную статью затрат может быть разделена. Например, менеджер цеха несет ответственность за количество использованного сырья, а менеджер отдела закупок будет отвечать за качество и цену этого сырья.

На предприятиях черной металлургии номенклатура калькуляционных статей имеет принципиальные отличия. Она отражает технологические особенности металлургического производства. Выделяют такие статьи, как добавочные материалы, топливо технологическое, энергетические затраты. Калькуляция отражает систему технических показателей, которые позволяют глубоко проанализировать себестоимость отдельных видов чугуна и стали по каждой доменной печи по статьям расходов, по большому перечню исходного сырья, материалов, топлива (металлическая шихта, руда марганцевая, скрап, стружка, флюсы, известняк, доломит и т.д.).

При анализе использования сырья и материалов выделяют три фактора: отклонения от норм расхода в натуральном выражении; отклонения от плановой заготовительной стоимости сырья, материалов, топлива; изменения в составе сырья, т.е. увеличение или уменьшение в составе металлической шихты доли железной руды, железорудного офлюсованного агломерата, окатышей.

Анализ расходования топлива на выплавку чугуна проводится по четырем факторам: отклонению от норм расхода топлива в натуральном выражении; отклонению от плановой заготовительной стоимости; изменению плановой структуры топлива (кокс, газ природный); увеличению или уменьшению планового количества от измельчения кокса.

Главные факторы, от которых зависит снижение себестоимости продукции (работ, услуг), следующие:

1. Рост производительности труда. Чем производительность труда выше, тем больше выпускается продукции в единицу времени и тем ниже ее себестоимость.

2. Снижение материало- и энергоемкости продукции. Чем меньше материальных и энергетических затрат на единицу продукции, тем ниже ее себестоимость.

3. Увеличение отдачи основных средств (увеличение фондоотдачи). Чем меньше доля амортизационных отчислений, приходящаяся на единицу продукции, тем ниже ее себестоимость.

4. Повышение уровня маркетинговой политики. Маркетинг ¾ это искусство продажи. Чем ниже затраты на реализацию продукции, тем ниже ее себестоимость.

При определении влияния выше перечисленных факторов на результативный показатель рекомендуем воспользоваться способом корреляционно-регрессионного анализа.

При подсчете резервов целесообразно воспользоваться способами математического программирования, функционально стоимостного и маржинального анализа, расчетно-конструктивным методом.

Расчетно-конструктивный метод предполагает использование следующей формулы:

Р↓С = = Cв – Сф,

где Cв, Сф – соответственно возможный и фактический уровень себестоимости единицы изделия; Зф, З д – соответственно фактические и дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции, Р↑VВП – увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия; Р↓З – сокращение затрат на производство продукции.

Необходимо отметить, что максимальное снижение затрат на производство продукции – не всегда верное решение. Важнейшей особенностью анализа себестоимости продукции в условиях рынка является необходимость ее оптимизации в отличие от стремления к минимуму затрат, которое прослеживалось в директивно-плановой системе. Критерием оптимизации выступает максимум прибыли на единицу затрат в долговременной перспективе.

Из этого следует, что себестоимость продукции должна необязательно постоянно снижаться. В условиях устойчивого либо повышающегося спроса на продукцию фирмы, сопровождающегося резким увеличением объемов производства, оправданно пойти на рост затрат, если это приведет к наращиванию массы прибыли. Для того, чтобы со всей полнотой использовать выгодность сложившейся рыночной конъюнктуры, выиграть время в конкурентной борьбе, может оказаться целесообразным организовать сверхурочные работы, вторую и третью смены (что, соответственно, обусловит рост удельных затрат на рабочую силу), максимально, а не оптимально, загружать оборудование.

Задание 16. Сравните фактические затраты на производство продукции электродного цеха с базисными и выявите отклонения удельного веса затрат. Проанализируйте затраты на рубль товарной продукции.

Затраты на производство продукции электродного цеха, тыс. руб.

Статьи затрат 1 –ый год 2-ой год 3-ий год
Материальные затраты      
Заработная плата      
Отчисления на социальные нужды      
Амортизация основных фондов      
Прочие расходы      
Итого производственных затрат      
Коммерческие расходы      
Полная себестоимость      
в т.ч. переменные расходы постоянные расходы      
Объем производства, т 25425,4   24763,2
Товарная продукция, тыс. руб.      
Цена, руб. за тонну      

Пример 3.

Методические указания. Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ), ее структуры (УДi), уровня переменных затрат на единицу продукции (вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):

Зобщ = Σ (VВПобщ*УДi* в i) + Аобщ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: