Производственный контракт

С реальной сметой в руках можно приступать к переговорам со спонсором и составлению производственного контракта. Вполне вероятно, что вы заключили неформальное соглашение, но лучше иметь краткий протокол о намерениях в письменной форме, где будут указаны основные условия соглашения. Это надежный документ. Целесообразно обменяться контрактами до начала съемок, хотя очень многие бросаются снимать, имея в качестве гарантии только рукопожатие. Это можно делать, только хорошо зная заказчика, или при наличии причины, заставляющей вас спешить, например, какое-то событие.
Как уже упоминалось, производственный контракт заключается либо до написания сценария, либо после этого. Давайте предположим, что сценарий уже оплачен и написан, а контракт необходим для начала производства фильма. Контракт может занимать три страницы или тридцать, в сущности, необходимо отразить всего несколько пунктов. Ниже я привожу только те пункты договора, которые требуют особого внимания.
Определение метража и содержания фильма. В первых пунктах контракта определяется жанр фильма, его тема, максимальный метраж, тип кинопленки: "Часовой цветной кинофильм на пленке 16 мм о вопросах лечения глухоты, для показа в специализированных школах". Или: "Получасовой видеофильм о технике прыжков лягушки для показа по учебному телевидению". Первые предложения могут находиться в окружении всяких "поскольку", "принимая во внимание", но это всего лишь юридический жаргон, который не стоит принимать всерьез. Главное - иметь ясное представление о предмете контракта, то есть о конечном результате вашей работы.
Сроки и сдача продукции. Заказчик постарается назначить определенную дату сдачи готовой продукции. Здесь необходима осторожность, так как обычно все происходит совсем не так, как было задумано, и вы рискуете сорвать срок. Я предпочитаю форму определения намерения, а не обязательства: "Кинематографист понимает необходимость представления готового фильма до 15 июля 1990 года". Избегайте штрафных санкций за несоблюдение срока сдачи продукции. Это особенно важно, поскольку даже при наличии самых лучших намерений в мире множество обстоятельств задерживает работу. Зачастую спонсоры понимают причину задержки и сочувственно относятся к этому, но далеко не всегда. Поэтому, будьте осторожны.
Кроме этого, в контракте может быть указано количество представляемых копий. Я практически всегда вписываю цифру один, предпочитая, чтобы все остальные копии оплачивал спонсор. Я также оговариваю оплату комбинированного обратного интернегатива, который используется для многократного копирования.
Если вы снимаете фильм на видео, заказчик может потребовать предоставления мастер-копии на бета-кассете. Если вы работаете в Штатах, проверьте, какой формат (PAL, SECAM) требуется по договору.
Иногда спонсоры требуют передачи всего рабочего материала и негативов после завершения работы над фильмом. В большинстве случаев это не создает никаких проблем, но если материал может быть использован в будущих фильмах, постарайтесь сохранить негатив.
Личная ответственность. Некоторые контракты оговаривают выполнение определенной работы определенными лицами. Обычно это касается сценариста и режиссера. Это условие вполне справедливо, особенно если идея фильма принадлежит кому-либо из них. Однако лучше предусмотреть запасной вариант на случай непредвиденных обстоятельств, таких как, например, болезнь.
Стоимость фильма и график оплаты. В контракте должны быть четко Указаны общая сумма, которую спонсоры будут выплачивать за фильм, и сроки выплат. Как правило, оплата осуществляется поэтапно, и у вас есть возможность согласовать удобное для вас время получения денег. Вот как выглядит стандартный график оплаты фильма с бюджетом $100 000:
1. $10 000 после подписания контракта;
2. $10 000 после согласования сценария;
3. $30 000 после начала съемок;
4. $20 000 по завершении съемок и при начале монтажа;
5. $10 000 после согласования окончательного монтажного варианта;
6. $10 000 после завершения микширования;
7. $10 000 после сдачи готовой продукции.
Иногда количество этапов сокращается до трех-четырех:
1. Подписание контракта;
2. Начало съемок;
3. Согласование рабочей копии;
4. Сдача готовой продукции.
Естественно, существует разумное объяснение подобного графика: вы должны иметь все необходимые средства под рукой по мере их использования. Самые большие расходы возникают в течение съемочного периода и монтажа, поэтому для их оплаты выдается аванс. Кроме этого, надо платить зарплату и деньги на жизнь, поэтому я предпочитаю получать 20% от общей суммы сразу после согласования сценария.
Некоторые заказчики обожают тянуть время на согласованиях. Это может быть прокатная копия или окончательный дикторский текст. Потеряв бдительность, можно оказаться в досадной ситуации, неделями ожидая очередной выплаты по контракту, потому что заказчик, придираясь к мелочам, не может согласовать окончательный вариант. Этого можно избежать, указав определенные даты выплат. Например, выплата $10 000 осуществляется после согласования прокатной копии или 5 февраля. Заказчик может не согласиться на это, но в данном случае стоит поспорить.
Можно ли требовать дополнительных выплат помимо основной суммы? В контракте указана общая стоимость готового фильма, и как только она зафиксирована на бумаге, это все, что вы получите. Я уже предупреждал об исключительной осторожности при составлении сметы.
Если количество съемочных дней вызывает у меня сомнение или если спонсор хочет включить в фильм нечто, в чем я не уверен, я стараюсь внести в контракт условие о дополнительной оплате. Это условие может выглядеть следующим образом: "Заказчик производит оплату дополнительных съемочных дней в сумме $1000 в день, а также дополнительной пленки, использованной для съемок в такие дни". Ни vjjje, ни СПОНС°РУ такое условие не очень нравится. Но иногда это единственный способ сохранить ваш кошелек или голову.
При работе над видеофильмом надо точно оговорить использование разных хитрых спецэффектов. Эти трюки могут, как я уже говорил, оказаться невероятно дорогими, и нужно быть уверенным, что суммы контракта достаточно для их оплаты. Если вы опасаетесь, что в самом конце производственного периода заказчик обрушит на вас блистательную идею использования дорогостоящих компьютерных эффектов, защитите себя условием о дополнительной оплате.
Согласования. В контракте должно быть указано имя представителя заказчика, который отвечает за согласование различных этапов производства фильма. Постарайтесь, чтобы это был знакомый вам человек, более-менее понимающий производство, мнение которого можно уважать. В большинстве случаев это представитель заказчика, с которым вы обсуждали идеи и замысел фильма, но не всегда. Заказчик может назначить сотрудника высшего управленческого звена. С этого момента полагайтесь только на удачу. Если это умный, понимающий человек, у вас все в порядке. Если наоборот, а такое случается, без проблем не обойтись. Поэтому постучите по дереву, а лучше настаивайте на том, чтобы согласовывать проект с посредником, которого вы знаете.
Страхование. Я уже упоминал страхование как статью бюджета и ответственность кинематографиста. Иногда можно частично или полностью переложить этот груз на плечи заказчика. Компании и телеканалы имеют страховые полисы, полностью покрывающие производство. Вы должны только убедиться, что ваш фильм включен в их страховой список. Даже если этого не произошло, заказчик рискует слишком многим, подписывая контракт на фильм, поэтому он может взять на себя страхование фильма вплоть до получения контрольной копии. Вам останется застраховать съемочную группу и аппаратуру, но все равно Деньги будут сэкономлены.
Собственностъ. С самого начала нужно договориться о своих правах на фильм. Даже работая по контракту в качестве продюсера-режиссера, вы имеете основания предъявлять определенные права на конечный продукт. Существуют дополнительные права и выплаты при продаже заграницу. В Уставе Американской гильдии режиссеров имеются строгие положения, Регулирующие получение режиссерами комиссионных по дистрибьюторским сДелкам, имеющим отношение к их фильмам.
Если вы заключаете договор на совместное производство с общественным телевидением, вам будет предоставлен стандартный контракт. Это означает совместное финансирование производства, равные доли прибыли, а также показ фильма на каждом канале общественного телевидения четыре раза в течение трех лет.
Прочие условия. Мы обсудили наиболее важные условия, но нет предела человеческой фантазии. Итак, что может произойти помимо этого?
Контракты составляются юристами, которые стараются оградить своих клиентов от любых неприятностей, реальных или придуманных. Они включают в контракт все нужное, ненужное и еще кое-что. Могут возникнуть разговоры о рекламе. От вас могут потребовать делать стоп-кадры, воздержаться от аморального поведения, не выдавать себя за агента заказчика. Вам могут сообщить, что, несмотря на то, что фильм снят и смонтирован в Англии, он будет подчиняться американскому законодательству, что все уведомления заказчика должны быть написаны красными чернилами и лично доставлены ему в офис не позднее десяти часов утра.
Я обратил ваше внимание только на те пункты, которые жизненно важны для вас, кинематографистов. Внимательно прочтите все вписанное юристами помимо этого и постарайтесь удержаться от смеха в наиболее глупых пунктах. Затем призовите на помощь весь свой разум. Если вы считаете, что какое-либо обязательство несправедливо, откажитесь от него. Это придется объяснять, но нельзя принимать условие только потому, что кто-то его вписал.
Помните: на этом этапе заказчики заинтересованы в фильме точно также, как и вы, поэтому не бойтесь спорить с ними и отстаивать свою позицию. Никто другой за вас этого не сделает.
Наконец, если в вашем проекте задействована большая сумма, а вы неуверенно чувствуете себя в отношении своих обязательств, наймите юриста, но не того, который занимается торговлей недвижимостью, а того, кто хоть что-нибудь понимает в вашем бизнесе. Это стоит денег, но, может быть, его консультация окупит себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: