ГЛАВА 8. Смета и контракт

В производственном контракте, то есть договоре между вами и тем кто дает на фильм деньги, сформулированы условия производства фильма Обычно контракт составляется до написания сценария, но многие организации предпочитают оплатить сценарий отдельно и принимать ца себя обязательства по производству фильма только в случае, если сценарий понравился. Для удобства предположим, что ваш спонсор принадлежит именно к этой категории: он принял сценарий и хочет приступить к съемкам.
Вероятно, вы уже обдумывали финансовые вопросы. Но теперь, заключая свое существование в рамки формального договора, необходимо аккуратно составить подробную смету, иначе сумма контракта может оказаться недостаточной для производства приличного фильма по согласованному сценарию.
Мысль о бюджете приходит в голову одновременно с идеей фильма. Но теперь настает момент истины. Я придерживаюсь следующего порядка действий. Во-первых, составляю подробную производственную смет), которая дает представление о приблизительной стоимости фильма. С этой цифрой я рассматриваю условия и сроки официального производственного контракта. Конкретно рассчитав размер необходимого бюджета, я делаю гораздо меньше ошибок при обсуждении условий со спонсором.

Бюджет

При составлении сметы мы часто сталкиваемся с новой версией старого вопроса: что сначала - курица или яйцо? Нужно ли составлять смету, исходя из сценария, или писать сценарий, исходя из сметы? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как каждый раз условия работы разные. Самое главное, чтобы бюджет был наиболее полным и точным. Это правило не просто важно, оно необходимо. Если вы сделаете ошибку при составлении бюджета связав себя нереальной суммой, скорее всего, вас ждет участь банкрота. считаю, что смета должна учитывать все возможные потребности и немного более того. Лучше составить завышенную смету, чем заниженную. BI ' рискуете потерять контракт на несколько фильмов, участвуя в конкурсе, и это стоит того. Приличный бюджет спасет вас от бессонницы.
Вот основные статьи стандартного бюджета. Пусть список станет вашим исходным ориентиром.
А. Исследование
1. Исследование сценария, включая командировки и гостиницы.
2. Общие производственные расходы, включая поездки, встречи и т.д.
Б. Съемочный период
1. Съемочная группа
Оператор
Ассистент оператора
Звукооператор
Светотехник
Ассистент режиссера
Водитель o
Директор
2. Аппаратура
Камера с комплектом
Специальные аксессуары (высокочувствительные линзы
и т.д.)
Магнитофоны и микрофоны
Свет
3. Натурная съемка
Аренда транспорта
Бензин
Питание группы
Гостиницы
Авиабилеты
4. Кинопленка
Негатив
Проявка и печать
Катушки
Магнитная пленка
В. Постпродукция
1. Монтаж
Режиссер монтажа
Ассистент режиссера
Звукорежиссер
Монтажная студия и оборудование
2. Лаборатория и другие расходы
Кодирование звука
Запись звука и музыки
Оптические и спецэффекты
Титры
Запись дикторского текста
Микширование звука
Негативная рабочая копия
Оптический негатив
Первая и вторая монтажная копия
Прокатная копия
Цифровой монтаж
3. Прочее
Офисные расходы, аренда, телефон и т.д.
Расшифровка текста
Музыкальные и архивные выплаты
Страхование
Юридические расходы
Доставка и растаможивание
Реклама
Ассистенты
Бюджет
4. Сотрудники
Сценарист
Режиссер
Продюсер
Диктор
Ассистент продюсера
Консультант
Ассистент по общим вопросам
Г. Обеспечение компании
Непредвиденные расходы
Прибыль компании
Девяносто процентов вышеуказанных бюджетных статей обязательны для сметы большинства документальных фильмов. Десять процентов зависят от масштаба и финансирования проекта. Если проект небольшой, вам, скорее всего, не понадобится ассистент продюсера или ассистент по общим вопросам. Может получиться и так, что помимо выполнения обязанностей режиссера и сценариста, вы станете исследователем и научным консультантом.
Два замечания:
1) Смета на съемочную группу составляется на основе ежедневной оплаты, а на режиссера монтажа и ассистента - еженедельной. Например, оплата работы оператора - $200 в день из расчета 14 съемочных дней, а режиссера монтажа - $750 в неделю из расчета 10 недель монтажа. Сумма аренды аппаратуры также рассчитывается, исходя из ежедневной оплаты.
2) Расходы на пленку рассчитываются за один фут: 20 000 футов кинопленки 7291 по 18 центов за фут.
Кроме вышеупомянутых, могут возникнуть и другие расходы:
o Аренда студии;
o Актеры;
o Костюмы;
o Реквизит;
o Подарки.
Некоторые статьи нашей сметы требуют пояснения, так как ц^ неправильная оценка может иметь плачевные последствия.
Кинопленка и коэффициент. Очень важно с самого начала знать нужное количество пленки. Если фильм запланирован до последней детали, а съемки будут не сложными, коэффициент составляет 5:1. То есть, чтобы получить получасовую прокатную копию, необходимо два с половиной часа пленки. В более сложных случаях коэффициент достигает 13:1 или 14:1, что вполне нормально для стандартных телевизионных проектов. Если вы собираетесь поспорить с Фрэдом Вайзманом или Рики Ликоком и заняться киноправдой, коэффициент составит 40-50:1.
На сегодняшний день стоимость производства двадцатиминутной рабочей копии составляет $350, поэтому нужно постараться как можно точнее определить коэффициент, иначе бюджет окажется абсолютно не соответствующим действительности. При возможности предварительного планирования съемочного периода я выбираю 10:1.
При производстве видеофильма возникает гораздо меньше проблем, так как двадцатиминутная видеокассета стоит около 18 долларов, что несравнимо с $350.
Аппаратура. Некоторые имеют собственную аппаратуру. У меня ее нет, хотя я владею монтажным столом на пару с моим партнером. Обычно я арендую аппаратуру, исходя из необходимости. При использовании собственной аппаратуры вы должны включить ее стоимость в смету. В конце года это поможет вам оценить, насколько она окупилась.
Съемочная группа и съемочный период. Приличный сценарий позволит до начала съемок определить продолжительность съемочного периода. Сегодня минимальная стоимость съемочной группы и аппаратуры составляет около $1500 в день. Если вы хотите привлечь лучшего оператора и новейшую аппаратуру, эта цифра может увеличиться Д° $3000. Если вы недооценили продолжительность съемочного периода, рассчитывайте, что каждый день вы будете отдавать от 1500 до 3000 долларов из собственного кармана. Поэтому, помните: лучше переоценить, чем недооценить.
Кроме этого, необходимо точно оговорить все детали с группой Продолжительность рабочего дня: восемь, десять или двенадцать часов Условия командировки, компенсации за работу во время выходных дней профсоюзные обязательства и выплаты. Подобные вопросы должны быть согласованы до начала съемок. В противном случае, в конце дня вы будете получать завышенные и раздутые счета.
Одна из основных проблем заключается в том, что вам придется сталкиваться с огромным количеством неясностей и неопределенностей. Я могу дать единственный полезный совет: ошибаться в большую сторону. Это касается и монтажа, так как никогда нельзя с уверенностью определить его продолжительность: восемь недель или шесть.
Еще один способ решить такие проблемы - договориться со спонсором о точном количестве съемочных дней и монтажных недель при условии, что в случае необходимости продления этих сроков, он выплатит дополнительную сумму. Этот вариант будет подробно рассмотрен в следующем разделе главы о производственном контракте.
Совмещение видео и кино. Все чаще применяется практика съемок на кинопленку с последующим переводом материала на видео для монтажа. Если вы решили поступить таким образом, внесите соответствующий пункт (перегонка на видео) в смету.
Авторские выплаты. Лицензионные сборы выплачиваются в случае использования определенных музыкальных фрагментов, фотографий или архивных материалов. Если вы используете уже записанную фонограмму, вам придется платить той компании, которая ее выпустила. Размер выплаты обычно зависит от величины используемого отрывка, географии распространения фильма и аудитории, на которую он рассчитан. Сумма выплат при демонстрации в кинотеатре или на коммерческом телеканале бывает несколько выше, чем при использовании вашей продукции в образовательных целях. Иногда можно добиться бесплатного использования музыкального отрывка, если фильм предназначен для общественных целей.
Если вы еще не имеете представления об окончательном назначении фильма, лучше всего оговорить все права отдельно и согласовать сумму, которую вы выплатите в случае изменения области применения фильма. Я стараюсь договориться обо всем до начала производственного процесса, так как в противном случае продавец прав не захочет пойти на уступки или предоставить льготы, зная, что права вам необходимы в любом случае, и ВЬ1 вынуждены платить столько, сколько он запросит.
Положение с фотографиями несколько иное. Если они не являются государственной собственностью, вам придется заключать соглашение с автором или владельцем в отдельности. Газеты обычно разрешают использовать свои фотоматериалы за небольшую плату однако, фотографы будут стоить гораздо дороже. Имеет смысл поискать несколько альтернативных источников, находящихся в государственной собственности. Потраченное на это время и усилия позволят позже сэкономить значительную сумму.
Основное правило - получать разрешение до использования прав, д знаю, что многие этого не делают, отщипывая понемногу ото всех и не платя никому. Я считаю, что это абсолютно неверная политика, которая в конечном итоге отрицательно сказывается на фильме и репутации режиссера. С одной стороны, на вас вполне могут подать в суд, с другой стороны, телеканал может не принять фильм до тех пор, пока вы не представите всех лицензий на использование материалов.
Большая часть всего сказанного выше относится и к видеоматериалам или правам использования архивных фильмов. Стоимость этих прав также варьируется в зависимости от назначения фильма. Несколько лет назад все архивные материалы были достаточно дешевыми. Хроника сражений Второй Мировой войны стоила несколько долларов за фут. Однако теперь архивы превратились в процветающий бизнес, который требует огромные суммы за использование материалов. Сегодня архивы берут от пятидесяти до шестидесяти долларов за использованный в конечном результате фут, что соответствует $100 за три секунды в законченном фильме. Таким образом, если ваш фильм имеет отношение к истории или исторической личности, необходимо выделить большую сумму для оплаты архивных прав. В фильме о Второй Мировой войне, который я сделал для нью-йоркской телекомпании, архивные выплаты составили около $30 000.
Можно заняться поисками архивных материалов, находящихся в государственной собственности, например, Национальных Архивах, что частично решит эту проблему. Там, где это невозможно, и в случае, если владельцы не хотят соглашаться на номинальную цену, придется составлять соответствующую смету.
Несмотря на то, что архивы назначают твердую цену за один фУ1 материала, никогда нелишне лично переговорить с администрацией. Если им очень понравится ваша идея, они могут предоставить права использования материала на льготных условиях. Кроме этого, ойй понимают, что студенты не миллионеры и не крупные телекомпаний' поэтому, вполне вероятно, сделают скидку. Такое случается не всегда, #° попробовать все же стоит.
Страхование. Страховой бизнес существует благодаря закону Мерфи: rjivi что-то плохое может случиться, оно обязательно случится. Страховка помогает воспринимать хаос и катастрофы с определенной долей хладнокровия. Страховой полис, как правило, включает аппаратуру, пленку, съемочную группу, собственность и риски третьих лиц. Он должен быть по возможности наиболее обширным. Необходимо застраховать материал на период съемки до получения контрольного негатива, обращая особое внимание на неисправность аппаратуры и повреждение при проявке пленки. Обычная компенсация ущерба - стоимость повторной съемки.
Однако страховой полис не покрывает дефектность кинопленки. Поэтому проверка качества пленки перед съемками обязательна. В страхование не входит компенсация повреждения в результате воздействия рентгеновских лучей в аэропорту. Эта опасность действительна серьезна, и раньше большинство компаний страховало такой риск. К сожалению, сегодня многие из них отказались от этой услуги. Единственный выход - регистрировать фильм как ручную кладь (не всегда возможно) или перевозить его в свинцовых футлярах. Администрация аэропортов осознает опасность воздействия рентгеновских лучей на пленку, поэтому на большей части контрольных аппаратов имеется надпись о том, что они безопасны для пленки до 1000 ASA. Может быть, это так, но мое сердце всегда неспокойно до тех пор, пока я не увижу проявленный материал.
Некоторые страхуются от плохой погоды, но я нахожу это излишним.
Обычно я страхую реквизит, собственность и аппаратуру. Если мы не едем заграницу, группу я не страхую. Помимо этого имеет смысл застраховать риски третьих лиц на случай, если съемки нанесут ущерб собственности или третьему лицу. Я не делал этого до тех пор, пока моя осветительная аппаратура не расплавила пластиковую крышу, и в школе, гДе мы снимали, чуть не начался пожар. Этого урока мне было вполне Достаточно.
Избегайте чрезмерного страхования. Слишком осторожным приходится выплачивать огромные суммы за риски, которые могут произойти только в воображении. Лучше всего обратиться к надежному Специалисту по страхованию кинопроизводства.
Большинство страховых компаний неохотно страхует один фильм, Редпочитая заключать контракты на год. Вы можете договориться со своими друзьями и, совместно выплачивая расходы по страхованию, одновременно снимать несколько проектов в течение целого года.
Юридические вопросы. В какой-то момент производства фильма, ца стадии переговоров со спонсором либо позднее, вам понадобится консультация юриста, например, если вы планируете раздельную дистрибуцию или продажу за границу. Юридическая консультация необходима при составлении контракта, даже в том случае, если особых осложнений не возникает. Поэтому лучше всего предусмотреть в смете хотя бы минимальную сумму на эти издержки. По тем же причинам вы можете предусмотреть определенную сумму на покрытие стоимости бухгалтерского учета.
Авторы фильма. Гонорары сценариста, режиссера и продюсера выплачиваются единовременно, хотя режиссер может получать оплату еженедельно. Как рассчитывается их гонорар? Как правило, сценарист получает 3% от суммы бюджета, а режиссер - около 12%. Но многое зависит от позиции сторон. Если сценарист является членом Гильдии Писателей, тогда ему придется в любом случае выплачивать минимальную ставку, то же самое происходит, если режиссер является членом Американской Гильдии Режиссеров (АГР). Если вы хотите привлечь члена АГР, ситуация может осложниться необходимостью подписания контракта с Гильдией и привлечения "их" ассистента режиссера.
Оплата работы диктора определяется его известностью и умением вести переговоры. Получасовой текст может обойтись от нескольких сот до нескольких тысяч долларов. Если вы хотите получить самого профессионального или самого известного диктора, придется платить соответствующим образом. Если вы делаете по-настоящему престижный фильм для общественности, у вас есть возможность привлечь "личность" для прочтения комментария бесплатно или за мизерную благотворительную сумму.
Накладные расходы. Бывает, что накладные расходы съедают значительную часть бюджета, и это нужно принимать в расчет. Вы должны предусмотреть аренду офиса, телефонные счета, услуги секретаря, ксерокс, факс и др. При съемках за рубежом необходимо учитывать не только командировочные расходы съемочной группы, но и возможную стоимость отправки и растаможивания. Даже если вы сами привезете фильм домой, таможня может потребовать, чтобы специальный агент произвел таможенную очистку. Итак, это еще один пункт в вашей смете.
Непредвиденные расходы. Несмотря на самое тщательное планирование бюджета, стоимость фильма может превысить смету. Типичные причины: необходимо продлить съемочный период или монтаж. Но иногда случается нечто совсем непредвиденное. Несколько лет назад братья Хант пытались скупить у мировых поставщиков серебро, в результате цена на серебро поднялась до астрономических цифр. Как прямое следствие этого, возросла стоимость кинопленки. Это означало, что контракты, подписанные до повышения цен, не могли соответствовать действительности.
Непредвиденные расходы, предусмотренные в смете, оградят вас от неожиданностей и перерасходов. Я отвожу на непредвиденные расходы около 7.5% от общей суммы сметы. Иногда это приводит к спорам со спонсорами, которые не могут понять, почему нельзя составить точную смету. Тогда я предпочитаю не настаивать на своем и не учитываю непредвиденные расходы, но в контракте указываю точное количество съемочных дней и метраж пленки. Если мне понадобятся дополнительные дни или метры пленки, спонсоры будут за это платить.
Естественно, что все эти вопросы надо решать осторожно и благоразумно. Не имеет смысла слишком упорно настаивать на своих правах и в результате потерять контракт. Это означает, что непредвиденные расходы можно оставить на собственное усмотрение: вы сами рассчитываете смету, и ничто не мешает вам добавить 7.5%, чтобы получить удобный бюджет. Тогда вам будет ясна и наиболее благоприятная, и самая минимальная стоимость фильма.
Доля прибыли. Нужно ли учитывать прибыль компании, и если да, то как? Большинство людей, а особенно спонсоры, имеют об этом странное представление. Они считают, что если вы сценарист, режиссер или продюсер, вам вполне достаточно оплаты вашего труда и нет необходимости вести разговор о комиссионных. Это полная ерунда, которая не практикуется ни в одном бизнесе. Если я управляю гаражом, который является моей собственностью, но зарегистрирован как компания, я предполагаю получать оплату труда в качестве управляющего и выплаты прибыли компании. Та же ситуация складывается и в кинематографии. Можно потратить полгода на производство фильма, еще полгода на написание сценариев, погоню за другими проектами, воплощение различных идей. В это время необходимо вносить арендную Плату, выплачивать налоги, платить за электричество и телефонные счета, только комиссионные, получаемые за фильм, позволяют существовать в Этот период.
Это ответ на первую часть вопроса. Но какова должна быть доля Рибыли? Сложно дать точную цифру, мне кажется, что 15% было бы вполне разумно. Однако эти пятнадцать процентов рассчитываются исходя из общей суммы бюджета без учета непредвиденных расходов. Точно также непредвиденные расходы учитываются в смете без доли прибыли.
Видеопленка. Отличие сметы производства кинофильма от сметы видеофильма вполне очевидно: другая стоимость пленки, нет расходов на проявку и печать. В период постпродукции вы экономите на негативах, печати и т.д. Но другие расходы могут быть чрезмерными. Прямой монтаж и спецэффекты, как правило, достаточно дороги, поэтому эти статьи необходимо тщательно рассчитать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: