Тема 1 (продолжение)

Информационное обеспечение прогнозирования и планирования

Информация для прогнозирования и планирования

Основные типы информации и источники ее получения. Прогно­зирование и планирование явно или неявно основывается на ин­формации, которая может быть получена с использованием пер­вичных и вторичных данных, или первичной и вторичной инфор­мации*.

Первичные данные получают в результате исследований, специ­ально проведенных для решения конкретной проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов, экспери­ментальных исследований. Их обычно выполняют только для части генеральной, то есть общей, совокупности исследуемых объектов**. Эта часть, как известно, называется выборкой.

Вторичные данные, применяемые при проведении так называе­мых кабинетных исследований, — это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования.

Кабинетные исследования являются наиболее доступным и де­шевым методом получения информации, необходимой для про­гнозирования и планирования. Для небольших организаций — это основной метод получения информации.

Внутренними источниками информации служат бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты организации, беседы с сотрудниками и руководителями, информационные системы» электронных офисах, вычислительных центрах. Внутренними ис­точниками могут быть отчеты руководителей на заседаниях и со­браниях коллегиальных органов управления, сообщения персона­ла, обзоры жалоб, протоколы различных заседаний, деловая пере­писка.

Вторичная информация из внешней среды обширна и, как пра­вило, рассеяна во множестве источников, которые полностью невозможно перечислить. Многие международные и российские орга­низации регулярно публикуют экономические данные, полезные при анализе и прогнозировании.

Внешними источниками являются данные международных орга­низаций, таких, как Международный валютный фонд, Европейс­кая организация по сотрудничеству и развитию, ООН. Это, кроме того, законы, указы, постановления государственных органов; вы­ступления государственных, политических и общественных деяте­лей; данные официальной статистики, периодической печати; ре­зультаты научных исследований и другие источники.

Следует использовать следующие источники: статистические еже­годники; данные переписи населения; каталоги, проспекты и го­довые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информа­ция отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные ре­шения.

Вторичные данные можно получить из многочисленных изда­ний экономического и специального характера, таких, как газеты, журналы, информационно-аналитические бюллетени. К источни­кам внешней вторичной информации также относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, базы и банки данных.

В России функционирует ряд компьютерных информационных систем, специально ориентированных на сбор и передачу разнооб­разной информации. Активно развивается процесс распростране­ния электронной информации. Например, Госкомстат России име­ет в сети Интернет серверы, содержащие необходимую в практике прогнозирования и планирования информацию.

Основная тематика электронных баз данных — это финансово-экономическая статистика, информация о государственных бюд­жетах, фирмах, отраслях, странах, регионах, коммерческих пред­ложениях, ценных бумагах.

Главные достоинства использования вторичных данных — это быстрота получения, дешевизна, легкость использования, а также повышение эффективности сбора первичных данных. Поэтому сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации.

Недостатки вторичных данных — это возможная несогласован­ность единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, трудность оценки достоверности.

Для определения источников вторичной информации необхо­димо выполнить следующие процедуры. Установить, какая инфор­мация уже имеется и какая необходима. Составить список ключе­вых терминов и названий, определяющих содержание источников вторичной информации. Осуществить поиск вторичных источников информации начиная с каталогов печатных изданий и серверов компьютерных сетей. Оценить найденную информацию.

Если информация не соответствует требованиям, то необходи­мо уточнить список ключевых терминов и названий, требования к содержанию и качеству информации и продолжить поиск. Оценить найденную информацию. На этом этапе уже необходимо ясное пред­ставление о характере требуемой информации и необходимости использования дополнительных источников.

Синдикативная информация. Внешнюю информацию можно под­разделить на официально опубликованную, доступную для всех, и на так называемую синдикативную информацию. Это первичная информация, которую специальные информационно-консультаци­онные организации собирают, обрабатывают, а затем продают своим подписчикам.

Важным достоинством синдикативных данных является их не­высокая стоимость, так как она разделяется между подписчиками. Синдикативные данные основаны на отработанной системе сбора информации, поэтому им присуще высокое качество.

Недостатки синдикативных данных: во-первых, подписчики не могут влиять на сбор информации. Поэтому, перед тем как стать подписчиком, необходимо оценить пригодность информации; во-вторых, поставщики синдикативных данных обычно стараются зак­лючать контракты на длительный период; в-третьих, стандартизи­рованные синдикативные данные доступны многим пользователям, в том числе конкурентам.

Синдикативные данные собирают обычно в нескольких направ­лениях, это прежде всего: 1) оценки отношений потребителей и общественного мнения. Например, как изменяется система обще­ственных ценностей и как это влияет на выбор потребителей; 2) опреде­ление рыночных сегментов. Получают информацию о потребите­лях, определяющих структуру рынков потребительских товаров, рын­ков продукции производственно-технического назначения; 3) от­слеживание рыночных тенденций. Ведется отслеживание динамики показателей объема продаж и рыночной доли как для розничной торговли, так и для отдельных домашних хозяйств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: