Оценка эффективности использования ОС основана на применении общей для всех видов ресурсов технологии оценки, которая включает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.
Показатели отдачи характеризуют объем готовой продукции на 1 руб. ресурсов.
Показатели емкости характеризуют затраты или запасы ресурсов на 1 руб. объема продаж.
Обобщающими показателями эффективности использования ОС служат фондоотдача и фондоемкость.
Фондоотдача показывает, сколько рублей готовой продукции приходится на 1 руб основных средств:
Фо = В / ОПФ
При расчете Фо в стоимости ОПФ учитываются собственные и арендованные средства, но не учитываются ОС, находящиеся на консервации сроком более 3 месяцев.
Фондоемкость – показатель, обратный Фо. Характеризует затраты ОПФ на 1 руб. объема продаж:
Фе = ОПФ / В
Существует взаимосвязь фондоотдачи с производительностью и фондовооруженностью:
Фо = Пт / Фв = (В/Ч) / (Сопф/Ч)
Фондовооруженность рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости ОПФ к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену (имеется в виду, что рабочие, занятые в других сменах, используют те же средства труда):
|
|
Фв = ОПФ / Ч
Для повышения фондоотдачи необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его фондовооруженности.
Для проведения анализа Фо необходимо изучить динамику за ряд лет, выявить и количественно измерить факторы изменения Фо (способом цепных подстановок и абсолютных разниц), рассчитать резервы ее роста.
Факторы, влияющие на повышение Фо:
- увеличение среднегодовой стоимости активной части ОПФ;
- увеличение удельного веса активной части;
- увеличение времени работы оборудования;
- увеличение интенсивности работы оборудования
- увеличение загрузки действующего оборудования.
Наиболее обобщающим показателем эффективности использования ОПФ является рентабельность ОПФ (фондорентабельность). Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:
R опф = П / ОПФ = (В/ОПФ) * (П/В) = Фо * R
R – рентабельность продукции.