Тема 5. Рынок и продукция
Результатом производственной деятельности коммерческого предприятия является ее продукция или услуги. Продукция может измеряться в стоимостном и натуральном выражении. Услуги трудно или невозможно измерить в натуральном выражении, поэтому они измеряются в денежной форме.
Услуга – это такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта. Примером услуги является расфасовка товара в тару, рекламирование товара, организация его продажи и т.д.
Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты – это объекты, имеющие вещественную форму и способные удовлетворять те или иные потребности. Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются в натуральных единицах(штуки, тонны, метры погонные, метры кубические и т.д.). Продукты могут учитываться в условно-натуоальном выражении, если производится несколько разновидностей продукта, обладающих общностью основных потребительских свойств. Например, производство химических удобрений одного типа пересчитывается по содержанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное или стопроцентное содержание.
|
|
Производство и реализация продукции выражается рядом показателей.
По степени готовности вся продукция разделяется на готовую продукцию, полуфабрикаты и незавершенное производство.
Под готовой продукцией понимается комплектная продукция, прошедшая все стадии изготовления на данном предприятии, не требующая дальнейшей обработки в его пределах, соответствующая требованиям государственных стандартов, а при их отсутствии - техническим условиям, сданная на склад готовой продукции и обеспеченная сертификатом или другим документом, подтверждающим ее качество.
Полуфабрикатом (полупродуктом) называется продукция, законченная производством на отдельных стадиях, в цехах и предназначенная для потребления на других стадиях данного производства. Представляя собой промежуточный продукт, полуфабрикаты могут быть переработаны и на других предприятиях.
Незавершенное производство – продукция, не законченная процессом изготовления в отдельных цехах и не сданная на склад. Сюда относятся сырье в процессе переработки, остатки продукции в обрабатывающих цехах, продукция, изготовление которой закончено, но она не принята ОТК, неукомплектованная продукция, брак, подлежащий исправлению.
Объем производства в стоимостном выражении, составленный на базе ее производства в натуральном выражении, представляют в виде следующих показателей: объем чистой, товарной, валовой, реализованной продукции.
|
|
Чистая продукция представляет собой часть валовой продукции предприятия, отражающую вновь созданную стоимость.
В состав товарной продукции входят:
предназначенная для реализации на сторону стоимость готовой продукции, а также продукция для своего капитального строительства и своих непромышленных хозяйств,
стоимость полуфабрикатов своей выработки, стоимость продукции своих вспомогательных и подсобных производств, предназначенная для отпуска на сторону,
стоимость работ промышленного характера, выполняемых для своих непромышленных хозяйств или по заказам со стороны.
Валовая продукция включает стоимость товарной продукции и изменение остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства.
К работам промышленного характера относятся работы, выполняемые силами промышленно-производственного персонала предприятия:
1. Отдельные операции по частичной обработке материалов и деталей, по доведению до полной готовности изделий, изготовленных другими предприятиями (например, нарезка на стандартные размеры досок, стекла, бумаги и других изделий, распиливание леса-кругляка на брус и доску и т. д.).
2. Модернизация и ремонт оборудования и транспортных средств, механизмов, приспособлений и другой промышленной продукции по заказам со стороны.
3. Сбор наборов, покупных инструментов и других изделий без дополнительной обработки.
4. Монтаж, пуск и наладка у заказчика оборудования как своего производства, так и оборудования заказчика и др.
Реализуемая продукция представляет собой стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначенных к реализации на сторону (в т. ч. своему капитальному строительству и своим непромышленным хозяйствам), включая капитальный ремонт оборудования и транспортных средств, выполняемый силами ППП.
Объем реализованной продукции (Р) определяется как
Р = ОНАЧ + ВТ - ОКОН,
где ОНАЧ - остаток продукции на начало периода,
ВТ - товарная продукция,
ОКОН - остаток продукции на конец периода.
Учет товарной, валовой и реализуемой продукции производится без внутреннего оборота, т. е. без продукции производственных единиц, потребляемой внутри предприятия другими производственными единицами.
Основой расчета объема валовой продукции является валовой оборот и внутризаводской оборот.
Валовой оборот (ВО) – стоимость валового выпуска всех видов продукции независимо от того, используется она на том же предприятии или предназначается для отпуска на сторону, а также стоимость работ промышленного характера и услуг на сторону и своим цехам.
Внутризаводским оборотом предприятия (ВнО) считается стоимость той части произведенных им готовых продуктов и полуфабрикатов, которая используется на данном предприятии на собственные промышленно-производственные потребности.
Валовая продукция (ВП) определяется путем вычитания из валового оборота суммы внутризаводского оборота:
ВП = ВО - ВнО.
Планирование производственной программы
План производства продукции (работ, услуг) определяется предприятием в соответствии с государственным заказом и в соответствии с конъюнктурой рынка. В целом же предприятию нужно определить:
1) что производить (на основе изучения конъюнктуры рынка),
2) в каких объемах и для кого (формирование портфеля заказов),
3) по какой цене продавать,
4) где взять сырье, запчасти и комплектующие.
Наиболее сложной процедурой в планировании производства является определение набора продукции, который предприятие может производить для удовлетворения потребностей рынка. Для этих целей и исследуется конъюнктура рынка.
|
|
Вторым этапом в планировании производства является оценка внутренних производственных возможностей предприятия. Исследования этого направления предполагают:
оценку финансово-экономического положения предприятия, эффективности его работы и рентабельности,
ревизию товарного ассортимента предприятия и анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции,
анализ стратегии предприятия на рынке,
диагностику и учет производственных мощностей предприятия, оценку материально-технической базы предприятия (обеспечение материалами, сырьем и энергией),
оценку научно-технического потенциала предприятия, уровень оперативности внедрения инноваций в производство, качество научно-технических инноваций,
оценку рабочей силы предприятия, его кадрового состава, уровня образования и повышения квалификации рабочей силы.
Особо важное значение имеет диагностика производственных мощностей предприятия. С целью оценки возможности удовлетворения потребностей рынка в продукции предприятия необходимо соизмерить объем производства продукции, соответствующий потребностям рынка в продукции предприятия, с производственными мощностями.
Важным для предприятий Украины является вопрос обеспечения производства необходимыми материально-энергетическими ресурсами соответствующего качества. На основании проведенных исследований делаются выводы о производственной программе предприятия.