Прозрачность кредитной политики как фактор ее эффективной реализации

В целях эффективности реализации денежно-кредитной политики, повышения доверия участников рынка к органам управления государства Международным валютным фондом был разработан «Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике». Следует отметить необходимость разумного применения требований Кодекса с учетом особенностей денежно-кредитной и финансовой политики в странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Россия.

Рассмотрим более подробно основные положения Кодекса в части денежно-кредитной политики.

В «Кодексе надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике» закрепляется целесообразная практика обеспечения прозрачности, которой следует придерживаться центральным банкам в проведении денежно-кредитной политики.

Прозрачность в данном случае трактуется как среда, в которой цели политики, ее правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, данные и информация, связанные с денежно-кредитной политикой, а также условия подотчетности агентств предоставляются общественности на основе принципов ясности, доступности и своевременности. Таким образом, охватываемая Кодексом практика обеспечения прозрачности раскрывает:

· ясность функций, обязанностей и задач центрального банка;

· процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений центрального банка о проводимой денежно-кредитной политике;

· доступность для общественности информации о денежно-кредитной политике;

· подотчетность и гарантии добросовестности центрального банка.

Необходимость прозрачности в денежно-кредитной политике

основана на двух основных предпосылках. Во-первых, отдача от денежно-кредитной политики может быть повышена, если цели и инструменты политики известны общественности и если органы государственного управления могут взять на себя вызывающие доверие обязательства по их достижению. Обеспечивая представление большего объема информации о денежно-кредитной политике, надлежащая практика прозрачности содействует повышению потенциальной эффективности рынков. Во-вторых, надлежащее управление требует подотчетности центральных банков, в частности, там, где органы управления денежно-кредитной сферой пользуются более высокой степенью автономии. В случаях возникновения конфликтов между государственными органами или внутри этих органов прозрачность задач и ясность правил и процедур в деятельности организаций могут способствовать урегулированию таких конфликтов, укреплению государственного управления и последовательному проведению политики.

Информируя общество о задачах денежно-кредитной политики, центральный банк содействует пониманию своих целей и создает контекст для формулирования своего выбора мер политики, повышая тем самым эффективность денежно-кредитной политики. Кроме того, благодаря четкому разъяснению частному сектору тех соображений, которые стоят за принимаемыми в сфере денежно-кредитной политики решениями, прозрачность процесса выработки политики в целом повышает эффективность механизма воздействия денежно-кредитной политики, отчасти за счет обеспечения более эффективного формирования рыночных ожиданий. Предоставляя общественности достаточную информацию о своей деятельности, центральный банк может создать механизм укрепления доверия, принимая меры, соответствующие своим публичным заявлениям.

Для стран, придерживающихся надлежащей практики обеспечения прозрачности в денежно-кредитной политике, соответствующие выгоды необходимо сопоставлять с потенциальными издержками. В ситуациях, когда повышение прозрачности в денежно-кредитной политике может угрожать действенности проведения этой политики или причинить потенциальный вред стабильности рынков или законным интересам организаций, за которыми осуществляется финансовый надзор, может оказаться целесообразным ограничение степени такой прозрачности. Вместе с тем ограничение прозрачности в отдельных сферах следует рассматривать в контексте в целом транспарентной среды.

В случае денежно-кредитной политики необходимость установления некоторых ограничений на раскрытие информации связана с возможными отрицательными последствиями для процесса принятия решений и эффективности политики. Аналогичным образом причины ограничения доступа к той или иной информации нередко связаны с соображениями курсовой политики, что, как правило, характерно для стран с фиксированным режимом обменного курса, но не только для них. Например, требования по широкому раскрытию информации об операциях на денежном и валютном рынках могут подорвать работу рынков, помешать свободной дискуссии между разработчиками политики или выработке планов на случай чрезвычайных обстоятельств. Таким образом, центральному банку нецелесообразно раскрывать содержание внутренних дискуссий и документации и, при определенных обстоятельствах, свою краткосрочную тактику в проведении денежно-кредитной и валютной политики или предоставлять подробную информацию о валютных операциях. Равным образом у центрального банка могут быть веские причины не сообщать широкой общественности о своих планах на случай чрезвычайных обстоятельств, в том числе планах возможного чрезвычайного кредитования.

Что касается информирования общественности о работе денежно-кредитных организаций и их политике, то в этой сфере важным вопросом является характер раскрытия подобной информации. В частности, в отношении денежно-кредитной политики: должна ли практика обеспечения прозрачности получать законодательное закрепление в законе о центральном банке или в других законах и подзаконных актах или обеспечиваться иными способами? В Кодексе предусматривается прагматический подход к этой проблеме и признается, что надлежащая практика обеспечения прозрачности может быть выработана с помощью целого ряда механизмов. Что касается вопросов о роли, обязанностях и целях центральных банков (и основных органов регулирования финансовой сферы), то рекомендуется использовать разъяснения по таким вопросам в исходном законодательстве (например, в законе о центральном банке). Законодательное закрепление некоторых элементов такой практики придает им особый вес и позволяет избегать специальных частых изменений этих важных аспектов деятельности центральных банков и соответствующих финансовых агентств. Информация о других аспектах прозрачности, в частности о процедуре выработки и реализации политики и о предоставлении информации, может обеспечиваться на более гибкой основе. При этом важно, чтобы такая информация была легко доступна, чтобы представители общественности могли получить эту информацию и разобраться в ней, не прилагая чрезмерных усилий.

Хотя надлежащая практика прозрачности при разработке денежно-кредитной политики и предоставлении информации о ней и способствует принятию обоснованной политики, тем не менее не ставится цель вынесения суждений о приемлемости или желательности осуществления конкретных мер денежно-кредитной политики или основ проведения такой политики. Прозрачность — не самоцель, и она не может служить заменой проведения обоснованной политики; напротив, прозрачность и обоснованную политику следует рассматривать как взаимодополняющие элементы.

Кодекс предназначен для закрепления требований к прозрачности в деятельности центральных банков и финансовых агентств, а не прозрачности процедур, связанных с фирмами и отдельными организациями. Вместе с тем преимущества прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики могут подкрепляться соответствующими мерами в отношении подлежащих надзору учреждений и саморегулируемых организаций, направленными на содействие прозрачности на рынках в целом.

Отметим, что денежно-кредитная и финансовая политика взаимосвязаны — состояние финансовой системы влияет на проведение денежно-кредитной политики, и наоборот. При этом организационно-правовые механизмы проведения этих видов политики серьезно различаются, в частности, в том, что касается соответствующих ролей, обязанностей и целей, а также процесса их выработки и реализации.

От работы платежной системы страны зависят проведение денежно-кредитной политики и функционирование финансовой системы, а структура платежной системы оказывает влияние и на системную стабильность. При этом организационно-правовая структура платежной системы нередко значительно сложнее, чем денежно-кредитная политика, и она серьезно различается в разных странах.

Надлежащая практика по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной политике, проводимой Центральным банком, включает следующие блоки.

I. ЧЕТКОСТЬ РОЛЕЙ, ОБЯЗАННОСТЕЙ и ЦЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Конечную цель (цели) и организационно-правовые основы денежно-кредитной политики следует четко определить в соответствующем законодательстве или нормативно-правовом акте, в том числе в законе о центральном банке, если это целесообразно.

1.1.1. Конечную цель (цели) денежно-кредитной политики следует указать в законодательстве, а также раскрыть и разъяснить общественности.

1.1.2. Обязанности центрального банка следует указать в законодательстве.

1.1.3. В законодательстве, на основании которого создан центральный банк, следует указать, что центральный банк уполномочен использовать инструменты денежно-кредитной политики для достижения цели (целей) этой политики.

1.1.4. Информацию об институциональной ответственности за проведение валютной политики следует раскрывать общественности.

1.1.5. Общие аспекты ответственности за проведение денежно-кредитной политики и за другие функции, порученные центральному банку, должны быть отражены в законодательстве.

1.1.6. Если правительство обладает полномочиями аннулировать в исключительных случаях решения центрального банка по мерам политики, то условия применения такого права аннулирования и механизм информирования об этом общественности следует отразить в законодательстве.

1.1.7. Порядок назначения, сроки пребывания в должности и любые общие критерии отстранения от должности руководителей и членов руководящих органов центрального банка должны быть отражены в законодательстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: