Отражение результатов инвентаризации

-- 1 –

Основная задача инвентаризации готовой продукции - проверить соответствие ее фактического наличия на складе данным бухгалтерского учета. В ходе проведения инвентаризации одновременно выявляют изделия, не оформленные приемо-сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи готовой продукции.

Инвентаризация продукции на складе проводится при:

· смене материально ответственных лиц (кладовщиков),

· установлении фактов хищений или порчи продукции,

· в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных ситуаций.

Инвентаризация готовой продукции, товаров отгруженных и задолженности покупателей осуществляется в конце года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Она может проводиться также и в иные сроки в течение года. Количество инвентаризаций, дата их проведения устанавливаются руководителем организации.

Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная рабочая комиссия, в которую включают работников службы маркетинга или сбыта, отделов технического контроля, бухгалтерской службы, главного технолога и др. Состав комиссии утверждается приказом или распоряжением директора предприятия.

Проверка фактического наличия продукции на складе проводится в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц. Они письменно подтверждают, что вся поступившая на склад продукция, готовые изделия оприходованы, выбывшие списаны в расход, все приходные и расходные накладные и другие документы по движению продукции сданы в бухгалтерию.

Порядок проведения инвентаризации готовой продукции в основном такой же, как и по другим материальным ценностям, входящим в состав материально-производственных запасов. Отличие заключается в том, что готовые изделия в ряде случаев хранятся не только на складах самой организации, но и в структурных подразделениях и в других организациях на ответственном хранении.

Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. Инвентаризацию следует проводить в максимально сжатые сроки. При этом проверяются не только наличие продукции путем ее обсчета, взвешивания, обмера, но и ее комплектность, сортность и другие качественные характеристики. В инвентаризационных описях кроме кода, наименования и количества готовой продукции указывают ее номенклатурный номер, марку, сорт и другие отличительные признаки, предусмотренные в стандартах и технических условиях. В случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.

На залежалую и неполноценную продукцию составляют отдельные описи.

Изделия, пришедшие в негодность, в описи не включают. На них составляют специальный акт, в котором указывают причины и виновников порчи готовой продукции, сумму потерь от порчи.

Изделия, поступившие во время инвентаризации, принимают в присутствии инвентаризационной комиссии и указывают в отдельной описи.

Готовую продукцию, хранящуюся на складах других организаций, включают в описи на основании документов, подтверждающих ее сдачу на ответственное хранение. В описях отражают наименование, количество, сорт, учетную стоимость продукции, дату принятия ее на хранение, место нахождения, номера и даты оправдательных документов. Сохранные расписки на продукцию, оставленную на ответственное хранение, должны быть переоформлены на дату, близкую к началу инвентаризации.

В описях на готовую продукцию, находящуюся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ оборотных активов № 1
 
      Коды
Наименование организации: ООО «ZZZ»   Форма 6-инв  
Подразделение организации: склад готовой продукции   по ОКУД  
Основание для проведения инвентаризации:   по ОКЮЛП 222222222
приказ, постановление, распоряжение   Дата 30.09.2009
(ненужное зачеркнуть)   Номер 1
Дата начала инвентаризации 03.10.2009
Дата окончания инвентаризации 03.10.2009
РАСПИСКА
 
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на оборотные активы сданы в бухгалтерию и все оборотные активы, поступившие под мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственное(ые) лицо(а):
заведующий складом   Юрченко   Юрченко Ю.П.
(должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
№ п/п Оборотные активы Еди-ница из-ме-ре-ния Цена, руб. Фактическое наличие По данным бухгалтерского учета
наимено-вание, вид, сорт, группа номен-кла-турный номер (при его наличии) коли-чес-тво сумма, руб. коли-чес-тво сумма, руб.
                 
  Пачка картонная для одеколона 43:6:343 шт. 1 260 6 000 7 560 000 5 400 6 804 000
  Пачка картонная для крема 43:6:356 шт.   7 800 7 698 600 8 000 7 896 000
  Пачка картонная для чипсов 43:6:367 шт.   15 200 9 940 800 15 200 9 940 800
ИТОГО         29 000 25 199 400 28 600 24 640 800
Итого по описи: количество порядковых номеров три (прописью) общее количество единиц фактически двадцать девять тысяч (прописью) на сумму, руб., фактически двадцать пять миллионов сто девяносто девять тысяч четыреста (прописью)
 
Председатель комиссии   зам. директора по сбыту   Семенов   Семенов И.И.
    (должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
Члены комиссии:   начальник производства   Дудко   Дудко В.В.
    (должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
    мастер   Красиков   Красиков Ю.С.
    (должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
    инженер по качеству   Трухан   Трухан И.М.
    (должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
Все активы, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с № 1 по № 3, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Активы, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.
 
Материально ответственное(ые) лицо(а):
заведующий складом   Юрченко   Юрченко Ю.П.
(должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)
Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил:
бухгалтер   Гомон   Гомон И.М.
(должность)   (подпись)   (расшифровка подписи)

-- 2 –

На основании инвентаризационных описей составляются сличительные ведомости, в которых выявляются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между бухгалтерскими и фактическими данными. По готовой продукции, находящейся на складе, в ведомость заносятся только те наименования, по которым выявлены отклонения (излишки или недостача). Сличительная ведомость составляется по каждому складу в отдельности. В ней приводятся следующие сведения: результат инвентаризации (излишки, недостача); пересортица (излишки, зачисленные в покрытие недостач, недостачи, покрытые излишками); излишки, подлежащие оприходованию; окончательные недостачи, списываемые в пределах норм естественный убыли, подлежащие взысканию с виновных лиц и списываемые на финансовые результаты. По каждому случаю выявленных отклонений материально ответственное лицо дает объяснение.

Результаты инвентаризации (излишки и недостача) по готовой продукции в бухгалтерском учете отражаются по фактической себестоимости, которая определяется расчетным путем исходя из отношения фактической себестоимости готовой продукции к ее стоимости по учетным ценам. При этом составляются записи:

Д-т 43 - К-т 90 - на сумму излишков по фактической себестоимости;

Д-т 94 - К-т 43 - на сумму недостачи по фактической себестоимости;

Д-т 94 - К-т 98 - на разницу между фактической себестоимостью и стоимостью по учетным ценам, если сумма недостачи удерживается с виновного лица.

Инвентаризационной комиссией устанавливаются причины возникновения недостачи и выносится решение о ее списании. Выявленная недостача может быть списана на издержки производства, виновных лиц и финансовые результаты. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителя организации по регулированию инвентаризационных разниц.

По распоряжению руководителя организации сумма недостачи, порчи активов в пределах установленных норм естественной убыли списывается в

Д-т счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 К-т счета 94.

Если величина недостачи превышает нормы естественной убыли, то ее превышение относится на виновных лиц. Выявленная недостача по продукции, по которой не установлены нормы естественной убыли, в полном размере подлежит возмещению материально ответственными лицами.

На виновных лиц недостача готовой продукции относится, если они несут полную материальную ответственность или если работник признан виновным по решению суда. Взыскание недостачи продукции производится по рыночным ценам. При этом составляются бухгалтерские записи:

Д-т 73/2, - на стоимость продукции по рыночным ценам;

К-т 94 - на фактическую себестоимость готовой продукции;

К-т 98 - на разницу между стоимостью по рыночным ценам и фактической себестоимостью (стоимостью по учетным ценам).

Недостача может быть возмещена путем внесения наличных денег в кассу или удержания из заработной платы виновного лица. По мере погашения задолженности на сумму удержаний производится запись:

Д-т 50, 70 К-т 73

Одновременно с этой записью на разницу между стоимостью по рыночным ценам и фактической себестоимостью, приходящуюся на сумму погашения долга,

Д-т сч. 98 К-т сч. 90

При отсутствии конкретных виновных лиц, отказе судом во взыскании вследствие необоснованности иска стоимость недостачи продукции списывается на Прочие расходы по текущей деятельности. В учете производится запись:

Д-т сч. 90/8 К-т сч. 94.

СЛИЧИТЕЛЬНАЯ ВЕДОМОСТЬ результатов инвентаризации оборотных активов № 1
 
      Коды
Наименование организации: ООО «ZZZ»   Форма 16-инв  
Подразделение организации: склад готовой продукции   по ОКУД  
Основание для проведения инвентаризации:   по ОКЮЛП 222222222
приказ, постановление, распоряжение   Дата 30.09.2009
(ненужное зачеркнуть)   Номер 1
Дата начала инвентаризации 03.10.2009
Дата окончания инвентаризации 03.10.2009
№ п/п Оборотные активы Единица измерения Результаты инвентаризации
наименование, вид, сорт, группа номенкла-турный номер (при его наличии) излишек недостача
коли-чество сумма, руб. коли-чество сумма, руб.
               
  Пачка картонная для одеколона 43:6:343 шт.   756 000    
  Пачка картонная для крема 43:6:356 шт.       197 000
ИТОГО         756 000   197 000
Отрегулировано за счет уточнения записей в учете Пересортица Поряд-ковый номер зачтен-ных излиш-ков
излишек недостача излишки, зачтенные в покрытие недостач недостачи, покрытые излишками
ко-ли-чес-тво сум-ма, руб. номер счета, статьи, заказа ко-ли-чес-тво сум-ма, руб. номер счета, статьи, заказа ко-ли-чес-тво сум-ма, руб. поряд-ковый номер зачтен-ных недо-стач ко-ли-чес-тво сум-ма, руб.
                       
                       
    X     X     X     X
Приходуются окончательные излишки Окончательные недостатки
количество сумма, руб. номер счета количество сумма, руб.
         
  197 000     756 000
  197 000 X   756 000
Бухгалтер Гомон   Гомон И.М.
  (подпись)   (расшифровка подписи)
С результатами инвентаризации согласен.
Материально ответственное лицо Юрченко   Юрченко Ю.П.
  (подпись)   (расшифровка подписи)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: