Этнические меньшинства в странах Запада

В развитых странах, где сложились или формируются этнические и расовые общины, предпринимаются попытки решить связанные с ними проблемы.

В США самыми крупными являются афроамериканская и испаноамериканская общины. Каждая из них составляет 13- 15 % населения. В этой стране еще в 1960-е гг. были приняты законы о запрещении дискриминации при найме на работу, обслуживании в общественных местах, сдаче в аренду и продаже жилья, а также законы о защите избирательных прав небелых американцев. Во многих штатах были введены квоты. Это означало, что в системе местного самоуправления, в университетах и на частных предприятиях часть мест должна резервироваться для представителей этнических меньшинств. Она соответствует их доле в общей численности населения того или иного штата.

Значительное внимание проблемам социального и политического статуса этнических меньшинств начали уделять общественные организации, являющиеся неотъемлемой частью гражданского общества. Так, профсоюзы в своих переговорах с предпринимателями настаивали на отмене расовой и этнической дискриминации на предприятиях.

Ведущие политические партии стали выдвигать представителей этнических меньшинств своими кандидатами на выборах. В 1989 г. впервые в истории США мэром Нью-Йорка был избран афроамериканец. Ныне многие латиноамериканцы и афроамериканцы занимают ведущие посты в правительстве Соединенных Штатов. В ряде южных штатов рассматривается вопрос о признании испанского языка в качестве государственного. Уже началось телевещание на испанском языке.

Система квот нередко критикуется в США как «дискриминация наоборот». Ее противники заявляют, что она обеспечивает доступ в университеты и на престижные должности людей лишь на основе принадлежности к меньшинствам, а не благодаря знаниям и умениям. Говорят, что порой выгоднее быть афроамериканцем, чем белым.

Политика властей позволила улучшить положение этнических меньшинств. В США с 1960-х по 1990-е гг реальные доходы афроамериканцев, из расчета на душу населения, возросли на 50 % (у белых - на 40 %). Тем не менее проблема социального неравенства еще не решена. К началу 21 в. средний доход белой семьи в США составлял 45 тыс. долларов, афроамериканской - 29 тыс. долларов, латиноамериканской - 34 тыс. долларов.

Правительство США, принимая меры по полноценному вовлечению небелых меньшинств в политическую и экономическую жизнь общества, провозгласило доктрину этнического плюрализма и мультикультуралuзма. Это означает, что единство нации не исключает, а, напротив, способствует расцвету культур составляющих ее народов.

Был принят принцип «политкорректности». Он подразумевает недопустимость использования в СМИ терминов и выражений, оскорбляющих чувства этнических меньшинств. Например, использование слова «негр» В США находится под запретом, политкорректным считается термин - «афроамериканец». В 1988 г. закон о мультикультурализме был принят и в Канаде.

Тем не менее этнические проблемы не решены окончательно. Весной 2006 г. американское общество было потрясено массовыми, многомиллионными манифестациями «незаконных» иммигрантов из стран Латинской Америки. Они требовали легализации своего пребывания на территории США, угрожая забастовками, которые могли парализовать коммунальное хозяйство страны.

Несколько иная ситуация в странах Западной Европы. Официально мультикультурализм не провозглашался ни в одной из них. Тем не менее на деле он соблюдается. В Великобритании в 1980-е гг. в профсоюзах были созданы отделения, представлявшие интересы этнических меньшинств. В 1987 г.. впервые в палату общин прошли четыре их представителя. В Германии в профсоюзы входит 54 % работающих иммигрантов (среди немцев - всего 30 %).

Действуют программы социальной адаптации вновь прибывающих легальных иммигрантов. Для них, за счет государства, создаются курсы изучения языка страны пребывания и повышения квалификации. Особое место занимают программы поощрения малого бизнеса среди представителей этнических меньшинств.

Предпринимаются попытки диалога с лидерами религиозных меньшинств. Порой они оказываются эффективными. Например, в 2004 г. французские власти запретили носить в школах религиозную символику. Это вызвало возмущение исламской молодежи. Многие ее представители стали участниками уличных беспорядков, которые вспыхнули во Франции в 2005 г. Однако лидеры мусульманских общин поддержали французское правительство, призывая к сдержанности. Благодаря этому молодежные бунты не превратились в массовые выcтyплeния французских мусульман.

Тем не менее по мере укрепления своих позиций и влияния исламские общины начинают выдвигать все более жесткие требования к властям. Это свидетельствует не только о нежелании интегрироваться в принявшее их общество, но и о намерении изменить принципы его организации. Мусульмане в странах Европы хотят жить так же, как в исламских государствах, получая религиозное образование, выполняя все положенные обряды, имея возможность паломничества в Мекку и т.д. Однако многие из подобных требований противоречат существующей в Западной Европе светской системе образования, законам и порядкам, утвердившимся на промышленных и других предприятиях. Наиболее радикальные исламские лидеры говорят о грядущей исламизации европейских стран.

Общественно - политическая активность этнических меньшинств вызывает ответную реакцию коренного населения. Возникают движения, пропагандирующие националистические и расистские взгляды. Их влияние в большинстве стран (кроме Франции) невелико. Тем не менее подобные группировки существуют во всех западноевропейских странах.

Единственная развитая страна мира с высоким уровнем жизни, где не возникает этнических проблем - это Япония, которая очень жестко контролирует иммиграцию и не допускает формирования на своей территории общин этнических меньшинств.

Глобализация экономики и процессы интеграции охватывают все большее число государств. Постепенно ослабляются препятствия для перемещения не только товаров и капиталов, знаний и технологий, но и людей. Представители множества этносов и наций устремляются на поиски лучшей жизни в процветающие регионы мира. Поэтому проблема мирного сосуществования мигрантов и коренного населения во многих странах в XXI в. будет приобретать все более важное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: