Численность | Удельный вес | Численность | |
мусульманских | |||
Страна | населения | иностранных | общин |
(млн чел.) | граждан (в%) | (млн чел.) | |
Великобритания | 55,0 | 4,8 | 1,4 |
Германия | 82,0 | 8,9 | 3,0 |
Франция | 56,0 | 5,6 | 5,0 |
Италия | 56,8 | 3,8 | 0,7 |
США | 293,6 | 12,1 | 5,5 |
Большинство общин соплеменников, существующих в разных городах и районах, поддерживают тесные связи друг с другом. С целью защиты своих интересов они создают общественные организации. При этом наибольшую активность проявляют мусульмане, получающие значительную помощь от единоверцев в исламском мире.
В Великобритании действует около 2 тыс. мечетей и исламских центров, в Лондоне создан исламский «национальный парламент», объединяющий различные мусульманские общины. Во Франции еще в 1983 г. возник Союз исламских организаций, насчитывающий более 200 региональных отделений.
С 1970-х гг. отношение многих представителей этнических и религиозных меньшинств к коренным жителям ухудшилось. И для этого существовали определенные причины.
|
|
Молодые люди, родившиеся в семьях мигрантов, получили лучшее образование, чем их родители. Они уже не желали заниматься неквалифицированным, не престижным, низкооплачиваемым трудом, а пытались на равных конкурировать на рынке труда с выходцами из белого среднего класса. Порой им это удавалось, но далеко не всегда, хотя откровенной расовой и этнической дискриминации (ущемления в правах) в странах Запада не существует. Она запрещена законом.
В современном мире о необходимости уважения прав и интересов представителей этнических меньшинств говорится во многих международно - правовых документах. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о правах человека (1966 г.) гарантировали равные права всем людям независимо от расы и национальности. В 1963 г. была принята Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1978 г. Декларация о расе и расовых предрассудках, а также об основных принципах, касающихся роли средств массовой информации в защите прав человека и борьбе против расизма.
Тем не менее уже в 1970-е гг. многие профсоюзы и общины этнических меньшинств заявляли о существовании косвенной дискриминации. Это означает, что при прочих равных условиях предпочтение при найме на работу оказывается коренным жителям. Представителей меньшинств первыми увольняют при возникновении экономических трудностей. По данным за 2002-2005 гг., уровень безработицы среди представителей расовых меньшинств в среднем в полтора-два раза выше, чем среди коренных жителей. При этом даже люди с высшим образованием из числа потомков мигрантов сталкивались с проблемами во время трудоустройства. Они не получали той работы, на которую могли бы претендовать по своему уровню знаний и квалификации.
|
|
При изучении биографий исламских террористов выяснилось, что большинство из них - относительно молодые люди, которые получили высшее образование в странах Запада, но не нашли применения своим знаниям. Они были разочарованы этим, а затем воодушевлены на борьбу с Западом духовными лидерами исламских общин.
Многие социологи отмечали предвзятое (а иногда и враждебное) отношение коренных жителей к представителям этнических меньшинств, особенно на бытовом уровне. Судя по данным опросов общественного мнения, в настоящее время негативное отношение к ним (нежелание жить по соседству, терпеть смешанные браки и т.д.) систематически выражает от половины до двух третей коренного населения стран Европы.
Обострению межнациональных отношений способствовали столкновения молодежных группировок (банд). Они порождались как социальными, так и межэтническими противоречиями. В бедных пригородах многих промышленных центров в близком соседстве оказались общины мигрантов и малообеспеченные семьи местных жителей. В этих районах процветает уличное насилие. Так, например, в Англии конфликтуют выходцы из Пакистана и Индии. Те и другие, а также иммигранты из Вест- Индии с черным цветом кожи нередко подвергаются нападениям белых молодых людей, также родившихся в бедных кварталах в семьях маргиналов. В их среде широко распространены расистские настроения. Они убеждены, что в их бедности виновны иммигранты и их потомки.
Столкновения молодежных группировок, начавшиеся 1970-х гг., рассматривались правительством западноевропейских стран как мелкие правонарушения. Однако они имели далеко идущие последствия. Насилие сталопревращаться для обитателей городских «зон упадка» в норму жизни. Не встречая понимания своих проблем у властей, многие радикально настроенные молодые люди, особенно исламского происхождения, получали поддержку в своих общинах. В городах постепенно накапливалась масса маргинализированной молодежи, не уважающей законы страны, в которой они живут.
Итогом этого стали бунты, прокатившиеся по городам Франции и других западноевропейских государств в 2005 и 2007 гг. Власти в течение длительного времени не могли пресечь бесчинства молодежных банд, сжигавших автомашины, грабивших и разорявших лавки и магазины.