Платежи за пользование водными ресурсами

На протяжении многих лет существуют платежи, связанные с использованием водных ресурсов. В 20-30-х годах был установлен водный сбор, который носил характер налога, а в 1937-97 годах плата за штрафы за сброс сточных вод в поверхностные источники, которые поступали в доход бюджета.
Плата за забор воды для промышленных нужд из поверхностных источников была введена с 1.01.82г., а из подземных – с 1.01.84г. Она должна была стимулировать сокращение водопотребления и возмещение затрат на водообеспечение. Тарифы, по которым взимается плата за забор воды из поверхностных источников, базировались на фактических издержках водохозяйственных систем 1979-80гг. И величина их колебалась от 1 до 5,08 коп./куб.м при средней величине 1,07 коп/куб.м. Тарифы были установлены для забора воды в пределах лимита. Сверхлимитный забор воды оплачивался в пятикратном размере по отношению к тарифу. С 1991г. действует система подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства. Убытки исчисляются по затратам, необходимым для устранения всех отрицательных последствий. Тарифы прейскуранта № 03-03, введенного с 01.01.90г. распространяются на воду, забираемую промышленными предприятиями из водных объектов (поверхностных и подземных источников).
Платежи за воду осуществляются по следующей системе тарифов:

  1. Тариф за безвозвратное водопотребление. Размер платы устанавливается на 1 куб. м потребляемой воды и определяется исходя из средневзвешенного тарифа платежей за воду из водохозяйственных систем, рассчитанного для данного предприятия с коэффициентом 1,25.
  2. Тариф на услуги водохозяйственных систем. Платежи за воду, забираемую из водохозяйственных систем для собственных нужд, вносятся в госбюджет предприятиями независимо от источника поступления.

Тариф на услуги водохозяйственных систем устанавливается единым по стране, отдельно для поверхностных и подземных источников. Соответственно с последующей дифференциацией по водохозяйственным системам.
При сверхнормативном заборе воды платежи взимаются в пятикратном размере по отношению к тарифу, установленному для данного объекта.
Платежи за безвозвратное водопотребление и за услуги водохозяйственных систем учитываются в себестоимости промышленной продукции.
Методические рекомендации по определению платы за природные ресурсы (Алма-Ата, 1991) различают две составляющие платежей за водопользование: плату за право пользования (изъятия) водными ресурсами; плату за воспроизводство и охрану водных ресурсов. Тарифы за водопользование по существу являются платежами за охрану и воспроизводство водных ресурсов с учетом водной ренты. Они отражают затраты на все виды хозяйственной деятельности на водоисточниках и водосборах. Они взимаются со всех водопользователей. Платное водопотребление, естественно, способствует сокращению объема пользования водных ресурсов. Однако достаточная стимулирующая роль тарифов на воду проявляется только в том случае, если их величины – оптимальные.
В соответствии с Водным кодексом РК общее водопользование является бесплатным, а специальное водопользование осуществляется на платной основе. Платежи за пользование природными ресурсами осуществляются: за охрану и воспроизводство водных ресурсов, использование водных ресурсов, штрафные платежи за нерациональное использование водных ресурсов, за сверхнормативное использование и загрязнение сточными водами поверхностных источников. Ставки платежей за охрану и воспроизводство водных ресурсов (поверхностные и подземные источники) по РК устанавливаются дифференцированно по областям и бассейнам один раз в год и утверждаются Кабинетом Министров РК. Ставки платежей для водопользователей (гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство) устанавливаются в размере 12% от общих затрат по охране и воспроизводству водных ресурсов и распределяется по отраслям пропорционально произведенной продукции. Ставки платы за пользование водными ресурсами в пределах установленных лимитов определяются в размере до 10% от нормативов платы за охрану и воспроизводство водных ресурсов и устанавливаются областными администрациями.
Платежи за нерациональное использование водных ресурсов, приводящие к затоплению, заболачиванию и засолению земель, подтоплению застроенных территорий, усыханию водоемов, малых рек и родников, взимаются в виде штрафов со всех водопотребителей, допустивших указанные нарушения. Эти платежи направляются во внебюджетный фонд охраны природы.

Платежи за пользование лесными ресурсами.

За использование лесных ресурсов 1 января 1990г. была введена твердая ставка т.н. попенной платы (цена древесины на корню). Этот вид платы дифференцируется в зависимости от качества древесины (деловая, дровяная), ее порадности (хвойная, мелколиственная, средняя, мелкая), в зависимости от расстояния вывозки древесины, распространенности по территории страны (I-IV пояса). Попенная плата призвана выполнять следующие основные функции:

  1. возмещать затраты лесного хозяйства за воспроизводство лесных ресурсов;
  2. стимулировать более полное рациональное использование лесосечного фонда.

Эта плата включается в себестоимость подготовки древесины.
Использование лесных ресурсов осуществляется в настоящее время в соответствии с Лесным кодексом РК. Согласно указанному кодексу определяются виды и границы лесопользователей.
Применительно к лесным ресурсам устанавливаются платежи:

  1. за охрану и воспроизводство лесных ресурсов;
  2. использование лесных ресурсов;
  3. штрафные платежи за сверхнормативное использование лесных ресурсов;
  4. штрафные платежи за нерациональное использование лесных ресурсов.

Плата за древесину, отпускаемую на корню определяется по таковой стоимости. Плата за второстепенные лесные материалы и побочные продукты устанавливаются областными администрациями.
Платежи за использование лесными ресурсами взимаются с лесопользователей в целях создания источников финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию территории.
Средства, взимаемые в виде платежей за древесные ресурсы, полностью поступают в республиканский бюджет, а средства за второстепенные лесные материалы и продукты побочного пользования лесом направляются в бюджет областной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: