Природные ресурсы открытого доступа

Человек в своей жизнедеятельности использует самые различные природные блага: воздух, свет, тепло, пищу, сырье для различного рода производств, энергию, строительные материалы. Однако, зачастую производственная деятельность человека нарушает природное равновесие, что отрицательно не только для природы, но и для самого человека. Поэтому деятельность человека должна быть организована таким образом, чтобы использование природных ресурсов было рациональным, основанным на разуме, логике. В этой связи особую роль играет экологическая политика, которая представляет собой систему мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. В современном механизме экологического регулирования и стимулирования применяются следующие разновидности инструментов:

1. Административно-контрольные инструменты.

2. Экономические инструменты.

3. Инструменты морально-этического воздействия и убеждения.

Экологическое законодательство является одним из основных инструментов экологической политики.Экологическое законодательство может объективно способствовать снижению издержек и созданию рынков для продукции компаний, уходу с рынка компаний, не способных выдерживать высокие экологические стандарты.

Целевые экологические и ресурсные программы представляют собой один из важнейших инструментов реализации экологической политики на различных уровнях иерархии – от микроэкономического (предприятие, организация) до муниципального, регионального, общенационального и глобального.

К достоинствам административно-контрольных инструментов следует отнести то, что будучи установлены и доведены до предприятий - природопользователей и являясь известными потребителям, они служат весьма простым и действующим прямо средством достижения необходимого уровня качества окружающей среды. К недостаткам этих методов следует отнести то, что они затрудняют для предприятий возможность гибко реагировать на различные ситуации и мало стимулируют инновации.

Назначением экономических инструментов является не прямое задание значимых для отдельного предприятия или общества в целом целей, и жесткий контроль за их соблюдением, а использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически желаемом направлении.

Экономические инструменты охраны окружающей среды имеют следующие основные преимущества:

1)высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат;

2)способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения окружающей среды, и к научно-техническим инновациям;

3)стимулирование, через механизм рыночного ценообразования, процесса сохранения дефицитных природных ресурсов для будущих поколений.

К числу недостатков экономических инструментов относятся:

1)сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата;

2)высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующая постоянной корректировки уровня платежей;

3)риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие относительно высоких совокупных экологических издержек.

Управление и использование ресурсов зависят от режима прав собственности. Обычно различают четыре режима прав собственности: частная собственность, ресурсы общего пользования, природные ресурсы открытого доступа и ресурсы, принадлежащие государству. При открытом доступе к ресурсам наблюдается тенденция к их чрезмерной эксплуатации, поскольку ни у кого нет стимулов сохранить или ограничить темпы нынешнего использования, чтобы обеспечить эффективное потребление ресурса в будущем. Отсутствие прав собственности при открытом доступе означает отсутствие заинтересованности к инвестициям, поскольку тот, кто инвестирует средства в сохранение ресурса не имеет никаких гарантий, что ему достанется отдача от этих инвестиций. В данном случае термин "инвестиции" характеризует как собственно капитальные вложения, так и сдерживание темпов использования ресурсов ради интересов получения краткосрочной прибыли в ущерб долгосрочной продуктивности ресурса. Классическим примером ресурсов открытого доступа до недавнего времени являлись ресурсы Мирового Океана. Киты пострадали от чрезмерного отстрела, в результате которого на грани исчезновения оказались отдельные виды. Атмосфера также является одним из ресурсов открытого доступа. Свобода в отношении прав на выбросы до введения ограничений приводила к уничтожению ассимиляционного потенциала атмосферы.

Для экономической науки и практики принципиальной чертой рационального природопользования является эффективное использование всех видов природного капитала, включая природные ресурсы. Такой подход нашел свое отражение при подготовке и проведении Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 г. В докладах и документах структур ООН отмечается, что основой перехода к устойчивому развитию является формирование «зеленой» экономики, важной чертой которой является эффективное использование природных ресурсов и природного капитала в целом. В последние десятилетия экономический рост во многом базировался на глобальном истощении природного капитала. Как отмечают эксперты ООН, экологический дефицит и социальная несправедливость — определяющие черты сложившейся модели экономики, весьма далекой от «зеленой».В современной экономике существует тесная взаимозаменяемость и взаимодополняемость видов капитала, и соответственно уменьшение одного вида капитала может быть компенсировано увеличением другого. В ХХ веке развитые страны достаточно активно заменяли природный капитал другими видами капитала, прежде всего физическим (искусственным) и человеческим. В связи с этим вынужденное сокращение природного капитала в мире, должно активно компенсироваться за счет наращивания других видов капитала. Другим важным следствием такой компенсаторности может стать значительная экономия природных ресурсов и снижение загрязнения окружающей среды. Это проявится в существенном росте конечных результатов в видетоваров и услуг при сокращении вовлечения в экономический оборот природных ресурсов за счет повышения технологической эффективности в природно-продуктовой цепочке, связывающей первичное сырье с конечной продукцией, т.е. достижения эффекта декаплинга. Иногда такой процесс называют «дематериализацией» экономического роста.

В последнее время в мире все больше осознается ограниченность интерпретации природного капитала только как совокупности природных ресурсов. Для успешного экономического роста необходим учет и других экологических функций. Это привело к попытке учесть в теории экономическую значимость всех его составляющих, их способность приносить доходы и выгоды, как это и свойственно любому капиталу.

В самом общем виде можно выделить четыре вида функций природного капитала:

1)ресурсная — обеспечение природными ресурсами производства товаров и услуг;

2)экологические услуги — обеспечение природой различного рода регулирующих функций (ассимиляция загрязнений и отходов, регулирование климата и водного режима, озоновый слой и т.д.);

3)услуги природы,связанные с эстетическими, этическими, моральными, культурными, историческими аспектами;

4)обеспечение здоровья человека и окружающей среды.Предлагаемая четвертая функция — еще новая для экономической науки, в определенной степени она является производной от первых трех функций природного капитала, однако она может быть выделена и отдельно в силу принци-

пиальности приоритета здоровья для процесса развития.

Отсутствие или заниженная оценка природных ресурсов и услуг, а также экологического ущерба в экономических показателях зачастую приводит к неправильным экономическим решениям на макро- и микроуровнях. Это связано с простым правилом рыночной экономики: то, что

не имеет цены, экономической оценки — не существует в рыночной реальности и соответственно не принимается во внимание при принятии рыночных решений. В теоретическом плане это во многом связано с недооценкой и игнорированием многих функций природного капитала. Оце-

ниваются только его функции по обеспечению человека природными ресурсами, а другие экологические функции/услуги как правило не имеют цены. Это положение явилось важной причиной

формирования антиустойчивых тенденций экономического развития, порождения человечеством глобальных экологических проблем. Если первая функция природного капитала, ресурсная хорошо знакома и отражена в науке учеными на протяжении веков, то экономическая интерпретация

регулирующих и экологических «духовных» услуг еще только начинается. Недостаточно изучено воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека, хотя значительность экономического ущерба из-за заболеваемости и смертности по экологическим причинам находит все

больше подтверждений в проводимых во многих странах исследованиях.

Основными критериями для оценки результативности и эффективности инструментов экологической политики являются: экологическое воздействие, позволяющее оценить поможет ли инструмент достичь заданный уровень качества окружающей среды; экономическая эффективность, необходимая для достижения экологического воздействия при низких затратах; социальная совместимость, исследующая влияние внедрения нового инструмента на распределение доходов и прав на потребление природного капитала. Кроме указанных критериев используются и другие, такие как: практичность, своевременность, динамичность, системность, согласованность, а также гибкость и обратимость.

Таким образом, для реализации целей экологической политики используются три основные группы инструментов, имеющих свои достоинства и недостатки, разные принципы действия, но преследующих одни и те же цели. Стоит отметить, что наибольшее развитие получили административно-контрольные и экономические инструменты. Морально-этическое воздействие и убеждение посредством проведения различных конференций и семинаров носит номинальный характер и во многом всерьез не воспринимаются. Однако нельзя однозначно говорить об эффективности того или иного инструмента. Практика показывает, что все и инструменты для защиты окружающей среды необходимо использовать в комплексе.

Чрезвычайно значимым прецедентом для расширения трактовки природного капитала, осознания экономической значимости его функций стали механизмы Киотского протокола по предотвращению глобального изменения климата. Эти механизмы важны как для экономической теории

в целом, так и для теории устойчивого развития, а также практических действий человечества, которые позволили расширить монетарные функции природного капитала. Киотский протокол является хорошим примером попытки модернизации рыночной экономики, преодоления «провалов

рынка». Киотские механизмы могут стать прообразом реформирования рыночной экономики в направлении более адекватного учета экологического фактора, что позволит существенно улучшить использование природных ресурсов.

Важнейший приоритет перехода к «зеленой» экономике и экологизации экономической политики можно сформулировать следующим образом: Не надо наращивать использование природных ресурсов, так как они ограничены и их дополнительная эксплуатация приводит к истощению при-

родного капитала, загрязнению окружающей среды, дополнительной нагрузке на экосистемы. Имеющиеся отсталые ресурсоемкие технологии приводят к избыточному потреблению («перепотреблению») и потерям природных ресурсов, росту загрязнения окружающей среды. Надо вкладывать средства в улучшение использования уже эксплуатируемых природных ресурсов и охрану окружающей среды на основе модернизации экономики, поддержки инноваций, замены природоемких технологий на ресурсосберегающие и энергоэффективные, наилучшие доступные технологии,в углубление и диверсификацию переработки сырья и т.д. При уже достигнутом в стране уровне добычи и использования природных ресурсов за счет модернизационных структурно-технологиче-

ских сдвигов, позволяющих вовлечь в экономику и экспортировать сэкономленные гигантские объемы сырья, можно увеличить ВВП в 2–3 раза, значительно повысить благосостояние, социальноеи экологическое качество жизни населения. Это и есть магистральное направление формирования «зеленой» экономики. Инвестирование ресурсосберегающей структурной перестройки экономики и радикальное изменение ее технологического базиса нацеливается на ее экологизацию и сокращение природоемкости. Тем самым сберегается природный капитал, минимизируются затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития сейчас и в будущем.

Важной задачей макроэкономической политики должна стать также экономическая поддержка экологизации экономики, рационализации использования природных ресурсов.

Инвестиции- вложения капитала с целью получения прибыли и являются неотъемлемой частью современной экономики.

Зелëная» экономика — направление в экономической науке, сформировавшееся в последние 2 десятилетия, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью.

Контрольные вопросы:

  1. Разновидности инструментов регулирования.
  2. Преимущества и недостатки экономических инструментов.
  3. Что может привести к сокращению вовлечения в экономический оборот природных ресурсов?
  4. Критерии эффективности экологической политики.
  5. Приоритеты перехода к «зеленой» экономике.

Литература:

1. Коваленко В.И., Кузнецов Л.М. Исследование рынка экологических услуг: Учеб. пособие.- СПб.: СПбГИЭУ,2007.-170 с.

2. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. Учебник для вузов.-2-е изд. перераб. и доп.- М.: Юнити-Дана, 2002.- 454 с.

3. Масленникова И.С., Федорова О.М. Экологический менеджмент. Учеб. пособие.- СПб.: СПбГИЭУ,2004.

Список литературы и источников по темам учебного курса

Список основной литературы:

1. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебник, 2004.

2. Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы г.Новосибирска – Новосибирск: Изд-во НГПУ,1999.

3. И.С. Масленникова, В.В. Горбунова управление экологической безопасностью и рациональным использованием природных ресурсов Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2007.

4.Концепция экологического образования РК (проект), 2002 г.

5. Э.В. Гирусов, С.Н. Бобылев, А.Л. Новоселов, Н.В. Чепурных Экология и экономика природопользования, 2005.

Список дополнительной литературы:

1. Промышленная экология: учеб. пособие для вузов / В.В. Гутенев [и др.]; под ред. В.В. Денисова. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007.

2. Реймерси Н. Ф. Природопользование М., 2000

3. Черняго Л.С. Новое экологическое мышление. География в школе -1998.С.57-59.

4. Машкин П.В. Школьный мониторинг малых рек. Экология и жизнь. – 1999. –С.25.

5. Мацера А.В. Задачи экологического образования. Междунар.конф. «Экол.образ. и воспитания на пороге 21 в.». Москва, 28-30 января, 1998: Тез.М., 1998.- С.85-86.

6. Галкин Ю.Ю. Роль общественных организаций в экологическом образовании и просвещении. Вестник экологического образования в России.1999.- 2. –С.4.

7. Кожурина О.В. Биологические методы исследования окружающей среды в работе со школьниками (на примере Кузьминского лесопарка г.Москвы) Экология Москвы: решения, проблемы, перспективы. Мэрия. Правительство Москвы. –М., 1997. –С.184-193.

8. Гольдфейн М.Д., Сомов А.Ю.,Шляхтин Г.В. Учебно-методические и научные проблемы экологического образования в высших учебных заведениях г. Саратова. Проблемы региональной экологии,1997. -С.104-111.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: