Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

Само понятие образного мышления подразумевает опериро­вание образами, проведение различных операций (мыслитель­ных) с опорой на представления. Поэтому усилия учителя должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в коррекционной программе развития памя­ти (см. "Низкий уровень развития памяти"). Не будем повто­ряться, и дополним их другими.

Упражнение № 47. Игра типа "На что это похоже"?

177


Упражнение № 48. Игра типа "Дополни до.

Упражнение № 49. Игра типа "Догадайся, кто нарисован

178

Упражнение № 50. Задание типа "Заполни пробел"

После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному опе­рированию образами, т.е. к решению простейших мыслитель­ных задач с опорой на представления.

Упражнение № 51. Игра "Кубики"

Материал состоит из 27 обычных кубиков, склеенных между собой так, что получается 7 элементов:


Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап — рассматривание элементов игры и нахожде­ние сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 — буква Т, 2 — буква Г, элемент 3 — уголок, 4 — зигзаг молнии, 5 — вышка со ступеньками, 6 и 7 — крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучше и эффективнее.

Второй этап — освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап — складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предло­жить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап — складывание объемных фигур по пред­ставлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Ре­зультат работы сравнивается с образцом.

СТЕНКА

В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Упражнение № 52. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: