Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека

Современная наука изучает человека многими методами с применением сигнализационной, регистрационной и вычислительной техники. Так, например, лишь в одной психологической науке применяются многочисленные обсервационные, экспериментальные, праксиметрические, диагностические и математические методы. Однако для изучения особенностей индивидуального развития нужна специальная организация комплекса этих методов путем сочетания метода так называемых возрастных «поперечных» срезов (Cross-Sectional) с методом «длинника» (Longitudinal).

Обсуждение методологических проблем изучения психического развития человека стало предметом специального симпозиума на XVIII Международном психологическом конгрессе, организованного известным французским ученым Рене Заззо*, который, в общем, охарактеризовал состояние проблем и трудности их решения. Примечательно, что Р. Заззо в своем докладе о многообразии, действительной ценности и недостатках метода продольных срезов** пришел к выводу о необходимости сочетать оба метода в изучении индивидуально-психического развития ребенка. Р. Заззо считает, что метод продольных срезов возник в связи с критикой серьезных недостатков метода поперечных срезов в двадцатые годы нашего столетия, когда в центр всей психологии встала проблема генезиса психики и личности человека в реальном ходе его развития. На наш взгляд, причины возникновения лонгитюдинального метода лежат гораздо глубже, они связаны с объективной логикой самой теории психической эволюции личности. Но сопоставления «продольного» метода с «поперечным» неизбежны, и Р. Заззо прав, показывая их столкновения в последние десятилетия.

* См. мат-лы симпозиума «Изучение хода психического развития ребенка» // Тр. XVIII Междунар. пси-хол. конгр. - Вып. 29. - М, 1966.

** Zazzo R. Diversite realite fiction de la methode longitudinale // Там же.

Несмотря на крайнее многообразие вариантов продольного (лонгитюдинального) метода, он может быть охарактеризован общими чертами. Главнейшая из них, как подчеркивает Р. Заззо, заключается в проведении исследований на одних и тех же испытуемых или группах в ходе их онтогенетического развития, т. е. в регулярном, многократном и систематическом изучении этих испытуемых или групп в процессе их эволюции.

Метод поперечных срезов, напротив, всегда имеет дело с разными индивидами или популяциями одной и той же возрастной группы. Р. Заззо отмечает весьма существенный позитивный момент исследований методом поперечных срезов: установление границ нормы в пределах отдельных функций в целях последующего сравнения с ними характеристик отдельного ребенка. Мы можем сказать, что таким путем в психологии, как и в медицине, строится диагностика определенных состояний развития, в том числе и уровня умственного развития.

При диагностике лонгитюдинальный метод обязательно сочетается с методом поперечных срезов (на массовом материале). Он является важным средством уточнения диагностики. Самостоятельная ценность лонгитюдинального метода заключена, как отмечает Р. Заззо, в возможностях решения двух проблем: 1) проблемы предсказаний дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза и 2) проблемы установления генетических связей между фазами психического развития. С помощью этого метода более точно (причем в реальном ходе развития личности) определяется вес каждого из факторов, влияющих на различные стороны такого развития, а также на изменение взаимодействия факторов и самих сторон психического развития.

Корреляционный и факторный анализы становятся математическим орудием генетического исследования в крупных масштабах, подчас охватывающих несколько десятилетий человеческой жизни. Лонгитюдинальный метод, как полагают его сторонники, включая Р. Заззо и многих участников организованного им симпозиума, устраняет такой серьезный недостаток «поперечного среза», как уравнение всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Но дело, конечно, не только в недостатках или преимуществах метода, а в объективном противоречии возрастных (и половых) свойств онтогенетической эволюции с индивидуально-типическими, которое определяет различие в темпах и способах этой эволюции у разных индивидов в одни и те же возрастные отрезки времени*.

* Новейшие данные об этом взаимодействии изложены в главе 5.

Вариативность и многозначность одних и тех же возрастных характеристик определяются не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, биогенных, абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонгитюдинальным методом. Не в меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазоны в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его развития как индивида и личности, субъекта практической и теоретической деятельности в обществе.

Исследования взаимосвязей между возрастными и другими свойствами индивидуального развития несомненно будут осуществляться в дальнейшем и обнаружат зависимость возрастной изменчивости от внутренних закономерностей развития. Генетические связи между фазами жизненного цикла являются выражением этих закономерностей. Поэтому, несмотря на ограниченность использования лонгитюдинального метода, следует ожидать важных открытий при применении его в общем комплексе объективных, особенно активных («формирующих»), методов исследования.

Р. Заззо, упомянув кратко о своих лонгитюдинальных исследованиях во вступительном слове на симпозиуме, сослался на некоторых американских ученых (Кемлбелля, Кагана, Харриса и др.), которые применили этот метод для изучения развития в разные периоды роста и созревания (от младенчества до юности). Еще шире использовали этот метод другие американские ученые – Л. Шонфельдт и В. Овенс. В своих исследованиях они охватили еще больший диапазон – юность и несколько фаз зрелости, что имеет принципиальное методологическое значение для построения целостной теории индивидуально-психологического развития.

Интересны сопоставления данных, полученных на одних и тех же людях с помощью лонгитюдинального метода и метода поперечных (возрастных срезов). Шонфельдт и Овенс* произвели такие сопоставления сдвигов в интеллектуальном развитии (посредством обоих методов) за период с 1919 по 1961 г. (в 1961 г. их испытуемым исполнилось 60 лет), а затем сравнили методом поперечного среза полученные характеристики с характеристиками большой группы юношей, которым в 1961 г. исполнилось 18 лет, т. е. столько же, сколько испытуемым первого контингента было в 1919 г. По всем принятым в методике испытаний характеристикам (вербальной, числовой, смысловой, логической и общей характеристике интеллекта) данные, полученные «долготным» и «поперечным» методами, в общем, совпали, но «долготный» метод оказался несколько более чувствительным в определении возможностей развития.

* Schoenfeldt L., Owens W. A. Age and Intellectual Change: a Cross-Sectional View of Longitudinal Data // Tp. XVIII Междунар. психол. контр. - Вып. 29. - М, 1966.

Наиболее интересные данные были получены по каждой из характеристик в отношении возрастных изменений у одних и тех же людей на протяжении 42 лет их жизни, о чем мы скажем дальше. Это интересное совместное исследование связано с предшествующими ценными исследованиями В. Овенса*. В последнее время предпринимались попытки применения в геронтологии лонгитюдинального метода, ранее сложившегося в детской психологии**.

* Owens W. A. Age and Mental Abilities. Genet. Psychol. Monogr. - Vol. 48. - 1953. - P. 3-54.

** Jarvik L. F., Erlenmeyer-Kimling L. Mental Changes and Ageing: Design of Longitudinal Studies // Tp. XVIII Междунар. психол. конгр. – Вып. 29. – М., 1966; Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. – L.: Penguin Books, 1966.

Обсуждение психогенетических проблем приобрело более позитивный характер благодаря расширению диапазона изучаемых возрастных особенностей и сопоставлению их с помощью обоих методов исследования. Наиболее трудным, но вместе с тем и интересным является вопрос о существовании связи между стартом и финишем жизненного пути человека. Зависит ли в какой-либо степени тип старения (преждевременного, нормального, «отставленного» в более глубокие фазы старости) от типа юности и молодости, начала самостоятельной жизни и еще более раннего периода формирования личности в детстве? Эти новые проблемы относятся к общей структуре развития и находятся в центре внимания современной возрастной психологии, как отмечает Н. Бейли*.

* Bayley N. The Life Span as a Frame of Reference in Psychological Research. – № 3. – Basel; N. Y.: Vita Humana, 1963.

Многочисленные исследования, проводимые посредством лонгитюдинального метода, посвящены возрастным изменениям комплексного характера, что позволяет находить корреляцию между отдельными сторонами развития и более точно определять вес отдельных факторов индивидуально-психического развития. Среди этих исследований выделяются работы западногерманского ученого X. Томае и его сотрудников*, которые выявили преимущественное влияние социально-экономических (экономического статуса личности), а затем и других социальных факторов (правового, культурного и т. д.) на возрастную изменчивость и индивидуальное своеобразие жизненного пути.

* Thomae H., Uhr R. Variations in Personality Development // Tp. XVIII Междунар. психол. конгр. – Вып. 29. – М., 1966; Thomae H. Objective Socialization Variables and Personality Development. Fining from a Longitudinal Study // Human Development. – 1965. – № 8. – P. 87.

Несомненно, что фактическое содержание всех этих исследований представляет научную ценность, хотя интерпретация содержания во многих отношениях представляется спорной. Важно отметить, что постановка и решение проблем генетических связей и вариабельности индивидуального развития являются в настоящее время предметом конкретных исследований, охватывающих почти весь целостный жизненный цикл человека. Что касается практических приложений, то они все более расширяются, не ограничиваясь лишь областью образования и системой общественного воспитания. В областях здравоохранения и социального обеспечения, организации труда и обслуживания используются многие данные возрастной психологии.

В отечественной психологии систематические генетико-психологические исследования начаты В. М. Бехтеревым и его сотрудниками, особенно Н. М. Щеловановым. В основанной В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым клинике-лаборатории раннего детства впервые был разработан и применен комплексный метод длительного изучения одних и тех же детей, охватывающий весь период раннего детства. Этим фактически было положено начало методу, носящему в настоящее время название лонгитюдинального. Обоснование и первые попытки его применения были изложены в 1928 г. В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым в совместной работе*. Этот же метод «длинника» применялся и применяется в советской детской и педагогической психологии разными исследователями**.

* Бехтерев В. М., Шелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. – Т. 1. – М.: ГИЗ, 1928.

** Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: С,б. / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. – М.: Учпедгиз, 1960; Новая система начального обучения: Сб. / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1966; Возрастные возможности усвоения знаний: Сб. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1966.

В современных условиях лонтитюдинальный метод возрастной психологии целесообразно соединить с психографическим методом дифференциальной психологии. Один из зачинателей дифференциальной психологии – В. Штерн считал синтетический характер психографии специфичным для изучения индивидуально-психических различий между людьми*. Однако психографическое описание личности составлялось преимущественно на основании данных наблюдения и эксперимента в определенный момент жизни. Характеристика жизненного пути личности и анализ продуктов ее деятельности не считались обязательными для монографического изучения личности. Типичным примером подобного изучения является медико-психологическая монография Е. Тулуза об Эмиле Золя**, основанная на экспериментальных данных, но весьма далекая от анализа творческой деятельности великого французского писателя. Современная психология владеет методами такого анализа процесса и продуктов деятельности (праксиметрическими), которые должны использоваться в психографических и лонгитюдинальных исследованиях.

* Stem W. Die differentielle Psychologie. – Berlin, 1911.

** Toulouse E. Enquete medicopsychologique. – P., 1896.

Надо иметь, однако, в виду, что самостоятельное значение лонгитюдинальный метод приобретает лишь при специальном изучении генетических связей между фазами жизни, как ближними, так и более отдаленными одна от другой. Поэтому на коротких отрезках (например, период начального обучения – 4 или 3 года) его ценность незначительна. По отношению к отдельному отрезку времени (возрастному статусу) этот метод может быть совместим с методом поперечных возрастных срезов, но в том и другом случае требуются корреляция и факторный анализ: а) комплекса явлений, образующих этот статус, и б) факторов, их определяющих. Однако в таком плане, насколько нам известно, данные методы не применялись в психологических исследованиях именно потому, что не придавалось основного значения собственно генетическим принципам.

Наконец, что особенно важно, лонгитюдинальный метод позволяет определить диапазон возрастной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизненного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития.

Между всеми компонентами воспитания и развития существуют взаимосвязи, прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредованные. Судить о различных влияниях этих связей на небольшом отрезке времени почти невозможно, так как, кроме непосредственных эффектов, проявляющихся вслед заданным воздействием, существуют отсроченные и более обобщенные эффекты. Особенно важны наиболее отдаленные влияния, распространяющиеся в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла. Для определения таких опосредованных и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду генетических связей между фазами развития, лонгитюдинальный метод должен быть признан основным.

«Наложение» данных «продольного» и «поперечного» срезов на определенные картины развития безусловно целесообразно, так как позволяет более точно соотнести оба параметра времени (длительность и временную последовательность смены фаз) в возрастных характеристиках развития человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: