Ожидаемый возрастной состав населения

  1959 г., Через 10 лет Через 20 лет
Возраст, перепись    
лет   а б а б
  м. ж. м. ж. м. ж. м. ж. м. ж.
0-14 22,4 18,8 23,2 19,2 23,1 18,9 18,9 15,8 18,6 15,3
15-59 71,5 71,3 67,2 65,4 66,7 65,5 68,9 63,8 67,7 63,3
60 + 6,1 9,9 9,6 15,4 10,2 15,6 12,2 20,4 13,7 21,4
Итого                    

В этих расчетах обращает на себя внимание ожидаемое изменение в соотношении численности мужчин и женщин в разных возрастных группах, что должно сказаться на условиях последующего развития брака и семьи, общественного и семейного воспитания, обеспечения рабочей силой различных профессий и т. д. Очевидно, что демографический прогноз имеет существенное значение для социального планирования и проектирования личности, поскольку социально-демографическая ситуация ее развития определяет статус личности.

С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования и т. д. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение уровня материальной и культурной жизни семьи, то оно непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В таком случае создается жизненный стереотип того или иного уровня, который упрочивает механизмы поведения и стабилизирует наиболее общие и важные для последующей эволюции черты личности.

С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции.

Сочетание черт относительной устойчивости и преобразований в связи с развитием всего общества характерно для статуса. Положение личности в обществе определяется системой ее прав и обязанностей, их соотношением, реальным обеспечением прав личности со стороны данного общества и реальным осуществлением обязанностей по отношению к обществу со стороны личности. По определению Р. Линтона, статусы личности представляют собой центры сосредоточения прав и обязанностей, некоторую идеальную схему положения личности в обществе.

С. Н. Тимашев пишет, что «статус есть позиция в определенной схеме, это просто собрание прав и обязанностей»*. Рассматривая определения статуса как собрания прав и обязанностей (Т. Сабин), позиции личности в социальной структуре, которая может быть отнесена к высшему или низшему рангу (Т. Парсонс, Р. Парк), Е. С. Кузьмин замечает, что «основное содержание этого понятия носит сугубо социальный характер и связано с должностью, правами и обязанностями личности»**.

* Тимашев С. Я, Развитие социологии права и ее сфера // Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория. - М.: ИЛ, 1961. - С. 505.

** Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. – Л.: Изд. ЛГУ, 1967. – С. 121.

Наиболее важной для американской буржуазной социологии оказалась такая характеристика статуса, как его устойчивость, являющаяся переменной положения человека в обществе (сравнительно с другими людьми того же самого общества). Постепенное становление прочности статуса обозначается как кристаллизация статуса по критериям, типичным для «американского образа жизни»: род занятий, величина дохода, уровень образования и этническая принадлежность. По каждому из них может сложиться соответствующий частичный статус. Из соотношения этих статусов выводят общий профиль статуса, причем величина дохода и этническая принадлежность имеют определяющее значение для положения личности в современном американском буржуазном обществе. В качестве привходящей переменной используется фактор осознания человеком собственного статуса и степени его устойчивости. Л. Брум пишет по этому поводу следующее: «Лица, проявляющие некий обусловленный профиль неустойчивости статусов и в известной мере сознающие эту неустойчивость, обнаружат строго определенные установки или виды поведения. Хотя напрашивается предположение, что устойчивость и неустойчивость сказывается на поведении, следует, однако, признать, что многие люди ведут замкнутую в четырех стенах жизнь, не имеют представления о неустойчивости собственных статусов и никак не реагируют на нее»*.

* Брум Л. Социальная дифференциация и стратификация // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. - М: Прогресс, 1965. – С. 480.

Статус личности как бы «задан» сложившейся системой общественных отношений, социальных образований, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре. Понятие статуса личности может быть дополнено понятием позиции личности, характеризующим субъективную, деятельную сторону положения личности вэтой структуре. И. С. Кон, объединяющий эти понятия, пишет следующее: «Социальное положение (позиция) индивида – его место в определенной конкретной социальной структуре. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель – профессиональная позиция, отец – семейная, партгруппорг – общественно-политическая), различающихся по своему значению, определенности и другим признакам»*.

* Кон И. С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – С. 23.

Многообразные позиции личности, сочетающие объективные и субъективные ее характеристики, строятся на основе ее статуса, но могут его преобразовать или, напротив, закрепить в зависимости от эффектов деятельности.

Статус личности объективен и осознается ею частично или целостно, инадекватно или адекватно, пассивно или активно (человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права). Однако как в осознании статуса, так и в самом объективном существовании статуса личности буржуазные социологи не хотят видеть производных от классовой сущности американского общества феноменов. В качестве основных принципов дифференциации этого общества взамен классов, якобы не существующих в нем, предлагаются: а) общественные слои (страты), весьма подвижные и вариабельные в зависимости от продвижения личности и групп по социальной лестнице; б) уровень доходов. Примечательно, что наиболее устойчивым признаком слоя оказывается, если верить такой дифференциации, признак этнический.

Существование подвижных общественных слоев вполне возможно в нашу эпоху, полную динамизма, однако эти слои представляют дифференциацию класса в классовом обществе и определяются в конечном счете не этническими, а экономическими факторами, с которыми связаны политические, правовые, идеологические, социально-психологические характеристики общества и личности.

Научное исследование статуса личности должно включать изучение реального экономического положения (имущественную характеристику, общий заработок семьи, обеспеченность жильем, реальный бюджет в соотношении со структурой потребления), политически-правового положения как определенного баланса прав и обязанностей гражданина*, члена организации макро- и микроколлективов, трудовой профессионалъной характеристики (положения человека в системе квалификаций, специальностей, объема труда и трудоспособности человека), образовательного статуса, положения семьи данного человека и положения личности в своей семье. Национальные, религиозные и другие особенности человека должны учитываться в связи с общей структурой данного общества (однородного или неоднородного в национальном отношении), наличием или отсутствием господствующей религии, наличием или отсутствием прав личности на атеизм и т. д.

* Права и обязанности личности составляют ядро статуса, изучаемое юридическими науками, значение которых для теории личности все еще недооценивается. Определение оптимального соотношения между правами личности и ее обязанностями в социалистическом обществе составляет важную задачу всех общественных наук, включая юридические с их теорией правового статуса советского гражданина. По определению М. С. Строговича, «правовой статус гражданина – это его правовое положение в социалистическом государстве и обществе. Субъективные права гражданина – это составная часть его правового статуса, другой частью этого статуса являются правовые обязанности советского гражданина» (Строгович М. С. Основные вопросы советской социалистической законности. – М.: Наука, 1966. – С. 176).

Исследование статуса личности имеет важное значение для определения ее социальных функций – ролей, которые рассматриваются вообще как динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями личности в обществе. Не в меньшей степени статус личности, сходный со статусами одних и противоположный статусам других людей в микросреде и более крупных общественных образованиях, имеет значение для формирования осознания и переживания человеком общности с другими людьми, генезиса коллективных начал поведения и чувства «Мы», идентифицируемого с определениями этой общности как «Мое–наше». Вместе с тем, как убедительно показано Б. Ф. Поршневым*, такие состояния общности исторически были связаны с обособлением данной общности и противопоставлением ее всему остальному («Мы–они»).

* Поршнев Б. Ф. История и социальная психология. – М: Мысль, 1965.

Именно общности, а не отдельные личности являются субъектами общественных отношений. А. В. Дроздов имеет основание утверждать, что «социально-исторические общности являются субъектами общественных отношений»*. Он пишет, что «возникновение и существование социальных общностей определяющим образом влияет на отношения между отдельными людьми, увеличивает объем (число) их связей, обогащает содержание человека как системы (совокупности) общественных отношений. Человек и его связи оказываются более многогранными, он становится фокусом отношений различного уровня, общности и качества»**.

* Дроздов А. В, Человек и общественные отношения. – Л.: Изд. ЛГУ, 1966. – С. 115.

* Там же. - С. 117.

Научная разработка этой важной проблемы теории личности лишь начинается, причем ее исследование, конечно, возможно только комплексным путем, поскольку статус личности, по существу говоря, не только положение личности в обществе, но и основа ее образа жизни, совокупности тех обстоятельств жизни и событий, которые детерминируют ее деятельность и преобразуются в процессе этой деятельности.

Осознание статуса, как и осознание бытия вообще, невозможно вне и без деятельности человека, без практического отношения его к бытию, тем более что многие компоненты статуса не заданы общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности. Однако любая деятельность в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредующих действительность, с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, – общественной функцией человека в данной ситуации*.

* Для социологической и социально-психологической разработки этой проблемы весьма полезны некоторые понятия из области общей теории права и государства. Мы имеем в виду понятия субъективное право, правомочие как один из элементов правоотношений, правоотношение, норма права и т. д. Отождествление их или, напротив, взаимообособление ошибочно. Д. А. Керимов так определяет их соотношение: «Правомочия... есть реализация, осуществление субъективного права в действиях лица, вступившего в конкретное правоотношение» (Керимов Д. А. Обеспечение законности в СССР. – М.: Госюриздат, 1956. – С. 26). М. С. Строгович также указывает, что «правоотношения являются формой, способом, при помощи которых осуществляются субъективные права (и выполняются правовые обязанности)... эти права осуществляются и обязанности выполняются в особых отношениях людей, предусмотренных нормами права, т. е.в правоотношениях» (Строгович М. С. Основные вопросы советской социалистической законности. – С. 177).

Профессионально-трудовая деятельность всегда осуществляется совместно с тем или иным общественным поведением, которое оказывает определенное регулирующее влияние на развитие этой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: