Характеристики Ситуация сближения

Параметры задаваемых ситуаций        
vH, уз        
Дц, МИЛИ        
РЛПц,...,°        
ОКц,...,°        
Voth, уз        
ппредельные погрешности чер        
рез 1 мин устойчивого АС:        
по ОКц,...,° ±11 ±7 ±14 ±15
по Voth, уз ±2,8 ±0,6 ±2,2 ±1,5
Дкр, мили ±1,6 ±1,8 ±2,0
ппредельные погрешности че-        
ррез 3 мин устойчивого АС:        
по ОКц,...,° ±3,0 ±2,3 ±4,4 ±4,6
по Voth, уз ±0,8 ±0,3 ±0,9 ±0,8
по Дкр, мили ±0,5 ±0,7 ±0,7
ПО fcp, МИН ±1,0 ±1,0 ±1,0
поИКц,...,° ±7,4 ±2,8 ±3,8 ±2,6
по vn, уз ±1,2 ±0,8 ±1,0 ±1,2

По результатам испытаний САРП DB-7 на теплоходе "Белоруссия" вектор цели отображается на экране через 15 оборотов антенны (55 с) после ее захвата. При этом вычисленное значение ИКц может колебаться в пределах ±10°, истинной скорости ±6 уз [12]. Через 3 мин устойчивого автосопровождения колебания вычисленных значений относительно среднего не превышают ±1,6 уз по истинной скорости, ±3,5° по истинному курсу (до ±7° для встречной цели). По сравнению с ручной прокладкой на радиолокационном планшете за 6-минутный интервал по полярным координатам, снятым с САРП, погрешности определения параметров системой DB-7 не превышают следующих значе­ний: курса цели ±3,2°; скорости цели ±1 уз; дистанции кратчайшего сближения ±0,1 ми­ли и времени кратчайшего сближения ±10%.

По результатам испытаний САРП "Ракал-Декка-1629С" после 15 обзоров предельные погрешности выработки ИКц и Уц не выходили за пределы ±5° и ±3 уз, а после 60 обзоров - ±2° и ±1,5 уз соответственно [1].

При установившемся режиме автосопровождения (АС > 3 мин), постоянстве элементов движения собственного судна и цели, волнении моря не более 5 баллов средние квадратические погрешности (Р = 68%) выработки данных САРП "Бриз-Е" могут быть аппроксимированы выражениями, приведенными в табл. 2.

Таблица 2. Средние квадратические погрешности выработки данных САРП "Бриз-Е"

Вырабатываемый параметр ЛИД ЛОД
Курс цели,...° ±(0,8 + 0,1 1Д) ±(0,3 + 0,04Д)
Скорость цели, уз ±(0,18 + 0,02Д) ±(0,18 + 0,02Д)
Дкр, мили ±(0,05 + 0,02Д) ±(0,05 + 0,02Д)
fcp, мин ±0,09Д ±0,05Д

Примечание. Д— текущее расстояние до цели, мили.

При малых истинных и относительных скоростях цели погрешности резко увеличиваются. Наблюдается также значительное (почти в 2 раза) увеличение погрешностей в курсе цели при расхождении на встречных курсах с малыми (менее 2 миль) значениями Дкр (в частности, у САРП DB-7). Средние квадратические погрешности элементов движения цели САРП DB-7 следующие: для встречной цели Кц = ±3,3°, Vц = ±0,2 уз, для обгоняющей цели Кц = ±0,4°, Уц = ±0,55 уз.

Отмечены погрешности до ±6° и ±2 уз в ситуации расхождения на встречных курсах (Дкр =1,5 мили) с крупнотоннажным судном (табл. 8).

Эксперименты с различными типами САРП позволили установить, что при изменении элементов движения (главным образом курса) собственного судна САРП показывает ложное маневрирование сопровождаемых целей, т. е. отклонение истинных векторов целей от их первоначального положения, хотя фактически цель следует с постоянными курсом и скоростью.

Причинами эффекта ложного маневра цели являются:

запаздывание вектора перемещения собственного судна относительно вектора истинного курса в процессе поворота из-за наличия угла дрейфа на циркуляции (до 15°, у судов с хорошей поворотливостью до 25°);

дополнительные погрешности гирокомпаса и лага на циркуляции (инерционная погрешность гирокомпаса может достигать 3°);

запаздывание данных САРП вследствие их сглаживания, так как сопровождение целей ведется в относительном движении, а период сглаживания часто превышает время маневра курсом.

Таблица 3. Предельные (Р = 95%) погрешности обработки радиолокационной информации

Параметр цели САРП (любые шкалы) Маневренный планш. 16 миль) Глазомер
Пеленг ±0,3+0,6 ±1,5+2 ±5+10
Дистанция, кб ±0,1+0,2 ±1+2 ±3+5
Направление ЛОД,...° ±0,8+1,5 ±6+7 ±10+15
Дкр, кб ±1+2 ±14+17 ±15°/<Д
tep, мин ±1 ±2+4
Курс1,...° ±4+8 ±6+8 ±10+15 (в ИД)
Скорость, уз ±1,0+1,5 ±1+2
Скорость относительного ±0,8+1,5 ±1+2
движения, уз      
Время обнаружения маневра ±4+5 ±3+6 ±0,3+1,0
встречного судна, мин      

Время обнаружения поворота отсчитывалось от момента окончания маневра.

Значение угла ложного отворота цели и время восстановления исходного значения вектора скорости цели зависят от характера маневрирования собственного судна, дистанции до цели и типа САРП. Угол разворота истинных векторов цели обычно примерно равен изменению курса собственного судна и направлен в ту же сторону, время восстановления данных не превышает 4 мин, однако данное явление довольно опасно, так как может повлечь за собой неверную оценку ситуации и поспешный ответный маневр.

Сложный характер имеют погрешности САРП, когда собственное судно маневрирует скоростью. Так, в ситуации разгона собственного судна от малого хода до полного установленное на нем САРП типа DB-7 дает систематическую погрешность определения курса цели, монотонно возрастающую от 1 до 5,5°; запаздывание информации о Дкр составляет 3-5 мин. В аналогичной ситуации САРП "Бриз-Е" давал переменные погрешности курса цели с размахом до 12°, скорости цели - до 2 уз; информация о Дкр была очень неустойчивой и имела уменьшающуюся погрешность от 13 кб в начальный момент до 2 кб в момент расхождения с запаздыванием не более 3 мин.

В ситуации торможения собственного судна от полного хода до полной остановки, установленное на нем САРП дает систематическую погрешность в курсе цели около 3°, погрешности в скорости цели и ДКР незначительны. Следует также иметь в виду, что при резком маневре собственного судна возможен сброс цели с АС. Требования Резолюции А.422(11) допускают возможность нарушения АС с полным восстановлением работы в течение 3 мин после окончания маневра.

Запаздывание данных САРП вследствие их сглаживания, а также флюктуация центра отражения цели из-за изменения ракурса при маневрировании цели вызывают двойной эффект - запаздывание обнаружения маневра цели (табл. 9) и дополнительные погрешности в ЭДЦ непосредственно после маневра. Время запаздывания зависит от метода контроля ЭДЦ, а показания САРП при маневре цели ненадежны с момента начала маневра и 3-4 мин после окончания маневра.

Время обнаружения поворота отсчитывалось от момента окончания маневра. Временной интервал между точками траектории был установлен 40 с.

Обнаружение маневра цели в автоматическом режиме достигается применением двухканальной схемы сглаживания - с большей и меньшей постоянной времени; появление разности данных в обоих каналах, превышающей установленный предел, является признаком маневра цели и вызывает срабатывание соответствующей сигнализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: