Факторы, влияющие на точность работы САРП

Точность САРП является одной из основных характеристик, во многом определяющей надежность решения всего комплекса задач по предупреждению столкновений судов и навигационному обеспечению плавания.

Погрешности определения элементов расхождения и элементов движения, целей существенно зависят от погрешностей ("мусора") сопрягаемых с САРП датчиков. Значения погрешностей датчиков информации, характеристики которых отвечают требованиям ИМО, приведены в Дополнении 3 к Резолюции А.422(11).

В частности, средние квадратические погрешности измерений посредством РЛС не должны превышать ±50 м при нормальном распределении по дальности, ±0,5° - по пеленгу. Остаточная постоянная погрешность и среднее квадратическое значение случайной погрешности (при нормальном распределении) не должны превышать соответственно 0,5° и ±0,12° для гирокомпаса, 0,5 уз и ±0,07 уз для лага. При этом не учитыва­ются погрешности датчиков, вызванные качкой и маневрированием судна.

При бортовой качке судна возникает дополнительная погрешность, зависящая от курсового угла цели и амплитуды качки и принимающая максимальные значения при КУц= ±45° и ±135°. При амплитудах качки до 5° погрешности незначительны, однако при увеличении качки до 30° погрешность пеленга возрастает до 4°.

При наличии помех, рыскании собственного судна, рыскании и качке цели погрешности измерений также увеличиваются.

САРП должно быть спроектировано и разработано так, чтобы погрешности, вносимые САРП, были незначительны по сравнению с погрешностями, вызываемыми датчиками навигационной информации, даже при самых благоприятных условиях движения.

Проведенные с различными типами САРП эксперименты подтвердили реальность приведенных характеристик. При этом выявились также следующие особенности. По исследованиям Н. С. Зимина, точность измерения полярных координат цели зависит не только от параметров САРП, но и геометрических характеристик и условий наблюде­ния надводных объектов. Показано, что в существующих САРП дистанция определяется с систематической погрешностью до нескольких десятков метров, зависящей от длительности измеряемых импульсов. Установлено также, что существующим САРП присуща дополнительная методическая погрешность, вызванная различием в пространственном расположении радиолокационного и геометрического центров наблюдаемого судна; связанные с этим смещения оценок координат могут достигать нескольких десятков метров по дальности и нескольких единиц градусов по направлению. По исследованиям Ф. Збигнева, точность определения дистанции кратчайшего сближения с целью Дкр с использованием САРП существенно зависит от времени сглаживания данных и расстояния до цели. Индицируемые САРП параметры встречи в отношении судов, находящихся на расстоянии более 12 миль, не могут считаться надежной основой для оценки опасности ситуации из-за значительных погрешностей.

По исследованиям X. Имадзу, при малых значениях Дкр погрешности определения скорости встречного судна минимальны, если разность курсов около 0 и 180°, максимальны, если разность курсов около 90°. Погрешности определения курса встречного судна минимальны при разности курсов около ±90°, максимальны - при встречных и особенно попутных курсах. Все погрешности имеют тенденцию к возрастанию по мере увеличения расстояния между судами.

С учетом этих факторов и при качке до 10° суммарные предельные погрешности САРП (с вероятностью Р = 95%) не должны превышать значений, приведенных в табл. 1.

Таблица 1. Требования ИМО по точностным характеристикам САРП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: