Предупреждение

САРП автоматически оценивает опасность только тех целей, которые в данный момент находятся на автосопровождении, и только по тем критериям, которые установлены в САРП.

Наиболее употребительными критериями автоматической оценки опасности цели в САРП являются введенные судоводителем допустимые (минимальные) значения дистанции Дкрдоп и времени кратчайшего сближения tкр доп. Кольцо установленной зоны допустимого сближения индицируется на экране САРП (часто только в режиме ОД). Цель считается опасной, если вычисляемые САРП текущие экстраполированные значения дистанции и (или) времени кратчайшего сближения соответственно равны или меньше введенных судоводителем допустимых значений, т. е. если

Дкр. < Дкр.доп или Ткр. < Ткр. Доп(7)

САРП JAS-800 классифицирует цели на очень опасные, опасные и обычные. • Очень опасная цель:

Дкр< Дкр.доп но Ткр. <Ткр. Доп (8)

или

Дкр < Дкр.Доп < 0 (носовой сектор). (8.1)

• Обычная цель:

Дкр>Дкр.доп (9)

или

Дкр < Дкр.доп, но Ткр < 0 (за исключением носового сектора). (10)

Оба устанавливаемых параметра ДКр.доп и Ткр. доп не поддаются формализации, так как существенно зависят от условий плавания и характеристики наблюдаемых судов. Выбор оптимальных значений параметров возлагается на судоводителя.

При плавании в открытом море, где вероятность встречи с "опасными" судами невелика, рекомендуется устанавливать большие допустимые значения параметров:

• на крупнотоннажных судах Дкрдп = 3 - 4 мили; Ткр. доп = 30 – 40мин• на среднетоннажных судах Дкр.доп = 2 - 3 мили; Ткр. доп = 20 - 30 мин.

В районах интенсивного судоходства, когда одновременно сопровождается значи­тельное число целей, плотность движения судов довольно высока, а судоводители ведут усиленное наблюдение за радиолокационной

обстановкой, автоматическая оценка опас­ности цели носит вспомогательный характер. В этих условиях рекомендуется выбирать допустимые значения параметров меньшими с тем, чтобы предупреждение об опасности выдавалось лишь по действительно опасным целям, т. е.

Рис. 4.4. Схема выбора параметров допусти­мого сближения Дкр.доп иТ кp-доп в зависимости от ситуации:

а — плотности судоходства; / — в открытом море; 2 — при плотном судопотоке; б — маневренных характеристик судна; 3 — для судна с плохой поворотливостью; 4 — для судна с хорошей поворотливостью; в — навигационно-гидрографических условий плавания; 5 — в открытом море; 6в узкости

Установка заниженных значений параметров оставляет судоводителю малый запас времени для оценки ситуации и маневрирования. Установка завышенных значений параметров ведет к необоснованно частому срабатыванию предупредительной сигнализации и "распылению" внимания судоводителя.

В то же время сохранение относительно большого значения tкр, доп (18-20 мин) при плавании в стесненных условиях полезно: сигнализация САРП предупредит о дальних опасных объектах, в то время как наблюдатель будет занят ближними.

При высоком уровне помех, когда точность вырабатываемых параметров снижается, значение Дкр.доп рекомендуется увеличивать. На крупнотоннажных судах с плохими маневренными характеристиками также следует устанавливать большие значения параметров, чем на среднетоннажных и высокоманевренных.

Во многих типах САРП (например, КН. 3000А) опасную цель невозможно снять с автосопровождения.

При плавании по СРД и установленным фарватерам целесообразно исключить сра­батывание предупредительной сигнализации по целям встречного судопотока, который следует по своей стороне фарватера или своей полосе движения СРД. В этом случае ре-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: