При оценке ситуации и степени опасности столкновения используются следующие критерии:
-визуальный пеленг на цель и тенденция его изменения;
-радиолокационный пеленг на цель РЛПЦ и тенденция его изменения;
-радиолокационная дистанция до цели Дц и тенденция ее изменения;
-расчетные значения дистанции кратчайшего сближения Дкр и времени до момента кратчайшего сближения в сравнении с их заданными допустимыми значениями;
-ракурс, курс цели Кц и скорость цели v4;
-развитие ситуации опасного сближения наблюдаемой цели с другой целью, делающее вероятным ее (их) маневрирование;
-положение и характер движения наблюдаемой цели относительно оси и границ фарватера, СРД, навигационных опасностей, ограничивающие возможность маневра цели или, напротив, делающие вероятным маневр цели по навигационным условиям;
-характер действия цели, позволяющий предположить отсутствие надлежащего наблюдения либо сделать вывод, что цель управляется "не по-морскому";
-огни, знаки, сигналы либо характер действий судна, позволяющие предположить стесненность или ограничения в возможности маневрировать, выполнение специальных операций (буксировка, лов рыбы, траление, морские исследовательские работы, прокладка кабеля и т. п.), отказ технических средств (например, отказ рулевого устройства) и т. д.
|
|
Ни один из перечисленных критериев в отдельности не является определяющим при оценке ситуации и опасности столкновения. Получение достаточно полной и точной оценки даже простой ситуации требует учета совокупности критериев в их взаимозависимости.
Оценка и выбор критериев должны осуществляться с учетом МППСС-72 и практического опыта судоводителей применительно к конкретным обстоятельствам плавания.
В любом САРП на основе заданных судоводителем критериев непрерывно производится автоматический контроль за движением сопровождаемых эхо-сигналов и автоматическая оценка опасности столкновения, т. е. классификация целей на опасные и неопасные. В случае появления опасной цели индикация опасного объекта осуществляется посредством звуковой и предупредительной световой сигнализации.