Вопросы к зачету

1. Объясните особенности и принцип работы установок для мойки агрегатов и деталей автомобилей.

2. Назовите виды гаражного оборудования, их содержание.

3. Виды, классификации подъемно-транспортного оборудования

4. Основные требования к осмотровым канавам, каково их назначение.

5. Назначение автомобильных подъемников, принцип их классификации (с учетом типа привода, количества плунжеров или стоек, типа подъемной рамы или захватов),

6. Перечислите основные преимущества подъемников перед осмотровыми канавами и в каком случае оправдано использование осмотровых канав.

7. Охарактеризуйте конструкцию и принцип работы электромеханических подъемников для легковых автомобилей.

8. Охарактеризуйте конструкцию наиболее часто используемого в АТП специального подъемно-транспортного оборудования (краны, тележки и т.д.), назначение.

9. Назначение, и правила безопасного выполнения работ при помощи домкратов.

10. Какова конструкция и принцип действия передвижных гидравлических домкратов?

11. Перечислите модели слесарно-механического оборудования с указанием его назначения.

12. Назначение и виды оборудования для смазочно-заправочных работ.

13. Разборочно-сборочное оборудование, приведите примеры подобного оборудования.

14. Охарактеризуйте известные вам типы ручных гайковертов.

15. Каковы нормы компрессии для карбюраторных двигателей, для дизелей.

16. Основные методы диагностики технического состояния КШМ и ГРМ двигателей.

17. К каким последствиям приводит снижение компрессии в цилиндрах двигателей и на сколько допускается её снижение.

18. Охарактеризуйте основные модели приборов для замера компрессии в цилиндрах двигателя, их конструкцию.

19. Перечислите основные операции, проводимые по системе охлаждения при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО.

20. Основные неисправности в системе охлаждения двигателей, их причины и последствия.

21. Назовите нормативы давления масла в системе смазки на различных частотах работы двигателя и сроки замены масел.

22. Основные неисправности систем смазки автомобилей, каковы их причины и последствия.

23. В каких целях и при каком виде ТО производится регулировка тепловых зазоров в клапанных механизмах, какова методика ее проведения и нормативы зазоров?

24. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. Назначение динамометрических ключей

25. Основные неисправности КШМ и ГРМ, их причины и последствия

26. Как влияет давление впрыска форсунок на процесс сгорания, каковы нормативы этого параметра для КамАЗа, как производится регулировка.

27. Какими приборами можно проверить герметичность игольчатого клапана поплавковой камеры, какова методика проверки.

28. Перечислите основные операции, проводимые по системе питания при ТО-2 и СО.

29. Технология регулировки холостого хода в карбюраторах различного типа; почему нежелательно устанавливать слишком маленькие и слишком большие частоты вращения КВ?

30. Основные операции по ТО-1 топливной системы, как проверяется и регулируется уровень топлива в поплавковой камере.

31. Технология анализа выпускных газов диагностическими приборами; назовите предельно допустимые параметры содержания СО.

32. Технология технического обслуживания воздушных фильтров

33. Сущность детонации, каковы её последствия.

34. Почему при эксплуатации со временем в форсунках уменьшается давление впрыска топлива?

35. По каким причинам наблюдается неудовлетворительная работа форсунок?

36. Основные правила безопасности при обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей.

37. Виды работ при ежедневном техническом обслуживании

38. Перечислите объем работ, проводимых по топливной системе газобаллонных автомобилей при ТО-2, что дополнительно делается при СО.

39. Технология регулировки секций ТНВД на равномерность подачи и на момент начала подачи топлива.

40. Основные методы диагностики АБ, какие приборы при этом используются.

41. Причины "кипения" электролита в АБ на линии.

42. Почему в каждой климатической зоне следует использовать строго определенную плотность электролита АБ.

43. Основные неисправности АБ и их причины.

44. Основные причины неисправной работы генератора.

45. Причины неисправной работы реле-регулятора.

46. Основные операции, проводимые по генератору и реле-регулятору при ТО-1 и ТО-2;

47. Основные признаки и последствия неудовлетворительной работы системы зажигания.

48. Причины неисправной работы прерывателя-распределителя.

49. Методика обслуживания и проверки свечей зажигания, какой инструмент и какие приборы.

50. Как и чем проверяется начальный угол опережения зажигания.

51. Какие работы проводятся по прерывателю-распределителю при ТО-2.

52. Технология проверки и регулировки установки фар.

53. Основные неисправности и регулировка звуковых сигналов.

54. Какие работы по системе зажигания проводятся при ТО-1, в т.ч. диагностические.

55. Кратко перечислите основные операции, проводимые по АБ при ЕО; ТО-1; ТО-2.

56. Основные неисправности сцепления, какими признаками они характеризуются.

57. Причины неполного выключения сцепления?

58. Причины неполного включения сцепления

59. Технология регулировки сцепления

60. Основные неисправности КП и раздаточных коробок и их причины.

61. Технология проверки и регулировки свободного хода педали сцепления, включая механизмы с гидравлическим, пневмогидравлическим и тросовым приводом?

62. Почему для гипоидных главных передач следует применять особые сорта масел со специальными присадками?

63. Основные неисправности главных передач и их причины.

64. Основные неисправности карданных передач, их признаки и причины.

65. Технология и оборудование для антикоррозийной обработки кузовов.

66. Основные неисправности элементов подвески, их причины, признаки и возможные последствия.

67. Характерные неисправности колес, их причины, признаки и возможные последствия.

68. Назначение углов установки управляемых колес и шкворней, назовите нормативные параметры?

69. Основные операции, проводимые водителем при ЕО ходовой части.

70. Технология проверки люфта и регулировки подшипников ступиц колес?

71. Технология проверки возможного люфта в шкворневых соединениях, в резьбовых и шарнирных соеди­нениях независимых подвесок?

72. Технология регулировки углов развала и схождения колес, с какой целью контролируются нерегулируемые параметры?

73. По каким причинам тормозная система не обеспечивает равномерности действия тормозов, к каким последствиям это может привести?

74. Перечислите основные операции при техническом обслуживании тормозной системы.

75. Технология проверки тормозов на диагностических стендах?

76. Каковы причины снижения эффективности действия ручных (стояночных) тормозов для различных моделей автомобилей?

77. Средства для диагностирования тормозной системы.

78. Охарактеризуйте стенды для диагностики тормозов легковых автомобилей.

79. Как производится регулировка рулевых шарниров продольных тяг?

80. Основные операции, входящие в объем ТО-1 рулевого управления.

81. Основные операции, проводимые водителем при ЕО рулевого управления.

82. Основные причины, признаки и возможные последствия повышенного люфта рулевого колеса.

83. Основные неисправности рулевых управлений.

84. Регулировка рулевого механизма


8.6. Терминологический минимум

Автомобиль — наземное колесное безрельсовое транспортное средство, приводимое в движение собственным источником энергии, имеющее не менее четырех колес и предназначенное для перевозки пассажиров, транспортировки грузов и доставки смонтированного на нем специального оборудования.

Агрегат —несколько механизмов или сложных узлов, объединенных различными соединениями в одно целое с базовой деталью (например, коробка передач).

Аксиальный кривошипно-шатунный механизм – механизм, в котором ось коленчатого вала и поршневого пальца находятся в одной плоскости с осью цилиндра двигателя.

Амортизатор — устройство для гашения колебаний при движении автомобиля по неровной дороге.

Антифриз — охлаждающая жидкость, не замерзающая при низкой температуре.

Ареометр — прибор для измерения плотности жидкости.

Бедная смесь — горючая смесь с коэффициентом избытка воздуха

α=1,15-1,4

Бензин — смесь жидких углеводородов, выкипающих в интервале температур 30-205 оС.

Блок-картер — картер, выполненный как одно целое с цилиндром.

Блок цилиндров — остов двигателя, его базовая часть.

Богатая смесь — горючая смесь с коэффициентом избытка воздуха

α = 0,4-0,8.

Бородок — инструмент который используется для пробивания небольших, диаметром до 5 мм, отверстий в тонких (до 3 мм) стальных листах, а также при необ­ходимости совмещения отверстий в деталях, соединяемых болтами или заклепками, и для выбивания из отверстий забракован­ных заклепок и штифтов.

Бурт — кольцевое утолщение на цилиндрической поверхности.

Вентиляция картера — очищает картер двигателя от картерных газов, образующихся вследствие прорыва продуктов сгорания через неплотности поршневых колец.

Верхняя мертвая точка (ВМТ) — максимальное удаление поршня от оси вращения коленчатого вала.

Вкладыш — деталь подшипника скольжения, на которую опирается шейка вала.

Газораспределительный механизм (ГРМ) — впускает горючую смесь (воздух) в цилиндры и выпускает из них отработавшие газы.

Галтель — это поверхность плавного перехода от одного диаметра вала к другому.

Генератор — преобразует механическую энергию в электрическую.

Гибка — операция придания металлу определенной конфигурации без из-менения его сечения и обработки металла резанием.

Гильза цилиндров — служит направляющей поршня и совместно с головкой цилиндра и поршнем образует камеру сгорания переменного объема, в которой осуществляется рабочий цикл.

Горючая смес ь — смесь распыленного и испарившегося топлива с воздухом, способная горетьв цилиндрах двигателя.

Двигатель — источник механической энергии для движения автомобиля.

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) поршневой автомобильный — энергетическая установка, преобразующая химическую энергию сгорающего топлива в цилиндрах, имеющих поршни с возвратно-поступательным движением, в механическую энергию вращения коленчатого вала двигателя автомобиля.

Дезаксиальный КШМ — кривошипно-шатунный механизм, имеющий смещение (дезаксаж) оси поршневого пальца относительно оси цилиндра двигателя.

Деталь — изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Деталь, с которой начинается сборка узла, механизма или агрегата, называется базовой.

Детонация — сгорание в цилиндрах двигателя рабочей смеси с взрывом отдельных ее объемов.

Диафрагма — упругая тонкостенная пластина для разделения двух полостей с газами или жидкостями. В некоторых приборах диафрагму называют мембраной.

Дизель — двигатель с воспламенением топливовоздушной смеси от сжатия, в котором сжимается воздух, а топливо вводится в каждый цилиндр к концу сжатия.

Дифференциал — механизм трансмиссии автомобиля, распределяющий крутящий момент между ведомыми звеньями, позволяющий каждому из них изменять частоту вращения при вращающемся с постоянной частотой ведущем звене, передающий мощность, реализуемую на колесах автомобиля, связанных с ведомыми звеньями.

Диффузор карбюратора — деталь, предназначенная для создания разряжения, необходимого для истечения и распыливания топлива

Дроссельная заслонка — регулируетколичество горючей смеси, подаваемой в цилиндры двигателей.

Жалюзи — перегородка, расположенная перед или после радиатора, регулирующая поток воздуха через радиатор для управления температурой охлаждающей жидкости.

Жиклер — калиброванное отверстие, дозирует количество топлива, проходящего к распылителю карбюратора.

Зенкер — многолезвийный режущий инструмент для зенкерования в цилиндрических отверстиях деталей

Зенкерование — чистовая обработка отверстий после сверления или перед развертыванием отверстий.

Зенковани е — обработка деталей с целью получения конических или цилиндрических углублений вокруг отверстий, снятия фасок.

Износ — удаление части материала с поверхности в результате абразивного, химического, электролитического или других воздействий.

Калибры — бесшкальные измерительные инст­рументы, с помощью которых можно установить пределы откло­нений различных размеров — например, внутренних и наружных диаметров, высоты и длины деталей, расстояние между центрами отверстий и др.

Карбюратор — прибор для приготовления горючей смеси определенного состава в зависимости от режима работы двигателя.

Карта технологического процесса — технологический документ, содержащий описание процесса изготовления, сборки или ремонта изделия (включая контроль и перемещения) по всем операциям одного вида работ, выполняемых в одном цехе, в технологической последовательности с указанием данных о средствах технологического оснащения, материальных и трудовых нормативах. В ней определяются также место работы, вид и размеры материала, основные поверхности обработки детали и ее установка, рабочий инструмент и приспособления, а также продолжительность каждой операции.

Каталитический нейтрализатор — нейтрализатор отработавших газов, осуществляющий свои функции методом химического превращения токсичных компонентов в безвредные вещества в присутствии каталитически активного вещества.

Карданная передача — передает крутящий момент при изменяющихся углах между валами механизмов.

Картер двигателя — нижняя часть двигателя, зона вращения коленчатого вала. Отливается заодно с блоком цилиндров или крепится к нему.

Катушка зажигания — преобразует ток низкого напряжения в ток высокого напряжения.

Кернер — слесарный инструмент в виде заостренного металлического стержня из закаленной стали, применяемый для намётки (накернивания) точек при разметке заготовок, подлежащих механической обработке.

Клепка — операция получения неразъемного соединения материалов с использованием стержней, называемых заклепками.

Коррозия — самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в результате химического или электрохимического взаимодействия с окружающей средой.

Крейцмейсель — слесарный инструмент, похожий на зубило, но имеющий узкую или фасонную (канавочник) режущую часть. Он служит для вырезания прямоугольных или фасонных канавок.

Кронциркуль — мерный инструмент, используемый в слесарном деле для снятия и переноса размеров детали на масштаб. Различают следующие виды кронциркулей и нутромеров: нормальные для наружных или внутренних замеров; пружинные для наружных или внутренних замеров.

Керосин — смесь жидких углеводородов, выкипающих в интервале температуре 200-300 оС.

Клапан — открывает и закрывает впускной и выпускной каналы в различных узлах.

Клапан редукционный — ограничивает давление масла в смазочной системе двигателя.

Компрессия — максимальное давление в цилиндрах двигателя при его прокрутке на заданной частоте вращения.

Компрессометр — прибор для измерения давления в цилиндрах ДВС в конце такта сжатия.

Коленчатый вал — предназначен для восприятия усилия от шатунов и преобразования их движения во вращательное, получения крутящего момента и передачи его на маховик.

Колесо — это элемент, воспринимающий нагрузку и вращение от ступицы

к шине и состоящий из обода, диска и деталей крепления.

Компрессионное кольцо — уплотняет зазор между поршнем и цилиндром, служит для уменьшения прорыва газов из цилиндров в картер.

Компрессор — насос, нагнетающий воздух под давлением.

Коромысло — передает усилие от штанги к клапану.

Коэффициент избытка воздуха — отношение действительного количества воздуха в топливовоздушной смеси к теоретически необходимому для полного сгорания топлива.

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) — воспринимает давление газов и преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Кулачок — деталь с профилированной поверхностью скольжения, с помощью которой сопряженной детали предается движение.

Литраж двигателя () — сумма рабочих объемов всех цилиндров, выраженная в литрах или см3.

Лонжерон — продольная балка рамы автомобиля.

Лужение — процесс нанесения на металлическую поверхность детали или изделия тонкого слоя другого металла или его сплавов, соответствующих данному изделию. Наносимый слой, состоящий чаще всего из олова или его сплавов со свинцом, называют полудой. Лужение применяют при подготовке деталей к соединению пайкой, а также для созда­ния на поверхности деталей защитного слоя, предохраняющего их от коррозии и окисления.

Манжета — промежуточная упругая деталь, уплотняющая зазор между подвижной и неподвижной деталями.

Маховик — массивный диск, устанавливаемый на коленчатом валу для уменьшения неравномерности вращения коленчатого вала, вывода поршней из мертвых точек и осуществления вспомогательных тактов.

Маслосъемное кольцо — снимает излишки масла с зеркала цилиндров и

не дает попасть маслу в камеру сгорания

Метчик — металлорежущий инструмент для нарезания внутренней резьбы

в изделия; различают метчики ручные, машинныеи машинно-ручные.

Механизм —это подвижно связанные между собой детали или узлы, совершающие при помощи приложенных к ним сил определенные, заранее заданные движения (например, кривошипно-шатунный механизм).

Мокрая гильза цилиндра — гильза цилиндра, внешняя поверхность которой омывается охлаждающей жидкостью.

Мощность механических потерь — это мощность, затрачиваемая на преодоление трения в двигателе и на приведение в действие устройств, обслуживающих двигатель.

Муфта — устройство, соединяющая концы двух валов и передающие вращающий момент с одного вала на другой без изменения его значения и направления.

Наддув — подача заряда воздуха в цилиндр под давлением, превышающее атмосферное, с целью увеличения массы этого заряда.

Наклеп — физическое упрочнение металлов и сплавов при пластической деформации за счет частичного изменения структуры и свойств при температуре ниже температуры рекристаллизации. Наклеп снижает пластичность и ударную вязкость, но увеличивает предел прочности, предел текучести и твердость.

Насос-форсунка — устройство, выполняющее функции одноплунжерного топливного насоса высокого давления и форсунки.

Натяг — определяется как отрицательная разность между диаметрами отверстия и вала до сборки деталей, создающая после сборки неподвижное соединение.

Нижняя мертвая точка (НМТ) — минимальное удаление поршня от оси вращения коленчатого вала.

Номинальная частота вращения — частота вращения коленчатого вала, при которой назначается номинальная мощность.

Нормальная смесь — состав смеси, содержащей воздух в количестве, теоретически минимально необходимым для полного сгорания топлива.

Обкатка — период работы автомобиля после его изготовления или ремонта при постепенно увеличивающейся нагрузке в целях приработки трущихся деталей, обеспечивающих их длительный срок службы.

Объем камеры сгорания () — объем пространства над поршнем при нахождении его в ВМТ.

Октановое число — условный показатель антидетонационных свойств бензина; определяется как процентное (по объему) содержание изооктана в такой смеси с нормальным гептаном, которая по детонационной стойкости при стандартных условиях испытаний равноценна испытуемому бензину.

Ось — деталь машины, предназначенная только для поддержания установленных на ней деталей.

Опиливание — процесс снятия припуска напильниками, надфилями или рашпилями. Оно основано на ручном или механическом снятии с обрабатываемой поверхности тонкого слоя материала.

Операция — законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте. Отдельные операции отличаются характером и объемом выполняемых работ, используемым инструментом, приспособлением и оборудованием.

Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности. Отказ всегда связан с неисправностью.

Паронит — листовой материал из асбестового полотна, каучука, минерального наполнителя и серы. Служит для изготовления прокладок.

Пассатижи — ручной слесарно-монтажный и злектромонтажный инструмент, в котором совмещены плоскогубцы, резак для проволоки (в шарнире), две выемки с зубцами для обхвата и завертывания мелких труб, гаек и др.

Паяние — соединение деталей в твердом нагретом состоянии посредством расплавления присадочного материала ‑ припоя.

Плавающий поршневой палец — поршневой палец, имеющий возможность вращаться в верхней головке шатуна и в бобышках поршня.

Плашка — инструмент для нарезания наружной резьбы на болтах, винтах, шпильках и.т.п. деталях.

Плоскогубцы — ручной слесарно-монтажный инструмент с губками пирамидальной формы и прямоугольного сечения с насеченными внутренними поверхностями. Применяется для захвата изгибания небольших деталей.

Плунжер — поршень, длина которого значительно больше диаметра.

Полный объем цилиндра — объем пространства над поршнем при нахождении его в НМТ.

Повреждение — событие, заключающееся в нарушении исправности объекта.

Подвеска автомобиля — совокупность направляющих устройств и упругих элементов, связывающих колеса с рамой или кузовом; обеспечивает плавность хода и устойчивость.

Поршень — служит для восприятия усилия давления газов и передачи его на поршневой палец, совместно с гильзой цилиндров и головкой блока цилиндров образует объем камеры сгорания переменного объёма, в которой осуществляется рабочий цикл двигателя.

Поршневой палец — шарнирно соединяет поршень с верхней головкой шатуна.

Порядок работы цилиндров двигателя — последовательность чередования одноименных тактов в различных цилиндрах.

Правка — операция возвращения кривым или погнутым металлическим изделиям первоначальной прямолинейной или другой формы.

Прерыватель-распределитель зажигания — периодически прерывает цепь низкого напряжения и подводит ток высокого напряжения к свечам зажигания в соответствии с порядком работы двигателя.

Процесс сжатия — процесс уменьшения объема рабочего тела в цилиндре двигателя при движении поршня от НМТ до ВМТ, сопровождающийся повышением давления и температуры свежего заряда.

Притирка — доводка деталей, работающих в паре, для обеспечения наилучшего контакта рабочих поверхностей.

Рабочее место — часть пространства, приспособленного для выполнения автослесарем или группой работников производственного задания; рабочее место включает:

- основное и вспомогательное производственное оборудование (станки, механизмы, энергетические установки, различные коммуникации);

- технологическую оснастку, приспособления, инструмент и необходимый инвентарь (установочные столы, стенды, вер­стаки, стеллажи, шкафы и др.).

Рабочий ход — законченная часть операции, связанная с однократным перемещением инструмента относительно обрабатываемой детали, необходимая для осуществления изменения геометрии детали.

Развертка — многолезвийный режущий инструмент, используемый для окончательной обработки отверстий с целью получения отверстия высокой степени точности и с поверхностью незначительной шероховатости.

Резка — слесарная операция, выполняемая при надрезании, вырезании и разрезании на части металла и различных твердых материалов.

Разметка — операция нанесения на поверхность материала, заготовки или обрабатываемой детали точек и рисок (линий), указывающих контуры поверхностей, подлежащих обработке, а также осевых и вспомогательных линий й центровых знаков для выверки заготовок и деталей при установке их на станках. Разметка может быть плоскостной, выполняемой на поверх­ности плоских материалов, заготовок и деталей, и пространственной.

Рабочий объем цилиндра () — объем, освобождаемый поршнем в цилиндре при его движении от ВМТ к НМТ.

Рабочий процесс — явления, происходящие в цилиндре двигателя.

Рабочий цикл — комплекс последовательных рабочих процессов, периодически повторяющихся в цилиндре двигателя и обусловливающих превращение тепловой энергии сгорающего топлива в механическую работу.

Радиатор — теплообменный прибор, предназначенный для передачи теплоты от охлаждающей жидкости и масла в двигателе в окружающую среду.

Развертка — металлорежущий многолезвийный инструмент для чистовой обработки отверстий.

Распределительный вал — служит для открытия клапанов в определенной последовательности в соответствии с порядком работы двигателя.

Распылитель — устройство для подачи топлива в центр смесительной камеры карбюратора.

Редуктор — 1. Зубчатая передача для уменьшения частоты вращения и соответственно увеличения крутящего момента. 2. Устройство для понижения давления газа или жидкости.

Рессора — упругий элемент подвески автомобиля, смягчающей удары от неровностей дороги и выдерживающей рабочую нагрузку без остаточной деформации.

Рециркуляция отработавших газов — подача части отработавших газов

в камеру сгорания двигателя.

Ресивер — принимает и накапливает сжатый воздух.

Ресурс — наработка объекта до наступления предельного состояния, оговоренного в нормативно-технической документации.

Рубка — слесарная операция холодной обработки металла резанием с помощью ударных (молоток) и режущих (зубило, крейцмейсель) инструментов.

Рулевое управление — это совокупность устройств, служащая для поворота управляемых колес автомобиля при воздействии водителя на рулевой управляющий орган и состоящая в общем случае из рулевой колонки, механизма, привода и усилителя

Сальник — уплотнение с мягкой или твердой набивкой, герметизирующее зазор между подвижной и неподвижной деталями. В качестве сальников используют манжеты и другие детали.

Система — совокупность узлов и механизмов, взаимодействующих между собой и выполняющих определенные функции в процессе работы.

Сварка – технологический процесс образования неразъемного соединения деталей путем их местного сплавления, в результате чего возникают прочные связи между атомами соединяемых тел.

Свеча зажигания — устройство для воспламенения горючей смеси при помощи электрического разряда (искры) между электродами.

Система зажигания — совокупность деталей, узлов и приборов, обеспечивающих воспламенение смеси в цилиндрах двигателя.

Система охлаждения — совокупность деталей, узлов и агрегатов, предназначенная для поддержания заданного теплового состояния двигателя.

Система питания — совокупность деталей, узлов и агрегатов, обеспечивающих забор, очистку и подвод воздуха, хранение, очистку, дозирование, распыливание и подачу топлива, а также выпуск отработавших газов.

Слесарное дело — ремесло, состоящее в умении обрабатывать металл в холодном состоянии при помощи ручных слесарных инструментов (молотка, зубила, напильника, ножовки и др.).

Слесарь — работник, выполняющий обработку металлов в холодном состоянии, сборку, монтаж, демонтаж и ремонт всевозможного рода оборудования, машин, механизмов и устройств при помощи ручного слесарного инструмента, простейших вспомогательных средств и оборудования (электрический и пневматический инструмент, простейшие станки для резки, сверления, сварки, гибки, запрессовки и т. д.).

Съемник — слесарный инструмент для съема с валов зубчатых колес, муфт, шкивов, подшипников, рычагов и т. д.

Смазочная система — совокупность деталей, узлов и агрегатов, обеспечивающих хранение, очистку и подведение масла к трущимся деталям, его охлаждение, а также использование масла в качестве жидкости гидравлических устройств двигателя.

Сольвент — жидкая смесь ароматических углеводородов (ксилолов с примесью толуолов и бензолов). Применяется как растворитель лаков и красок.

Стартер — производит пуск двигателя автомобиля.

Степень сжатия — отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания; показывает, во сколько раз уменьшается объем над поршнем при перемещении поршня от НМТ к ВМТ.

Ступенчатая коробка передач — коробка передач, в которой преобразование крутящего момента осуществляется зубчатыми передачами с различными передаточными числами. Другими словами КП представляет собой зубчатый механизм со ступенчато изменяемым передаточным числом или ступенчатый трансформатор крутящего момента.

Ступица — центральная, обычно утолщенная часть колеса с отверстием для его посадки на ось или вал.

Сухарь — деталь, имеющая незамкнутые цилиндрические поверхности.

Сцепление — временно разъединяет и плавно соединяет двигатель и трансмиссию.

Такт — часть рабочего цикла двигателя совершаемого при движении поршня от одной крайней (мертвой) точки к другой, т.е. за один ход поршня.

Термостат — прибор для управления охлаждающей жидкости в системе охлаждения для ускорения прогрева двигателя при пуске и поддержания заданного уровня температуры охлаждающей жидкости.

Техническое обслуживание — комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при его использовании, хранении или транспортировании.

Технический осмотр автомобиля — комплекс контрольных операций, который проводятся перед началом экс­плуатации в целях проверки готовности автомобиля к его ис­пользованию.

Технологический переход — законченная часть операции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей, образуемых при обработке или соединяемых при сборке. Например, сверление детали сверлом одного диаметра или соединение втулки с валом.

Технологический процесс — часть производственного процесса, непосредственно связанная с изменением формы, размеров или физических свойств материалов или полуфабрикатов до получения изделия требуемой конфигурации и качества.

Толкатель — передает усилия от кулачков распределительного вала к штангам.

Тормозной механизм —это устройство, предназначенное для непосредственного сопротивления движению автотранспортного средства.

Торсион — металлический упругий элемент подвески автомобиля в виде стержня, одним концом закрепленный на раме или кузове и работающий на кручение.

Трансмиссия — состоит из механизмов и агрегатов, которые преобразуют

и передают крутящий момент, подводимый от двигателя к ведущим колесам.

Трубопровод впускной — равномерно распределяет горючую смесь или воздух по цилиндрам двигателя.

Трубопровод выпускной — отводит отработавшие газы из цилиндров двигателя.

Уайт-спирит — смесь жидких углеводородов. Применяется в качестве растворителя лаков и красок.

Угол опережения зажигания — угол, на который проворачивается ко­ленчатый вал двигателя с момента появления искры до момента прихода поршня в верхнюю мертвую точку.

Узел — несколько деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других типов соединений.

Фазы газораспределения — моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в углах поворота коленчатого вала относительно мертвых точек.

Фильтр воздушный — очищает воздух от пыли и других примесей.

Фильтр масляный — очищает масло от механических примесей.

Фильтр топливный — очищает топливо от примесей.

Форсированный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, средняя скорость и (или) среднее эффективное давление которого близки к предельным допустимым значениям для данного типа двигателя.

Форсунка — впрыскивает топливо (в цилиндр, впускной трубопровод) в количестве, соответствующем режиму работы двигателя.

Фрезерование — обработка деталей снятием стружки, при которой режущий инструмент – фреза – имеет вращательное движение, а обрабатываемая деталь – поступательное.

Хвостовик — часть сверла цилиндрической или конусной формы (сверла по дереву имеют четырехгранный конический хвостовик), которая служит для закрепления сверла при конической форме в конических переходных втулках с конусом Морзе, а при цилиндрической – в двух- или трехкулачковом сверлильном патроне.

Ход поршня (S) — расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой. Ход поршня равен двум радиусам кривошипа S = 2R. Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на угол 180°.

Ходовая часть — состоит из несущей системы, подвески, балок мостов, колес и предназначена для обеспечения поступательного движения автомобиля, поддержания заданного дорожного просвета, смягчения толчков и ударов, возникающих при движении.

Цапфа — часть оси или вала, опирающаяся на подшипник.

Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания — поршневой двигатель внутреннего сгорания, у которого рабочий цикл совершается за два оборота коленчатого вала (за четыре хода поршня).

Часовой расход топлива (Gт) — количество топлива в кг, потребляемое двигателем на данном режиме работы за 1 час.

Шабер — слесарный инструмент в виде заостренного с одной стороны прямоугольного или трехгранного стального бруска с рукояткой. Применяется для обработки (шабрения) поверхностей, пригоняемых при сборке и ремонте машин.

Шабрение — процесс получения требуемой по условиям работы точности форм, размеров и относительного положения поверхностей для обеспечения их плотного прилегания или герметичности соединения.

Шлифование — чистовая обработка поверхностей деталей абразивными инструментами.

Шарнир — подвижное соединение деталей, допускающее вращение только вокруг общей точки или оси.

Шасси — объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его движения.

Шатун — звено кривошипно-шатунного механизма, соединяющее поршень с кривошипом коленчатого вала, передает усилия между ними.

Шлифовальная шкурка — гибкий абразивный инструмент, представляющий собой бумажное или тканевое полотно с закрепленными на нем абразивным материалом различной зернистости; применяется для очистки, шлифования и полирования деталей.

Шлифование — чистовая обработка поверхностей деталей абразивными инструментами.

Штанга — передает усилие от толкателей к коромыслам.

Штангенциркуль — мерный инструмент, служащий для внутренних и наружных измерений длины, диаметра и глубины.

Щупы — мерные пластины для проверки зазоров между поверхностями.

Эжектор — устройство, в котором для перемещения газов используется кинетическая энергия другого газа.

Этиленгликоль — двухатомный спирт СН2(ОН) – СН2(ОН) – сиропообразная бесцветная ядовитая жидкость; tплавл ‑12 оС, tкип 198 оС; смешивается с водой в любых соотношениях; смесь этиленгликоля с водой используется в качестве антифризов.

Эффективная мощность () — это мощность, получаемая на коленчатом валу двигателя.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

ОЗО -3 года

Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Кол-во часов/зет
1. Виды и объемы учебной работы в т.ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 252\7
1.2. Аудиторные занятия  
1.2.2 Практические занятия 24= 12 + 12
1.3. Самостоятельная работа  
1.3.1. Контрольная работа  
2. График изучения дисциплины
2.1. Семестр 5 и 6
2.2. Зачет (семестр)  
2.3. Экзамен (семестр)  
2.4. Контрольная работа (семестр)  

Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

ОЗО -4 года

Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Кол-во часов\зет
1. Виды и объемы учебной работы в т.ч.
1.1 Общая трудоемкость дисциплины 288\8
1.2 Аудиторные занятия  
1.2.2 Практические занятия 24=12 + 12
1.3 Самостоятельная работа 251=180 + 71
1.3.1 Контрольная работа  
2. График изучения дисциплины
2.1 Семестр 3 и 4
2.2 Зачет(семестр)  
2.3 Экзамен (семестр)  
2.4 Курсовая работа (семестр)  

Программу составил доцент, к.т.н. ______________________ Меркулов Е.П.

Программа обсуждена на заседании кафедры Автомобили и автомобильное хозяйство и методики преподавания технических дисциплин

протокол № от 2012 г.

Заведующий кафедрой,,к.т.н, доцент. Руднев В.В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: