Формирования личности аномального ребенка

Л. П. Носкова

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ

КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПУТЕЙ

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА

...При исследовании обучения аномального ребенка полнее раскрываются закономерности развития нормальных детей, подтверждаются или опровергаются установившиеся взгляды на этот процесс. Анализ проблем воспитания детей с различными отклонениями в развитии позволяет более тщательно разрабатывать пути и средства педагогического воздействия применительно к нормальному ребенку на каждом возрастном этапе…

…Подход к системе коррекционного обучения аномальных детей дошкольного возраста, ориентированной на формирование личности ребенка, может на первый взгляд показаться неоправданно смелым и нереальным применительно к данному возрастному этапу и к столь тяжелым категориям аномальных детей, как глухие, слабослышащие, умственно отсталые. Сами представления о личности с позиций изучения развития аномальных детей могут оцениваться как упрощенческие. Однако если педагоги, осуществляющие коррекционное воспитание, т. е. (по существу) формирование и развитие всех психических функций, не ставят перед собой цели создания совокупности каких-то новых качеств, достижения гармоничности…

…Один из пробелов, или пустых мест, в натуральном развитии аномального ребенка раннего возраста, до его специального обучения, — его эмоциональное недоразвитие, которое обусловлено как биологическим дефектом, так и социальными связями со взрослыми, неумелым подходом родителей к воспитанию такого младенца уже с первых дней его жизни. Отсюда особая актуальность разработки подхода, при котором используются все возможности для эмоционально-эстетического и эмоционально-нравственного воспитания детей, для восполнения недостатков аффективной сферы. Решить эти задачи в полной мере можно опять-таки лишь в русле тех видов деятельности, которые присущи каждому возрастному этапу…

…В качестве одного из путей эмоционально-эстетического и умственного воспитания намечено развитие у детей чувства ритма, образующего композиционную структуру произведений и музыкальных, и изобразительного творчества. Без сформированного чувства ритма невозможно как эмоциональное восприятие произведений искусства, так и собственное творческое проявление. Чувство ритма — необходимый компонент развития речедвигательной системы человека, а также любой разумной деятельности. Таким образом, формирование чувства ритма, влияя на аффективную и интеллектуальную сферы психики, имеет непосредственное отношение к характеристике личностного развития человека.

В работах по дошкольной педагогике и в программах дошкольного воспитания проводится мысль о необходимости такого комплексного подхода, при котором происходит взаимопроникновение разных деятельностей, их иерархическая соподчиненность. Это позволяет при обучении детей рисованию и лепке развивать у них умственные способности, а во время занятий физической культурой не только осуществлять физическое развитие, но и воспитывать волю, нравственные качества, чувство красоты…

…Отличительная особенность коррекционного обучения — беспредельное насыщение всей организованной и просто бытовой деятельности знаками. В обучении дошкольников с отклонениями в развитии, особенно с нарушениями слуха, используются специальные виды наглядности и способы подачи материала, которые практически опредмечивают всю передаваемую информацию. На занятиях постоянно привлекаются часы и их макеты, разнообразные календари, схематическое и картинное изображение времен года и суток, вводятся условные изображения погодных явлений, даются представления о плане, карте, глобусе, применяются разного рода шкалы, графики, диаграммы.

Обучение языку детей с недостатками слуха базируется на вспомогательных средствах — письменной и дактильной формах речи, используется звукоусиливающая аппаратура и опора на особые движения — фонетическую ритмику…

…Применительно к обучению аномального ребенка необходимо подчеркнуть, что средствами специальной педагогики с величайшими трудностями удается подогнать его развитие под соответствующий возрастной этап, учитывая при этом массу особенностей в самом процессе воспитания, в этапах развития ребенка, в становлении мотивации, в результатах направленных воздействий. Важнейшее требование к организации специального обучения детей с нарушениями слуха и интеллекта и отличительная особенность педагогических условий, на которые рассчитана коррекция аномального развития, — обучение детей в коллективе. Коллективное обучение детей отличается от индивидуального прежде всего изменением мотивации деятельности. Обоснование коллективных форм воспитания аномальных детей в условиях специального детского сада, где группы сформированы из дошкольников одного возраста и с одинаковыми дефектами в развитии, мы находим в характеристиках детских коллективов (в основном школьных)…

…Разрабатывая пути нравственного воспитания умственно отсталых дошкольников, мы пришли к выводу, что оптимальные условия для формирования морального облика могут быть созданы в деятельности, моделирующей реальные отношения людей в трудовой и общественной жизни. Такой деятельностью для дошкольника становится в первую очередь сюжетно-ролевая игра. Игра, а также труд создают благоприятные условия для воспитания у детей особой нравственной мотивации, которая лежит в основе так называемых внутренних этических инстанций…

В кн. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П.Носковой; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогіка, 1989. – 176 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: