Выбор логистических посредников

Наиболее распространенной задачей для большинства функциональных логистик является выбор логистических посредников (ЛП): поставщиков, экспедиторов, перевозчиков и т. д. При наличии конкуренции во всех звеньях логистической системы существует многовариантность, выражающаяся как в большом количестве ЛП, так и в наличии альтернативных вариантов решений, сформированных из различных звеньев логистической системы.

Существует два принципиально отличающихся подхода к выбору ЛП:

- аналитический, предполагающий осуществление отбора с помощью формул, которые включают ряд параметров, характеризующих ЛП;

- экспертный, основанный на оценке параметров, характеризующих ЛП, специалистами- экспертами.

Выбор ЛП включает следующие положения:

1. Все критерии (показатели) разделены на три группы: количественные, качественные и релейные. Для всех ЛП разрабатываются стандартизированные таблицы критериев (показателей) (см. табл. 9.1).

2. К релейным критериям отнесены такие, которые имеют только два варианта оценки: «да» или «нет». Например, наличие у ЛП соответствующего сертификата качества или лицензии, страховых полисов, допуск к каким-либо процедурам (так, для международных перевозчиков – допуск к процедуре МДП) и др. Выделение релейных показателей повышает объективность процесса выбора, а также позволяет сократить объем работы экспертов.

3. Для определения значений количественных показателей помимо оценок экспертов используются различные источники информации (отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т. п.).

4. Для получения оценок качественных показателей используется функция желательности, что позволяет свести их к количественным.

5. Весовые коэффициенты, учитывающих степень влияния критериев на интегральную оценку, рассчитываются для количественных и качественных показателей с учетом их общего ранжирования. Для исчисления весовых коэффициентов могут использоваться различные зависимости:

линейная,

экспоненциальная,

по нормальному закону.

Таблица 9.1. - Критерии выбора перевозчиков

№ п/п Наименование критерия Ранг
  Соблюдение сроков доставки  
  Тарифы за доставку  
  Общее время транзита «Д-Т-Д»  
  Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа  
  Финансовая стабильность перевозчика  
  Наличие дополнительного оборудования по грузопереработке  
  Частота сервиса  
  Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза  
  Сохранность груза (в т. ч. потери и хищения)  
  Квалификация персонала  
  Отслеживание отправок  
  Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса  
  Готовность схем маршрутов перевозок  
  Сервис на линии  
  Процедура заказа транспортировки  
  Качество организации продаж транспортных услуг  

Алгоритм выбора перевозчика может быть следующим:

1. Отбор и ранжирование критериев.

2. Предварительный отбор перевозчиков на рынке транспортных услуг на базе маркетинговых исследований.

3. Определение веса каждого критерия.

4. Оценка степени удовлетворения перевозчика критериям на основе экспертного анализа. Оценку критериев можно производить по трехбалльной шкале, где балл «3» соответствует оценке «хорошо», «2» – «удовлетворительно», «1» – «плохо».

5. Вычисление рейтинга перевозчика по каждому критерию.

6. Выбор перевозчика на основании суммарного рейтинга каждого из них.

При расчетах вес определен делением количества критериев (6) на соответствующий ранг; рейтинг – произведение экспертной «оценки» на «вес».


Таблица 9.2. - Расчет рейтинговых оценок для выбора перевозчика

Критерий Ранг Вес Перевозчик № 1 Перевозчик № 2 Перевозчик № 3
оценка рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг
Соблюдение времени доставки   6,0   12,0   6,0   18,0
Тарифы за доставку   3,0   9,0   6,0   6,0
Частота сервиса   0,9   0,9   1,8   1,8
Сохранность груза   0,7   0,7   1,4   0,7
Квалификация персонала   0,6   1,2   1,8   0,6
Сервис на линии   0,4   1,2   0,8   1,2
Суммарный рейтинг       25,0   17,8   28,3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: